logo search
Н

Если слух уже случился...

И в мировой, и в российской практике есть немало примеров, когда, не сумев нейтрализовать негативные слухи, весьма респектабельные компании теряли рыночные позиции. Так, имидж крупного западного производителя экологически чистой воды был моментально подорван слухами о примесях бензина, которые «были обнаружены в продукции». Положение не спасли ни изящные бутылочки, ни быстрая реакция компании — выкуп всей, уже реализованной «грязной» воды.

Но все-таки что-то можно сделать? Можно!

И снова примеры.

Официальное опровержение плюс контратака: Политик X не имеет никакого отношения к деньгам, украденным бизнесменом Y. Это инсинуации, организованные близким другом кандидата в президенты и противником по предвыборной гонке (таким-то) и не более!

Частичное признание: «Да, в скором времени мы действительно собираемся отпустить цены на продукты первой необходимости, но цену на хлеб государство будет продолжать регулировать...».

Слух «вдогонку»: слух о вас же, но с иным подтекстом.

Можно использовать «социальный натиск» в борьбе со слухами. Это дает порой поразительные результаты. Например, одна российская компания — производитель молочной продукции — столкнулась с подозрением, перешедшим в прямые обвинения в использовании некачественного сырья. Руководство (не подлежит сомнению участие хороших PR-консультантов) выступило с инициацией общественной программы «Защитим здоровье нации». При этом они же начали «войну за качество продукции», предлагая законодательно урегулировать применение современных технологий для контроля качества. Сегодня у этой фирмы все в полном ажуре.

Или другой пример: конкуренты автомобильного завода распространили слух о том, что из-за невысоких зарплат в компании остаются работать только самые нерадивые и неквалифицированные кадры. Руководство предприятия организовало экскурсии на завод. Этот метод построен по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Некоторые компании давно уже открыто демонстрируют технологии производства, включают в рекламные ролики панорамы цехов и прочих помещений предприятия, знакомят со своими довольными работой сотрудниками.

Еще один действенный прием, мешающий восприятию слуха, — «дискредитация автора». Потенциальный источник слуха подвергается воздействию компрометирующей информации, при этом желательно продемонстрировать особую его заинтересованность в данном слухе. Доверие к слуху можно убавить и «созданием недруга»: мол, у «жертвы» имеется враг, в чьих интересах, собственно, и пущен слух. С этой целью слагается правдоподобная легенда, с указанием более или менее подходящей кандидатуры и преследуемых ею целей.

Но так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их рациональными доводами чаще всего трудно, а порой и вовсе невозможно. В некоторых случаях эффективным может оказаться прием «доведения до абсурда». Сюжет слуха (особенно, если подойти к делу с юмором) можно намеренно раздуть до таких масштабов, что он начнет восприниматься как нелепый и нереальный: «Да, и в самом деле оператор сотовой связи XXX без всяких оснований, противозаконно снимает деньги со счетов своих абонентов. Мало того, там есть особое подразделение, сотрудники которого «воруют телефонные номера».