5.3. Внушение и манипуляции
Внушение и манипуляции... Даже не пытаясь обнаружить энное количество отличий в данных понятиях, следует отметить, что ЭТО самое сильное средство воздействия на человека.
PR и манипуляции: очень зыбкая грань, но разница колоссальная.
Несмотря на то, что специалист по паблик рилейшнз пользуется зачастую теми же методами, что и тривиальный манипулятор, PR не действует топорно и цель имеет принципиально другую. И потому вот вам основное отличие: PR призван служить Правде со всеми вытекающими последствиями. Манипулятор же, даже одержав промежуточную победу, будет, в конечном счете, наказан забвением. Можно страниц этак на пятьдесят привести примеров сказанному, но поверьте на слово.
Итак, поскольку наш мозг устроен таким образом, что воспринимает быстрее негативную информацию, чем позитив, а уроки, извлеченные из «примеров о плохом», запоминаются надолго, начнем с разговора о манипуляциях.
Слово «манипуляция» происходит от латинского manus — рука и ple — наполнять. То есть — ручное управление. В обыденной жизни мы толкуем его как ловкое обращение с людьми, будто объектами, вещами. Словарь Даля трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».
С. Кара-Мурза выделяет три главных признака манипуляции.
Скрытое воздействие на психику человека с некими, далеко не всегда позитивными, целями.
Скрытое воздействие, факт которого обычно не замечен объектом манипуляции... Еще более тщательно обычно скрывается главная цель — так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению истинных целей действия. Отсюда следует, что утаивание информации — обязательный признак манипуляции. Некоторые приемы манипуляции используют «демонстративное самораскрытие», игру в искренность, например, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу (вам это ничего не напоминает?).
Воздействие, которое требует исключительного мастерства и обширных знаний психологии. Изредка встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные манипулировать сознанием окружающих с помощью примитивных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием — в семье, в бригаде, в банде или любом другом небольшом коллективе. Если же речь идет о политике или об общественном сознании, то на помощь привлекаются специалисты высочайшей квалификации, а разработка акций не производится без специальных знаний и специализированных инструкций. Сегодня появились профессиональные работники, владеющие манипулятивными технологиями, поскольку манипуляция общественным сознанием стала неотъемлемой частью нашей с вами жизни.
Итак, манипуляция — один из методов приобретения власти над человеческой психикой, заданное программирование поведения объекта манипуляции. При этом манипуляция всегда скрывает и свое присутствие, и цели, не всегда продиктованные благими намерениями. Для манипулятора важным является изменение мнения в нужном ему аспекте, при этом объект манипуляции верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Одним словом, для манипуляции требуется поддельная реальность. Именно в таком случае ее наличие не будет заметным. Сущность манипуляции представляет собой следующее: под прикрытием некоего сообщения манипулятор отправляет адресату определенного рода кодированный сигнал, в расчете на то, что этот сигнал породит в сознании адресата необходимые манипулятору образы. Высший пилотаж манипулятора — повернуть процесс воображения в необходимое русло, но сделать это так, чтобы адресат не смог обнаружить скрытое влияние. Так, довольно успешным трюком, который привычно используется с целью внушения, является необычность антуража: подсветка, пониженная освещенность, дымовые эффекты, запахи.
Наша память обладает свойством надолго запоминать в первую очередь то, что смогло возбудить наш рассудок. Негативное или положительное — не суть важно, главный упор делается на силу впечатления. Любая полученная информация, если она не подкреплена эмоциональной встряской, быстро стирается, самоликвидируется.
Манипуляторы утверждают, что «первый успешный контакт» обеспечивает не только неослабевающее внимание, но и половину успеха задуманного. И главным условием для успешного контакта выступает заявление о том, что отправитель сообщения представляет собой единое целое с аудиторией (по социальному, национальному, культурному или другому признаку). Для этого используют определенные речевые стратегии. Например, обращение типа: друзья, коллеги, православные и т. д. Так что начальные шаги по установлению контакта являются фактически внушением: «мы с тобой одного поля ягоды».
Зато и распознать манипулятора несложно, первый признак — размытость позиции, использование расплывчатых фраз и витиеватых выражений. Четкое обозначение интересов, которые защищает «источник сообщения», сразу включает психологическую защиту тех, кто не разделяет этой позиции, а главное — инициирует мысленный диалог, который, в свою очередь, резко затрудняет манипуляцию.
