logo
Н

Политические манипуляции

Политика — основная сфера применения манипуляционных технологий, и в первую очередь это касается освещения политических процессов средствами массовой информации. Мнимые сенсации, искажения и рассеивание информации — эти технологии призваны лишь к тому, чтобы перекрыть доступ к действительно важным для общества событиям. Борьба за аудиторию все чаще понуждает журналистов раздувать значимость на самом деле ничтожного события и, наоборот, обходить вниманием серьезные вещи.

Пример стандартной манипуляции общественным мнением для поддержания имиджа, но без реального события: «отеческое» лицо X на телеэкране при посещении дома престарелых и такое же «отеческое» лицо Y на встрече со студентами вовсе не означает, что будут повышены социальные выплаты на поддержку старикам и учащимся.

Имеет смысл выделить в целом основные направления политических манипуляций.

Сказка о свободном выборе. Ложью в целях манипуляции является демонстрируемая свобода выбора. На самом деле, все действия избирателя запрограммированы.

Сказка о честности правительства и нейтралитете СМИ. Ну, честность правительства оставим без комментариев, а по поводу СМИ можно посетовать. Считается, что СМИ должны быть нейтральными, но налицо факт, что СМИ, почти без исключения, являются коммерческими предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, а значит, о неподкупности нет и речи.

Сказка о социальном равенстве. Наши СМИ отрицают наличие социальных конфликтов, подавая соответствующие события как исключительно частные случаи, и по их происхождению, и по проявлениям. Замечу, ни один грамотный политолог, психолог, социолог не подтвердят утверждения о социальном равенстве, ибо его нет, и не может быть в принципе. Зато, согласитесь, какая подкупающая тема для предвыборной программы!

Сказка о свободе слова. Схема: изобилие СМИ = разнообразие точек зрения воспринимается как истина. Но за разнообразием содержания скрывается лишь различная его подача на едином идеологическом каркасе. На самом деле возвращаемся к сказке о свободе выбора. СМИ — коммерческие предприятия, а значит...

Вот на такой печальной ноте приходится, к сожалению, заканчивать. Но и это урок. И заключается он в том, что между PR и манипуляцией человеческим сознанием существует весьма условная граница, зато разница, как уже говорилось ранее, грандиозная! Не скатывайтесь до уровня манипулятора.