5.4. Слухи Слух как метод распространения информации
Пословица «Слухом земля полнится» удивительно метко отражает человеческую специфику восприятия информации.
Начну с нескольких примеров.
Пример 1.
Умнейший и хитрейший бизнесмен одной из стран СНГ (назовем его X) пользуется им самим изобретенным приемом: прохладная, но доброжелательная дружба сопровождается умело пущенным слухом о якобы имеющейся размолвке между ним и известным политиком, мистером Y. Отчего обыватель начинает жалеть кандидата, а как же! Могущественный человек из-за (причина каждый раз называется одна фантастичнее другой) лишил несчастного Y своей поддержки, моральной и финансовой. Но это только одна сторона монетки под названием пиар. Вторая — Y не побоялся бросить вызов самому богатому человеку страны. Почему? Не потому ли, что он (Y) стоит на страже простого народа и защищает интересы, ущемленные развернувшимся не в меру капиталистом?
Попрошу заметить — такой подход на определенном участке процесса политического пиара сработал безукоризненно. Кстати, этот ход сработал и бизнесмену на пользу. Ярые противники Y думали, вот-де не побоялся бизнесмен пойти против всесильного политика, а следовательно... Словом, бизнесмену приклеили совсем другой ярлык. Он называется «Капитализм с человеческим лицом». И что в итоге? Сочувствовал электорат обоим! Не только сочувствовал, но почти простил X его безмерное богатство, Y — его небезукоризненное прошлое и странноватое настоящее. Что, как вы понимаете, повлекло за собой дополнительную сотню-другую тысяч избирателей для будущего президента (ныне политика), с одной стороны, и радостно-воодушевленную реакцию обывателей, с другой стороны, на разного рода реформации, проводимые бизнесменом в родном городе.
Пример 2.
Перед Первой мировой войной Гитлер создал (именно создал!) слух о том, что поляки одержимы целью напасть на Германию. Для этого армия специальных агентов плодотворно «работала» на рынках, в ресторанах и прочих общественных местах, рассказывая о регулярных нападениях на приграничные немецкие села. Мало того, истории сопровождались мастерски выстроенными схемами, включающими подробности о жестокостях злобных поляков и прочих ужасах «с той стороны границы». В реальности, роль «польских полчищ» играли переодетые в польскую форму и снабженные польским оружием уголовники, порой политзаключенные, которых погнали «на убой». В первый день сентября 1939 года Гитлер сообщил своим соотечественникам: «Многочисленные нападения поляков на германскую территорию, в том числе нападение регулярных польских войск на радиостанцию в Гляйвице...». А в это время немецкая армия уже громила поляков. 2 сентября ближайшие помощники фюрера — Мюллер, Геббельс и другие, те, кто обеспечил «PR-акцию», получили награды за «отпор врагу».
Собственно, примеров можно привести великое множество. Вспомним классическую драму загубленной жизни (даже двух!) специально распространенным слухом («Маскарад» Лермонтова) или, в пародийном варианте, — репутация Кисы Воробьянинова, как отца русской демократии, организованная величайшим прохиндеем и уникальным пиарщиком Бендером!
А теперь поговорим о слухах, как технологии информационной войны. Психологические процессы рождения и распространения слухов давно будоражат умы и, конечно, становятся объектом пристальных исследований. Как правило, эффект от применения ложной информации носит непродолжительный характер, в основном, в тот период, пока пропагандистское влияние реализовывается в обстоятельствах нехватки информации. Чувствительность к слухам и их жизнеспособность в значительной степени обусловливаются тем, что они являются свободным и доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, необходимых ему для социальной ориентации и корректировки своего поведения. В условиях «информационного дефицита», когда у человека нет четкого представления о творящемся вокруг, у него возникает ощущение вакуума, что вызывает тревогу, беспокойство и другие переживания. Вот слухи-то и помогают нейтрализовать этот самый информационный дефицит. Выходит, что человек субъективно ощущает себя оповещенным, но, в то же время, конкретной информации не имеет.
Психологической основой для возникновения слухов является, в частности, извращение информации при устной ее ретрансляции людьми друг другу (эффект «испорченного телефона»). Причем, чем большее число граждан участвует в передаче информации, не подкрепленной реальными фактами, тем основательнее коверкаются сведения. Каждый домысливает, добавляет что-то свое, приукрашивает, устрашает. Словом, конечная информация получается искаженной до неузнаваемости.
Система слухов предназначена для распространения информации любого толка и создания определенного настроения среди населения. С помощью слухов можно опровергать неудобные вам факты, можно «возводить напраслину» на оппонентов и нейтрализовывать конкурентов, можно бороться со слухами или самим распространять таковые.
То есть в зависимости от намеченной цели выбирается любая, удобная и подходящая для реализации программы форма создания и распространения слухов.
- Абельмас Нина Васильевна
- Глава 1. Pr: Первое знакомство
- 1.1. ОпределениеPr
- 1.2. Немного истории
- 1.3. Основные направления деятельностиPr-агентств
- 1.4. Термины и понятияPr
- 1.5.PRи пропаганда,pRи реклама — в чем разница?