Важной деталью в работе манипулятора являются стереотипы. Нет необходимости пояснять это слово, но имеет смысл напомнить — человек почти всегда имеет сложившееся отношение к каким-то объектам и явлениям и не стремится изменять свои эмоции и реакции. Именно этот факт обеспечивает поразительную устойчивость стереотипов, но именно он и позволяет действовать манипуляторам. Стереотипы, как составная часть психики, могут быть выявлены, досконально исследованы и использованы как мишени для манипуляции. А если стереотипы облечь в художественную форму, придать им образность, так это вообще находка для манипулятора. Яркая, образная, поэтическая мысль способна оставить в памяти человека незабываемые впечатления. Всякий уважающий себя манипулятор (будь то человек, организация или государство) обязательно берет на вооружение романтику в любом ее проявлении. Вспомните БАМ, целину и др.
Однако нелишне будет оговориться: далеко не всякому человеку можно что-то внушить, тем более без убедительной аргументации. Люди малоэмоциональные, с критическим мышлением, высокой профессиональной компетентностью и высоким интеллектом, как правило, уверены в себе и обладают очень низкой внушаемостью. Чем выше социальная зрелость человека, тем сложнее на него воздействовать. Люди же с невысоким уровнем образования и интеллекта, социально незрелые, обычно излишне эмоциональны и обладают повышенной внушаемостью. Известно, что внушаемость повышается в экстремальных условиях, например, при болезнях, утомлении, дефиците времени. Кстати, в рекламном кодексе запрещено проводить рекламные кампании среди нездоровых, психически и эмоционально неустойчивых людей. Усиливается внушаемость и в больших аудиториях. Это необходимо учитывать всегда, а называется такой феномен «ослабление сопротивляемости в массе». Экстрасенсы и политики хорошо знают данную особенность: в больших заполненных залах люди влияют друг на друга (эффект «заражения»).
Еще один хитрый ход манипулятора — повторы. Повторы придают утверждениям вес добавочного убеждения. Слыша их вновь и вновь, в разнообразных модификациях и под самыми различными предлогами, начинаешь проникаться ими, в конце концов постоянно повторяющаяся фраза становится навязчивой идеей, вне зависимости оттого, согласен ты с ней или нет. Повторение сводит на нет любые рассуждения и стремительно обращает мысль в действие. Этим законом, подтвержденным на практике, пользуются политические манипуляторы и мастера рекламы, ибо знают, что для эффективности рекламы не важно, вызывает она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти.
Широко используются манипуляторами также рассеивание информации и фактор немедленности. Членение проблемы — замечательный способ ее сокрытия или упрощения. Информация как бы рассеяна среди прочих сообщений, да так, что индивид не может связать их воедино и осмыслить проблему. Технические приемы просты — газетные материалы дробятся на части и размещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой и т. д.
В свою очередь, срочность сообщения, придание ему характера экстренности — один из первостепенных принципов СМИ в последнее время. Задумайтесь над причиной! Все просто и основано на психологии. Существует так называемый «эффект анимации», за которым кроется частое обновление информации. Соедините кадры из разных анимационных рядов и прокрутите пленку — вы получите какофонию и визуальную, и звуковую. Ни отдельные картинки, ни «фильм» не будут восприняты вашим сознанием. На этом же принципе строится принцип срочности и незамедлительности информации — человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения — они вытесняются другими, еще более свежими. В результате дробления информации человек не получит полного, завершающего знания. Таким образом, под прикрытием сенсации есть реальная возможность замалчивать важные события, которые не следует знать обывателю. Сенсацией можно поддерживать эмоции аудитории достаточно долгое время и отвлечь от неудобного вопроса. Словом, сенсация как инъекция: в зависимости от лекарства, она либо повышает, либо понижает тонус организма.
Подготовка сенсации — серьезная и дорогая работа, которую в состоянии выполнить только профессионалы высокого класса. Информация, подаваемая на ТВ как сенсация (с репортажами с места события, интервью в прямом эфире и т. д.), как правило, принципиально искажает произошедшее событие. Но как раз это и не имеет значения. Принципиальную важность имеет эффект, ради которого и запускают сенсацию. Зритель завороженно наблюдает «неожиданное». И при этом оперативность, с какой сообщили о случившемся, кажется ему столь впечатляющей, что вряд ли, по его же мнению, у информатора может быть возможность исказить истину. Эта, кажущаяся, достоверность не что иное как всего лишь мощное свойство телевидения.
- Абельмас Нина Васильевна
- Глава 1. Pr: Первое знакомство
- 1.1. ОпределениеPr
- 1.2. Немного истории
- 1.3. Основные направления деятельностиPr-агентств
- 1.4. Термины и понятияPr
- 1.5.PRи пропаганда,pRи реклама — в чем разница?
- Глава 2. С чего начать и как действовать?
- 2.1. Агентство или собственнаяPr-служба?
- Консультационное агентство: за или против?
- Собственная служба pr
- 2.2. Изучение и классификация целевых групп
- Глава 3. Феномен толпы
- 3.1. Психология толпы
- 3.2. Лидеры и вожаки
- 3.3. Как увлечь толпу
- 3.4. Как управлять толпой
- Глава 4. Виды и принципы общения
- 4.1. Вербальные коммуникации
- 4.1.1. Голос как инструмент манипулирования
- Темп/ритм
- 4.1.2. Магия слов
- Запрещенные слова «нет» и «не»
- 4.1.3. Бумага не стерпит, или как написать…
- ...Письмо
- ...Объявление
- ...Заголовки
- 4.1.4. Монолог и ораторство
- Внешний вид оратора
- О манерах
- Подготовка к публичному выступлению
- Непосредственное общение с аудиторией
- Из практики успешного оратора
- 4.1.5. Диалог
- Как правильно построить диалог
- 4.1.6. Немного о групповых коммуникациях
- Принципы эффективного собрания
- Переговоры
- Что обеспечит успех переговоров
- Техника постановки вопросов
- Деловой завтрак, обед, ужин
- Переводчик
- Телефонные переговоры
- Презентация
- Подготовка презентации
- 4.2. Невербальные средства общения
- 4.2.2. Расшифровка некоторых жестов
- Глава 5. Pr-технологии
- 5.1. Создание имиджа
- Функции хорошей репутации
- Принципы работы с имиджем
- Планируемая индивидуальность
- Метод переноса
- 5.2. Средства для создания имиджа Пресс-центр
- Полиграфическая продукция
- 5.3. Внушение и манипуляции
- Сми как инструмент манипуляции
- Почему сми удобны для манипуляций?
- Внушение с благими намерениями
- 5.4. Слухи Слух как метод распространения информации
- Какие бывают слухи
- Свойства слухов
- Что усиливает слухи
- Слухи: воевать или использовать?
- Если слух уже случился...
- Слухи на службе уPr
- 5.5. Эпатаж Что представляет собой эпатаж
- Пять функций эпатажа
- Девять признаков эпатажа
- Семь шагов удачного эпатажа
- Близкие к эпатажу инструменты pr
- 5.6. И еще некоторые технологии…
- Массовые мероприятия
- Аудиторская проверка
- «Ежик в тумане»
- Сувенирная продукция
- Выигрывает третий
- Продвижение программы
- Социологический опрос
- Малая форма
- Sms-сообщения
- Эффект 25-го кадра
- Специальные выпуски газет
- Глава 6. То, что вам поможет
- 6.1. Интернет на службеPr
- Возможности международной сети
- Как организоватьPr-кампанию в Интернете
- Суть методов Интернет-пиара
- СозданиеWeb-страницы
- Несколько советов и рекомендаций
- Дизайн Web-страницы
- Анализ Web-страницы
- Чем хорош e-mail-маркетинг
- Методы e-mail-маркетинга
- Термины, используемые в Интернет-рекламе
- 6.2. Азбука цвета
- Цветовые ассоциации
- Цветовые сочетания
- Популярность цветовых сочетаний
- 6.3. Выбор правильной формы
- Глава 7. Направления pr
- 7.1. ВнутреннийPr
- Что такое внутреннийPr
- Миссия и цели фирмы
- Как распространять информацию внутри фирмы
- Советы по реализации внутреннегоPr
- 7.2. ПолитическийPr
- Зачем нужен избирательный штаб
- Финансирование
- Безопасность
- Информация о конкурентах
- Юридическая поддержка
- Политический лидер
- Имидж политического лидера
- Формирование имиджа политического лидера Самопрезентация
- Мифотворчество
- Взаимоотношения со сми
- Рекламные ролики
- Политические манипуляции
- 7.3. СоциальныйPr
- Социальная реклама
- СоциальныйPRвблизи
- Как организовать социальныйPr
- 7.4. АнтикризисныйPr Если имиджу нанесен ущерб
- Стратегии спасения репутации
- Игнорируем
- Не высовываемся
- Под защитой закона
- Обвиняем, угрожаем, открещиваемся
- Найти другого виновника
- Обезоружим противника
- Этот бизнес опасен!
- «Нам просто не повезло»
- Жертвоприношение
- Кредит доверия
- Как возрождать торговую марку
- Шаг 1. Анализ качества
- Шаг 2. Отношения с потребителем
- Шаг 3. Ценность марки
- Шаг 4. Неповторимость
- Шаг 5. Комплексный подход
- Шаг 6. И последний
- 7.5. ЧерныйPr
- Стратегии
- Традиционные технологии
- Административные технологии
- Pr-технологии
- Методы борьбы
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации
- 8.1. Оценка эффективности pr-кампании
- 8.2. В напутствие
- Кодекс этики международной ассоциации специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации
- Список литературы
- Содержание
- Глава 5. Pr-технологии
- Глава 6. То, что вам поможет
- Глава 7. Направления pr
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации