Подготовка к публичному выступлению
Все вышеперечисленное относилось к поведению оратора. А теперь — о речи. Даже профессиональные ораторы всегда готовятся к выступлению. Без надлежащей подготовки вы можете испортить не только данную, конкретную PR-акцию, но и нивелировать всю предыдущую работу по созданию имиджа чего бы то ни было и кого бы то ни было, а такого в PR-бизнесе не прощают ни клиенты, ни конкуренты.
При подготовке речи четко определитесь с темой и целью выступления, проведите анализ аудитории и ситуации. Тема и цель выступления, как правило, заранее предопределены программой, расписанием и т. п. Если есть возможность, остановитесь на теме, хорошо знакомой и интересной лично вам.
Когда вы определились с основным тезисом и аудиторией, можно приниматься за создание речи (имеется в виду, на бумаге). Для начала спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе мысленно группу из двух-трех человек, которым адресовано выступление, и готовить речь для них.
Имейте в виду следующие характеристики аудитории:
возраст;
степень образованности и возможные (если ваши слушатели не узконаправленная аудитория) профессии;
цель посещения людьми вашего выступления;
уровень осведомленности и обоснование повышенного внимания к теме.
Выступление должно состоять из трех частей: предисловие, основная часть, заключение. Распределите время приблизительно так:
1-я часть — 10-15%;
2-я — 60-65%;
3-я — 20-30%.
Коренная идея (в речи может быть несколько ведущих идей, но не более трех) дает возможность задать определенную тональность выступлению. Начинайте с краткого анализа проблемы или ситуации, о чем бы ваша речь ни шла.
Предисловие: немаловажная часть, так как более всего запоминается слушателями, а потому оно должно быть скрупулезно продуманным. Затягивать предисловие не следует, будьте кратки.
Основная часть: исчерпывающее обоснование основного тезиса. Каждый оратор по-своему подходит к раскрытию главной темы, но есть некоторые, общепринятые, правила построения аргументации.
Озвучивание выявленных противоречий, их анализ и возможный путь их разрешения. Это самый простой способ — цепочка «проблема → причина возникшей проблемы → решение проблемы» безотказна и понятна любой аудитории.
Хронологическое изложение. Этот метод предполагает только констатацию фактов в некоем порядке (обычно хронологическом). Но все факты и проблемы озвучиваются так, что в их представлении обычно уже заложены пути решения.
Изложение материала от причин к следствию (от частного к общему).
Индуктивное изложение (от общего к частному).
План основной части должен быть удобопонятным.
Выявите объект выступления, подберите как можно больше фактического материала и важных примеров. Основной тезис нужно повторить в речи неоднократно (не меньше трех раз), при этом желательно менять интонацию, делая ударение на разных словах.
Пример. В. В. Путин нередко использует прием повторения с разными ударениями. В течение 20-минутной речи, слушателями которой были студенты и преподаватели вузов, он четырежды повторил одну и ту же фразу, но произнеся ее по-разному:
«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»
«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»
«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»
«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»
Таким образом, он сумел убедительно донести до аудитории (достаточно критичной, между прочим) тот факт, что правительство исключительно озабочено уровнем образования и в целом проблемами студентов и преподавателей вузов, что оно занимается решением этих проблем постоянно, внимательно отслеживает новые и решает их.
Заключение: в нем формулируются выводы, вытекающие из основной идеи выступления. Правильно построенная заключительная часть содействует хорошему впечатлению от выступления в целом. Повторите узловую идею и еще раз (очень сжато) возвратитесь к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Завершайте речь категорическим заявлением, подводящим итог выступлению.
Аудитория не всегда подготовлена к вашей позиции и компетентно преподнести вопрос это половина успеха. Не забывайте, ваша позиция должна быть понятна слушателям с первого слова!
Все выводы аргументируйте, но не увлекайтесь доказательствами. Цифровые данные желательно демонстрировать посредством таблиц и графиков, но не зачитывать, что крайне утомляет слушателей. Лучше, когда в устном выступлении объемы цифрового материала ограничены, на него лучше ссылаться, а не приводить целиком.
Если есть возможность, то стоило бы отвести раздумьям над будущей речью несколько дней, да и переписать ее не менее трех раз, с интервалом в день-два. За этот период возникнет пропасть новых идей.
Подготовленный проект и план выступления важно проконтролировать следующими вопросами:
вызывает ли мое выступление интерес;
достаточной ли я располагаю информацией по настоящей проблеме, имеется ли в наличии у меня достаточно данных;
хватит ли мне отведенного времени для выступления.
Если вы готовите речь клиенту, никогда не делайте этого без его участия и наполните текст короткими абзацами (или более крупно) на темы, интересные выступающему. Тогда это, возможно, будет увлекательно и значимо для других.
Докоммуникативный этап непременно должен заканчиваться репетицией спича. Потренируйтесь перед близкими или друзьями, в крайнем случае, используйте зеркало, но прочесть весь текст вслух необходимо.
- Абельмас Нина Васильевна
- Глава 1. Pr: Первое знакомство
- 1.1. ОпределениеPr
- 1.2. Немного истории
- 1.3. Основные направления деятельностиPr-агентств
- 1.4. Термины и понятияPr
- 1.5.PRи пропаганда,pRи реклама — в чем разница?