- Глава 2. С чего начать и как действовать?
- 2.1. Агентство или собственнаяPr-служба?
- Консультационное агентство: за или против?
- Собственная служба pr
- 2.2. Изучение и классификация целевых групп
- Глава 3. Феномен толпы
- 3.1. Психология толпы
- 3.2. Лидеры и вожаки
- 3.3. Как увлечь толпу
- 3.4. Как управлять толпой
- Глава 4. Виды и принципы общения
- 4.1. Вербальные коммуникации
- 4.1.1. Голос как инструмент манипулирования
- Темп/ритм
- 4.1.2. Магия слов
- Запрещенные слова «нет» и «не»
- 4.1.3. Бумага не стерпит, или как написать…
- ...Письмо
- ...Объявление
- ...Заголовки
- 4.1.4. Монолог и ораторство
- Внешний вид оратора
- О манерах
- Подготовка к публичному выступлению
- Непосредственное общение с аудиторией
- Из практики успешного оратора
- 4.1.5. Диалог
- Как правильно построить диалог
- 4.1.6. Немного о групповых коммуникациях
- Принципы эффективного собрания
- Переговоры
- Что обеспечит успех переговоров
- Техника постановки вопросов
- Деловой завтрак, обед, ужин
- Переводчик
- Телефонные переговоры
- Презентация
- Подготовка презентации
- 4.2. Невербальные средства общения
- 4.2.2. Расшифровка некоторых жестов
- Глава 5. Pr-технологии
- 5.1. Создание имиджа
- Функции хорошей репутации
- Принципы работы с имиджем
- Планируемая индивидуальность
- Метод переноса
- 5.2. Средства для создания имиджа Пресс-центр
- Полиграфическая продукция
- 5.3. Внушение и манипуляции
- Сми как инструмент манипуляции
- Почему сми удобны для манипуляций?
- Внушение с благими намерениями
- 5.4. Слухи Слух как метод распространения информации
- Какие бывают слухи
- Свойства слухов
- Что усиливает слухи
- Слухи: воевать или использовать?
- Если слух уже случился...
- Слухи на службе уPr
- 5.5. Эпатаж Что представляет собой эпатаж
- Пять функций эпатажа
- Девять признаков эпатажа
- Семь шагов удачного эпатажа
- Близкие к эпатажу инструменты pr
- 5.6. И еще некоторые технологии…
- Массовые мероприятия
- Аудиторская проверка
- «Ежик в тумане»
- Сувенирная продукция
- Выигрывает третий
- Продвижение программы
- Социологический опрос
- Малая форма
- Sms-сообщения
- Эффект 25-го кадра
- Специальные выпуски газет
- Глава 6. То, что вам поможет
- 6.1. Интернет на службеPr
- Возможности международной сети
- Как организоватьPr-кампанию в Интернете
- Суть методов Интернет-пиара
- СозданиеWeb-страницы
- Несколько советов и рекомендаций
- Дизайн Web-страницы
- Анализ Web-страницы
- Чем хорош e-mail-маркетинг
- Методы e-mail-маркетинга
- Термины, используемые в Интернет-рекламе
- 6.2. Азбука цвета
- Цветовые ассоциации
- Цветовые сочетания
- Популярность цветовых сочетаний
- 6.3. Выбор правильной формы
- Глава 7. Направления pr
- 7.1. ВнутреннийPr
- Что такое внутреннийPr
- Миссия и цели фирмы
- Как распространять информацию внутри фирмы
- Советы по реализации внутреннегоPr
- 7.2. ПолитическийPr
- Зачем нужен избирательный штаб
- Финансирование
- Безопасность
- Информация о конкурентах
- Юридическая поддержка
- Политический лидер
- Имидж политического лидера
- Формирование имиджа политического лидера Самопрезентация
- Мифотворчество
- Взаимоотношения со сми
- Рекламные ролики
- Политические манипуляции
- 7.3. СоциальныйPr
- Социальная реклама
- СоциальныйPRвблизи
- Как организовать социальныйPr
- 7.4. АнтикризисныйPr Если имиджу нанесен ущерб
- Стратегии спасения репутации
- Игнорируем
- Не высовываемся
- Под защитой закона
- Обвиняем, угрожаем, открещиваемся
- Найти другого виновника
- Обезоружим противника
- Этот бизнес опасен!
- «Нам просто не повезло»
- Жертвоприношение
- Кредит доверия
- Как возрождать торговую марку
- Шаг 1. Анализ качества
- Шаг 2. Отношения с потребителем
- Шаг 3. Ценность марки
- Шаг 4. Неповторимость
- Шаг 5. Комплексный подход
- Шаг 6. И последний
- 7.5. ЧерныйPr
- Стратегии
- Традиционные технологии
- Административные технологии
- Pr-технологии
- Методы борьбы
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации
- 8.1. Оценка эффективности pr-кампании
- 8.2. В напутствие
- Кодекс этики международной ассоциации специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации
- Список литературы
- Содержание
- Глава 5. Pr-технологии
- Глава 6. То, что вам поможет
- Глава 7. Направления pr
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации