logo
Н

Подготовка к публичному выступлению

Все вышеперечисленное относилось к поведению оратора. А теперь — о речи. Даже профессиональные ораторы всегда готовятся к выступлению. Без надлежащей подготовки вы можете испортить не только данную, конкретную PR-акцию, но и нивелировать всю предыдущую работу по созданию имиджа чего бы то ни было и кого бы то ни было, а такого в PR-бизнесе не прощают ни клиенты, ни конкуренты.

При подготовке речи четко определитесь с темой и целью выступления, проведите анализ аудитории и ситуации. Тема и цель выступления, как правило, заранее предопределены программой, расписанием и т. п. Если есть возможность, остановитесь на теме, хорошо знакомой и интересной лично вам.

Когда вы определились с основным тезисом и аудиторией, можно приниматься за создание речи (имеется в виду, на бумаге). Для начала спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе мысленно группу из двух-трех человек, которым адресовано выступление, и готовить речь для них.

Имейте в виду следующие характеристики аудитории:

Выступление должно состоять из трех частей: предисловие, основная часть, заключение. Распределите время приблизительно так:

Коренная идея (в речи может быть несколько ведущих идей, но не более трех) дает возможность задать определенную тональность выступлению. Начинайте с краткого анализа проблемы или ситуации, о чем бы ваша речь ни шла.

Предисловие: немаловажная часть, так как более всего запоминается слушателями, а потому оно должно быть скрупулезно продуманным. Затягивать предисловие не следует, будьте кратки.

Основная часть: исчерпывающее обоснование основного тезиса. Каждый оратор по-своему подходит к раскрытию главной темы, но есть некоторые, общепринятые, правила построения аргументации.

  1. Озвучивание выявленных противоречий, их анализ и возможный путь их разрешения. Это самый простой способ — цепочка «проблема → причина возникшей проблемы → решение проблемы» безотказна и понятна любой аудитории.

  2. Хронологическое изложение. Этот метод предполагает только констатацию фактов в некоем порядке (обычно хронологическом). Но все факты и проблемы озвучиваются так, что в их представлении обычно уже заложены пути решения.

  3. Изложение материала от причин к следствию (от частного к общему).

  4. Индуктивное изложение (от общего к частному).

План основной части должен быть удобопонятным.

Выявите объект выступления, подберите как можно больше фактического материала и важных примеров. Основной тезис нужно повторить в речи неоднократно (не меньше трех раз), при этом желательно менять интонацию, делая ударение на разных словах.

Пример. В. В. Путин нередко использует прием повторения с разными ударениями. В течение 20-минутной речи, слушателями которой были студенты и преподаватели вузов, он четырежды повторил одну и ту же фразу, но произнеся ее по-разному:

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

Таким образом, он сумел убедительно донести до аудитории (достаточно критичной, между прочим) тот факт, что правительство исключительно озабочено уровнем образования и в целом проблемами студентов и преподавателей вузов, что оно занимается решением этих проблем постоянно, внимательно отслеживает новые и решает их.

Заключение: в нем формулируются выводы, вытекающие из основной идеи выступления. Правильно построенная заключительная часть содействует хорошему впечатлению от выступления в целом. Повторите узловую идею и еще раз (очень сжато) возвратитесь к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Завершайте речь категорическим заявлением, подводящим итог выступлению.

Аудитория не всегда подготовлена к вашей позиции и компетентно преподнести вопрос это половина успеха. Не забывайте, ваша позиция должна быть понятна слушателям с первого слова!

Все выводы аргументируйте, но не увлекайтесь доказательствами. Цифровые данные желательно демонстрировать посредством таблиц и графиков, но не зачитывать, что крайне утомляет слушателей. Лучше, когда в устном выступлении объемы цифрового материала ограничены, на него лучше ссылаться, а не приводить целиком.

Если есть возможность, то стоило бы отвести раздумьям над будущей речью несколько дней, да и переписать ее не менее трех раз, с интервалом в день-два. За этот период возникнет пропасть новых идей.

Подготовленный проект и план выступления важно проконтролировать следующими вопросами:

Если вы готовите речь клиенту, никогда не делайте этого без его участия и наполните текст короткими абзацами (или более крупно) на темы, интересные выступающему. Тогда это, возможно, будет увлекательно и значимо для других.

Докоммуникативный этап непременно должен заканчиваться репетицией спича. Потренируйтесь перед близкими или друзьями, в крайнем случае, используйте зеркало, но прочесть весь текст вслух необходимо.