Почему сми удобны для манипуляций?
Наиболее частые приемы при манипуляциях в СМИ:
Искажение информации (один из самых популярных приемов).
Подтасовка фактов, их фабрикация.
Манипулятивная семантика, упрощение, подгонка под стереотипы.
Многократное повторение.
Сенсация. Нарочито срочная информация.
Распыление.
Отсутствие альтернативных источников информации.
Отсутствие альтернативы не оставляет выбора — это важнейшее правило манипуляции. Идеальной ситуацией была бы тоталитарность воздействия — полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнений. Ярчайший пример изоляции аудитории от постороннего влияния — система телевидения в бывшем СССР. Ограниченное количество телеканалов и отсутствие доступа к альтернативным источникам телеинформации. Те, кто знает, подтвердят, что советские телевизоры априори не воспринимали «чужие» волны. Ну, а официальные каналы использовали свое привилегированное положение на полную катушку!
В наше, так сказать, демократическое время, для этой цели используют другие, более сложные методы, состоящие прежде всего в том, что у зрителей создается иллюзия независимости и многообразия СМИ по политической окраске, жанрам и стилям. Однако реально вся эта система подчиняется единым установкам. Все проблематичные вопросы заранее оговорены руководителями канала, включая оттенки и вкладываемый в сообщения смысл.
И конечно же, говоря о манипуляциях, нельзя не затронуть тему речевых стратегий. Современные СМИ с купеческим размахом пользуются свободой слова во всех ее интерпретациях, и тем коренным образом изменяют общественную культуру языка. Вслед за дикторами мы употребляем непривычные для наших ушей слова и выражения, повторяем шутки за Николаем Фоменко и подражаем жестам Ельцина. Почему?
Язык диктора, зачитывающего текст, мы считаем «правильным», не задумываясь о том, что эта безликая риторика, созданная целым конвейером равнодушных платных работников, несет смыслы, заложенные хозяевами средств массовой информации. Идет время, и мы, сами того не замечая, начинаем изъясняться на том же языке, отрываясь от здравого смысла и становясь объектом манипуляции.
Это не клич изменить язык дикторов, отнюдь! Это всего лишь призыв изучить данные особенности, дабы, с одной стороны, не стать жертвой манипуляций, а с другой — знать методы воздействия на человеческое сознание, для того, чтобы лучше делать свою работу.
Возвращаясь ко лжи в прессе, хочется отметить еще один примечательный метод подачи информации. Из обрывков событий, высказываний или видеоряда, то есть из частиц правдивой информации, компилируется нечто, не имеющее с действительностью ничего общего. Да так, что меняется контекст, смысл, и в итоге отдельные части «правды» становятся объединенной общей ложью. Наряду с этой увлекательной игрой репортеров и редакторов призываются на службу замысловатые термины и неологизмы, и тогда аудитория разделяется на тех, кто знает их точное значение, и на тех, кто не знает. Незнакомый аудитории словарь обладает магическим воздействием на сознание, потому как приобретает отпечаток авторитета науки. Кстати, отсюда правило: информация всегда должна быть понятна той аудитории, на которую рассчитана ее подача.
Это правило обусловлено утверждением, согласно которому человек должен воспринимать сообщение без усилий, без внутренней борьбы и критического анализа.
В связи с этим вспоминается принцип Проктера: «Не считайте людей дураками, но никогда не забывайте, что они и есть дураки!» Отсюда же, из этой концепции, вытекает принцип утверждения и повторения. Упрощение позволяет излагать основополагающую мысль, которую необходимо внушить аудитории, в лаконичной, но при этом энергичной и впечатляющей форме — в форме утверждения, которое априори не подлежит обсуждению. На самом деле это обозначает просьбу к аудитории (к толпе) принять идею без обсуждения, такой, какой ее преподносит манипулятор, как аксиому, без анализа. Между прочим, один из основных принципов тоталитаризма — добиться того, чтобы ответ «да» следовал без раздумья.
- Абельмас Нина Васильевна
- Глава 1. Pr: Первое знакомство
- 1.1. ОпределениеPr
- 1.2. Немного истории
- 1.3. Основные направления деятельностиPr-агентств
- 1.4. Термины и понятияPr
- 1.5.PRи пропаганда,pRи реклама — в чем разница?
- Глава 2. С чего начать и как действовать?
- 2.1. Агентство или собственнаяPr-служба?
- Консультационное агентство: за или против?
- Собственная служба pr
- 2.2. Изучение и классификация целевых групп
- Глава 3. Феномен толпы
- 3.1. Психология толпы
- 3.2. Лидеры и вожаки
- 3.3. Как увлечь толпу
- 3.4. Как управлять толпой
- Глава 4. Виды и принципы общения
- 4.1. Вербальные коммуникации
- 4.1.1. Голос как инструмент манипулирования
- Темп/ритм
- 4.1.2. Магия слов
- Запрещенные слова «нет» и «не»
- 4.1.3. Бумага не стерпит, или как написать…
- ...Письмо
- ...Объявление
- ...Заголовки
- 4.1.4. Монолог и ораторство
- Внешний вид оратора
- О манерах
- Подготовка к публичному выступлению
- Непосредственное общение с аудиторией
- Из практики успешного оратора
- 4.1.5. Диалог
- Как правильно построить диалог
- 4.1.6. Немного о групповых коммуникациях
- Принципы эффективного собрания
- Переговоры
- Что обеспечит успех переговоров
- Техника постановки вопросов
- Деловой завтрак, обед, ужин
- Переводчик
- Телефонные переговоры
- Презентация
- Подготовка презентации
- 4.2. Невербальные средства общения
- 4.2.2. Расшифровка некоторых жестов
- Глава 5. Pr-технологии
- 5.1. Создание имиджа
- Функции хорошей репутации
- Принципы работы с имиджем
- Планируемая индивидуальность
- Метод переноса
- 5.2. Средства для создания имиджа Пресс-центр
- Полиграфическая продукция
- 5.3. Внушение и манипуляции
- Сми как инструмент манипуляции
- Почему сми удобны для манипуляций?
- Внушение с благими намерениями
- 5.4. Слухи Слух как метод распространения информации
- Какие бывают слухи
- Свойства слухов
- Что усиливает слухи
- Слухи: воевать или использовать?
- Если слух уже случился...
- Слухи на службе уPr
- 5.5. Эпатаж Что представляет собой эпатаж
- Пять функций эпатажа
- Девять признаков эпатажа
- Семь шагов удачного эпатажа
- Близкие к эпатажу инструменты pr
- 5.6. И еще некоторые технологии…
- Массовые мероприятия
- Аудиторская проверка
- «Ежик в тумане»
- Сувенирная продукция
- Выигрывает третий
- Продвижение программы
- Социологический опрос
- Малая форма
- Sms-сообщения
- Эффект 25-го кадра
- Специальные выпуски газет
- Глава 6. То, что вам поможет
- 6.1. Интернет на службеPr
- Возможности международной сети
- Как организоватьPr-кампанию в Интернете
- Суть методов Интернет-пиара
- СозданиеWeb-страницы
- Несколько советов и рекомендаций
- Дизайн Web-страницы
- Анализ Web-страницы
- Чем хорош e-mail-маркетинг
- Методы e-mail-маркетинга
- Термины, используемые в Интернет-рекламе
- 6.2. Азбука цвета
- Цветовые ассоциации
- Цветовые сочетания
- Популярность цветовых сочетаний
- 6.3. Выбор правильной формы
- Глава 7. Направления pr
- 7.1. ВнутреннийPr
- Что такое внутреннийPr
- Миссия и цели фирмы
- Как распространять информацию внутри фирмы
- Советы по реализации внутреннегоPr
- 7.2. ПолитическийPr
- Зачем нужен избирательный штаб
- Финансирование
- Безопасность
- Информация о конкурентах
- Юридическая поддержка
- Политический лидер
- Имидж политического лидера
- Формирование имиджа политического лидера Самопрезентация
- Мифотворчество
- Взаимоотношения со сми
- Рекламные ролики
- Политические манипуляции
- 7.3. СоциальныйPr
- Социальная реклама
- СоциальныйPRвблизи
- Как организовать социальныйPr
- 7.4. АнтикризисныйPr Если имиджу нанесен ущерб
- Стратегии спасения репутации
- Игнорируем
- Не высовываемся
- Под защитой закона
- Обвиняем, угрожаем, открещиваемся
- Найти другого виновника
- Обезоружим противника
- Этот бизнес опасен!
- «Нам просто не повезло»
- Жертвоприношение
- Кредит доверия
- Как возрождать торговую марку
- Шаг 1. Анализ качества
- Шаг 2. Отношения с потребителем
- Шаг 3. Ценность марки
- Шаг 4. Неповторимость
- Шаг 5. Комплексный подход
- Шаг 6. И последний
- 7.5. ЧерныйPr
- Стратегии
- Традиционные технологии
- Административные технологии
- Pr-технологии
- Методы борьбы
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации
- 8.1. Оценка эффективности pr-кампании
- 8.2. В напутствие
- Кодекс этики международной ассоциации специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации
- Список литературы
- Содержание
- Глава 5. Pr-технологии
- Глава 6. То, что вам поможет
- Глава 7. Направления pr
- Глава 8. Профессионал, занятый в сфере деловой коммуникации