logo
Н

1.2. Немного истории

Родиной PR, и как науки, и как самостоятельного бизнеса, считают США. В 1900 году в Гарвардском университете уже существовало собственное отделение по связям с общественностью. Первое самостоятельное PR-агентство было создано в 20-х годах прошлого века. Тогда же американцам пришло в голову использовать PR в политике. Это и впрямь гениальная идея, потому как без серьезной, вдумчивой работы по созданию имиджа — большинства политиков просто бы не было! И это не преувеличение. Даже о стоящем человеке электорат должен откуда-то (и не просто откуда-нибудь и что-нибудь) узнать, а без политического PR должной информации явно бы не хватало. Или бы они не дошагали до властных кабинетов, включая овальный в Белом Доме. Или... Впрочем, можно долго перечислять, чего бы не было, сама жизнь была бы другой, нравится нам это или нет.

Именно тогда (см. выше) в демократической партии США появляется должность советника по PR. Аналогичная должность появляется и у республиканцев, но несколько позже, в 1936 году. В это время PR становится довольно востребованным в серьезных структурах США и выделяется в самостоятельный сектор менеджмента, без которого не обходится уже ни одна крупная американская компания. Кстати, в этот же период заявляют о себе и первые специалисты по проведению предвыборных кампаний, т. е. политические пиарщики.

1950—1970 годы — бум public relations не только в США, но и в Европе. PR завоевывает сердца и становится независимой структурой в менеджменте, продолжая свое бурное развитие. Университеты начинают выпускать специалистов по PR и рекламе; ко второй половине прошлого века число работников, занятых в сфере PR, превышает 100 тысяч человек.

Сегодня в США более 2 тысяч PR-агентств, а число работающих в этой отрасли превысило 200 тысяч.

Число пиарщиков в странах СНГ пока не поддается подсчету в силу многих обстоятельств, но ведь мы находимся только в начале пути, не так ли?