- Глава 2. С чего начать и как действовать?
- 2.1. Агентство или собственнаяPr-служба?
- Консультационное агентство: за или против?
- Собственная служба pr
- 2.2. Изучение и классификация целевых групп
- Глава 3. Феномен толпы
- 3.1. Психология толпы
- 3.2. Лидеры и вожаки
- 3.3. Как увлечь толпу
- 3.4. Как управлять толпой
- Глава 4. Виды и принципы общения
- 4.1. Вербальные коммуникации
- 4.1.1. Голос как инструмент манипулирования
- Темп/ритм
- 4.1.2. Магия слов
- Запрещенные слова «нет» и «не»
- 4.1.3. Бумага не стерпит, или как написать…
- ...Письмо
- ...Объявление
- ...Заголовки
- 4.1.4. Монолог и ораторство
- Внешний вид оратора
- О манерах
- Подготовка к публичному выступлению
- Непосредственное общение с аудиторией
- Из практики успешного оратора
- 4.1.5. Диалог
- Как правильно построить диалог
- 4.1.6. Немного о групповых коммуникациях
- Принципы эффективного собрания
- Переговоры
- Что обеспечит успех переговоров
- Техника постановки вопросов
- Деловой завтрак, обед, ужин
- Переводчик
- Телефонные переговоры
- Презентация
- Подготовка презентации
- 4.2. Невербальные средства общения
- 4.2.2. Расшифровка некоторых жестов
- Глава 5. Pr-технологии
- 5.1. Создание имиджа
- Функции хорошей репутации
- Принципы работы с имиджем
- Планируемая индивидуальность
- Метод переноса
- 5.2. Средства для создания имиджа Пресс-центр
- Полиграфическая продукция
- 5.3. Внушение и манипуляции
- Сми как инструмент манипуляции
- Почему сми удобны для манипуляций?
- Внушение с благими намерениями
- 5.4. Слухи Слух как метод распространения информации
- Какие бывают слухи
- Свойства слухов
- Что усиливает слухи
- Слухи: воевать или использовать?
- Если слух уже случился...
- Слухи на службе уPr
- 5.5. Эпатаж Что представляет собой эпатаж
- Пять функций эпатажа
- Девять признаков эпатажа
- Семь шагов удачного эпатажа
- Близкие к эпатажу инструменты pr
- 5.6. И еще некоторые технологии…
- Массовые мероприятия
- Аудиторская проверка
- «Ежик в тумане»
- Сувенирная продукция
- Выигрывает третий
- Продвижение программы
- Социологический опрос
- Малая форма
- Sms-сообщения
- Эффект 25-го кадра
- Специальные выпуски газет
- Глава 6. То, что вам поможет
- 6.1. Интернет на службеPr
- Возможности международной сети
- Как организоватьPr-кампанию в Интернете
- Суть методов Интернет-пиара
- СозданиеWeb-страницы
- Несколько советов и рекомендаций
- Дизайн Web-страницы
- Анализ Web-страницы
- Чем хорош e-mail-маркетинг
- Методы e-mail-маркетинга
- Термины, используемые в Интернет-рекламе
- 6.2. Азбука цвета
- Цветовые ассоциации
- Цветовые сочетания
- Популярность цветовых сочетаний
- 6.3. Выбор правильной формы
- Глава 7. Направления pr
- 7.1. ВнутреннийPr
- Что такое внутреннийPr
- Миссия и цели фирмы
- Как распространять информацию внутри фирмы
- Советы по реализации внутреннегоPr
- 7.2. ПолитическийPr
- Зачем нужен избирательный штаб
- Финансирование
- Безопасность
- Информация о конкурентах
- Юридическая поддержка
- Политический лидер
- Имидж политического лидера
- Формирование имиджа политического лидера Самопрезентация
- Мифотворчество
- Взаимоотношения со сми
- Рекламные ролики
- Политические манипуляции
- 7.3. СоциальныйPr
- Социальная реклама
- СоциальныйPRвблизи
- Как организовать социальныйPr
- 7.4. АнтикризисныйPr Если имиджу нанесен ущерб
- Стратегии спасения репутации
- Игнорируем
- Не высовываемся
- Под защитой закона
- Обвиняем, угрожаем, открещиваемся
- Найти другого виновника
- Обезоружим противника
- Этот бизнес опасен!
- «Нам просто не повезло»
- Жертвоприношение
- Кредит доверия
- Как возрождать торговую марку
- Шаг 1. Анализ качества
- Шаг 2. Отношения с потребителем
- Шаг 3. Ценность марки
- Шаг 4. Неповторимость
- Шаг 5. Комплексный подход
- Шаг 6. И последний
- 7.5. ЧерныйPr
- Стратегии
- Традиционные технологии
- Административные технологии
- Pr-технологии
- Методы борьбы
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации
- 8.1. Оценка эффективности pr-кампании
- 8.2. В напутствие
- Кодекс этики международной ассоциации специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации
- Список литературы
- Содержание
- Глава 5. Pr-технологии
- Глава 6. То, что вам поможет
- Глава 7. Направления pr
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации