3.2. Лидеры и вожаки
Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или запрограммированным. Случайные лидеры, как и неформальные вожаки, появляются стихийно; запрограммированные — в результате заранее продуманного воздействия на толпу извне. К запрограммированным можно отнести и самозваных вожаков, стать которыми не так сложно, нужно просто подстроиться под сиюминутное настроение людей (элемент эмпатии) и переориентировать их внимание на себя. Кстати, эмпатия обеспечивает удивительную легкость, с которой лидер может побудить участников толпы к поведению определенного типа.
Всякое скопление людей на уровне инстинкта повинуется воле вождя. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так желает быть покорной, что на уровне инстинкта слепо повинуется тому, кто провозглашает себя ее владыкой. А потому лидер, которому подчиняется толпа, становится для нее героем, богом, идолом. Толпа ждет от вожака необыкновенной силы и даже жаждет насилия, желает, чтобы ею обладали, ее угнетали. Она желает испытывать страх перед своим господином. Господство такого лидера всегда диктатура, но как раз именно эта диктатура и понуждает массы повиноваться. Однако, заметив слабость в лидере, толпа способна резко изменить направление своих эмоций и сбросить его с пьедестала. В этом заключается особенность толпы — низкопоклонничая и пресмыкаясь перед властью сильной, она всегда готова взбунтоваться против слабой власти. Но восставшая и оказавшаяся предоставленной самой себе, толпа быстро утомляется от собственного хаоса и бедлама и инстинктивно стремится назад, в рабство.
Лидеры, вожаки (зовите их как угодно) подразделяются на два вида.
Временные лидеры — те, у которых сила власти проявляется только временно, обычно ненадолго. К ним относятся психически неуравновешенные люди, душевнобольные. Они, кстати, встречаются чаще всего, вспомните историю! Как бы ни была нелепа идея, которую они проповедуют, и неконструктивна цель, к которой они изо всех сил стремятся, рассудок мало участвует в их рассуждениях и деяниях, а потому их убеждения нельзя поколебать никакими трезвыми доводами. Таким лидерам для сохранения власти необходима постоянная поддержка, например, в виде «свиты», делающей «черную» подготовительную работу.
Постоянные лидеры обладают колоссальной волей, не изменяющейся в течение длительного времени харизмой и, как правило, выдающимся интеллектом. При этом вряд ли имеет смысл говорить об их принципах и моральных качествах, лидерство — та ступень, где обычные человеческие ценности теряют смысл.
Знания этих положений, пожалуй, достаточно, чтобы быть готовым воспринять рекомендации на предмет того, как управлять толпой, как заставить ее услышать вас и даже поддержать. Помните также, что: либо ваш заказчик, чей имидж вы взялись создавать, должен в совершенстве владеть навыками управления массой людей, либо любая ваша PR-акция такого рода должна идти по проверенному и отработанному сценарию. Помните также, что серьезный промах в присутствии огромного количества людей может обернуться трагедией.
- Абельмас Нина Васильевна
- Глава 1. Pr: Первое знакомство
- 1.1. ОпределениеPr
- 1.2. Немного истории
- 1.3. Основные направления деятельностиPr-агентств
- 1.4. Термины и понятияPr
- 1.5.PRи пропаганда,pRи реклама — в чем разница?
- Глава 2. С чего начать и как действовать?
- 2.1. Агентство или собственнаяPr-служба?
- Консультационное агентство: за или против?
- Собственная служба pr
- 2.2. Изучение и классификация целевых групп
- Глава 3. Феномен толпы
- 3.1. Психология толпы
- 3.2. Лидеры и вожаки
- 3.3. Как увлечь толпу
- 3.4. Как управлять толпой
- Глава 4. Виды и принципы общения
- 4.1. Вербальные коммуникации
- 4.1.1. Голос как инструмент манипулирования
- Темп/ритм
- 4.1.2. Магия слов
- Запрещенные слова «нет» и «не»
- 4.1.3. Бумага не стерпит, или как написать…
- ...Письмо
- ...Объявление
- ...Заголовки
- 4.1.4. Монолог и ораторство
- Внешний вид оратора
- О манерах
- Подготовка к публичному выступлению
- Непосредственное общение с аудиторией
- Из практики успешного оратора
- 4.1.5. Диалог
- Как правильно построить диалог
- 4.1.6. Немного о групповых коммуникациях
- Принципы эффективного собрания
- Переговоры
- Что обеспечит успех переговоров
- Техника постановки вопросов
- Деловой завтрак, обед, ужин
- Переводчик
- Телефонные переговоры
- Презентация
- Подготовка презентации
- 4.2. Невербальные средства общения
- 4.2.2. Расшифровка некоторых жестов
- Глава 5. Pr-технологии
- 5.1. Создание имиджа
- Функции хорошей репутации
- Принципы работы с имиджем
- Планируемая индивидуальность
- Метод переноса
- 5.2. Средства для создания имиджа Пресс-центр
- Полиграфическая продукция
- 5.3. Внушение и манипуляции
- Сми как инструмент манипуляции
- Почему сми удобны для манипуляций?
- Внушение с благими намерениями
- 5.4. Слухи Слух как метод распространения информации
- Какие бывают слухи
- Свойства слухов
- Что усиливает слухи
- Слухи: воевать или использовать?
- Если слух уже случился...
- Слухи на службе уPr
- 5.5. Эпатаж Что представляет собой эпатаж
- Пять функций эпатажа
- Девять признаков эпатажа
- Семь шагов удачного эпатажа
- Близкие к эпатажу инструменты pr
- 5.6. И еще некоторые технологии…
- Массовые мероприятия
- Аудиторская проверка
- «Ежик в тумане»
- Сувенирная продукция
- Выигрывает третий
- Продвижение программы
- Социологический опрос
- Малая форма
- Sms-сообщения
- Эффект 25-го кадра
- Специальные выпуски газет
- Глава 6. То, что вам поможет
- 6.1. Интернет на службеPr
- Возможности международной сети
- Как организоватьPr-кампанию в Интернете
- Суть методов Интернет-пиара
- СозданиеWeb-страницы
- Несколько советов и рекомендаций
- Дизайн Web-страницы
- Анализ Web-страницы
- Чем хорош e-mail-маркетинг
- Методы e-mail-маркетинга
- Термины, используемые в Интернет-рекламе
- 6.2. Азбука цвета
- Цветовые ассоциации
- Цветовые сочетания
- Популярность цветовых сочетаний
- 6.3. Выбор правильной формы
- Глава 7. Направления pr
- 7.1. ВнутреннийPr
- Что такое внутреннийPr
- Миссия и цели фирмы
- Как распространять информацию внутри фирмы
- Советы по реализации внутреннегоPr
- 7.2. ПолитическийPr
- Зачем нужен избирательный штаб
- Финансирование
- Безопасность
- Информация о конкурентах
- Юридическая поддержка
- Политический лидер
- Имидж политического лидера
- Формирование имиджа политического лидера Самопрезентация
- Мифотворчество
- Взаимоотношения со сми
- Рекламные ролики
- Политические манипуляции
- 7.3. СоциальныйPr
- Социальная реклама
- СоциальныйPRвблизи
- Как организовать социальныйPr
- 7.4. АнтикризисныйPr Если имиджу нанесен ущерб
- Стратегии спасения репутации
- Игнорируем
- Не высовываемся
- Под защитой закона
- Обвиняем, угрожаем, открещиваемся
- Найти другого виновника
- Обезоружим противника
- Этот бизнес опасен!
- «Нам просто не повезло»
- Жертвоприношение
- Кредит доверия
- Как возрождать торговую марку
- Шаг 1. Анализ качества
- Шаг 2. Отношения с потребителем
- Шаг 3. Ценность марки
- Шаг 4. Неповторимость
- Шаг 5. Комплексный подход
- Шаг 6. И последний
- 7.5. ЧерныйPr
- Стратегии
- Традиционные технологии
- Административные технологии
- Pr-технологии
- Методы борьбы
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации
- 8.1. Оценка эффективности pr-кампании
- 8.2. В напутствие
- Кодекс этики международной ассоциации специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации
- Список литературы
- Содержание
- Глава 5. Pr-технологии
- Глава 6. То, что вам поможет
- Глава 7. Направления pr
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации