1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
Источником казацкой государственности была Запорожская Сечь, образование которой исследователи относят к середине XVI в. В конкретных исторических условиях она выполняла функции украинского государства. Здесь существовали свои правовые нормы с ярко выраженной тенденцией к утверждению по всей Украине. Политический строй Запорожской Сечи можно охарактеризовать как православную республику с демократическими чертами. В ней образовалась своеобразная общественная система с характерной выборностью старшин, функционированием казацкого совета, на котором решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи и ее отношений с другими государствами. Авторитет Запорожской Сечи особенно вырос в годы национально-освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 гг. Это было событие общеевропейского звучания. Не случайно вождь английских индепендентов Оли (123) вер Кромвель приветствовал гетмана Богдана Хмельницкого как борца за национальную независимость...
Использовав опыт Запорожской Сечи, Б. Хмельницкий создал государство, которое имело все признаки такового: систему политической власти, территорию, политико-административное устройство, судебную систему и судопроизводство, право, финансовую систему и налоги, войско и обширные международные связи.
По форме правления Украина была республикой, чем существенно отличалась от тогдашних монархий европейского континента. Украинское национальное государство того периода освободительной войны можно назвать Украинской Казацкой Республикой. В этом государстве реальная власть была сосредоточена в руках прежде всего казацкой старшины, которую сумел сплотить вокруг себя Б. Хмельницкий.
Высшим органом власти в Украинском государстве была общевойсковая рада, к работе в которой допускались все повстанцы. В зависимости от состава, порядка созыва и значения вопросов, обсуждаемых на общевойсковых радах, они назывались "черными" (когда собирались по инициативе рядового казачества), "генеральными", "явными" (когда в их работе, кроме казачества, принимали участие представители магистратов и ратуш, духовенство и др.). Общевойсковая рада рассматривала в основном очень важные вопросы, такие как: о войне и мире, об отношениях с иностранными государствами, об избрании гетмана, генеральной старшины и генерального уряда, о вручении им атрибутов власти. Решения рады осуществлялись гетманской властью и генеральным урядом.
Второй по значению властной структурой, которую учредил Б. Хмельницкий, была рада генеральной старшины. В годы освободительной войны в ее составе преобладали соратники гетмана из числа генеральной старшины и полковников (И. Богун, И. Золотаренко, Ф. Вишняк, К. Бурляй, Ф. Джалалий, И. Ганжа и др.).
В государстве Б. Хмельницкого казацкая старшина взяла в свои руки решение важнейших задач, встававших перед страной. Функции исполнительного органа гетманс-кой власти выполнял генеральный уряд. Он избирался вместе с гетманом на общевойско-вой раде. В состав генерального уряда входили генеральные старшины: генеральный обоз-ный, генеральный судья, (124) генеральный писарь, генеральный подскарбий, генераль-ные есаулы, хорунжие и бунчужные. Важнейшей структурной частью генерального уряда была генеральная войсковая канцелярия, которая осуществляла военное, администра-тивное, финансовое и судебное управление. Ею рассматривались вопросы принадлеж-ности к казачеству, все документы, поступающие от полковников и сотников, магистратов и ратуш, составлялись гетманские универсалы и другие акты гетманской власти, велась дипломатическая переписка, составлялись проекты международных договоров.
Центральное место во всей системе органов новой власти занимал гетман. В силу чрезвычайных условий войны в его руках сосредоточивалась военная, в значительной части законодательная, административно-судебная власть. Он руководил работой войско-вой рады и рады генеральной старшины, возглавлял вооруженные силы, всю старшинс-кую администрацию и судопроизводство, был главой генерального уряда. Б. Хмельницкий приложил громадные усилия для организации действенного функционирования всех звеньев (снизу доверху) исполнительной власти, а значит укрепления прерогатив гетманс-кой власти. В этом отношении важное значение для централизации власти и осуществле-ния функций управления имела правотворческая деятельность гетмана. Он издавал общеобязательные нормативные акты в виде универсалов, писем, распоряжений, приказов. Заслуживают внимания его "Статьи об устройстве Войска Запорожского", опираясь на которые гетман добивался и сотенных органов исполнительной власти безоговорочного исполнения своих распоряжения и приказов.
Много внимания Б. Хмельницкий уделял становлению новой судебной власти. Вместо сословно-шляхетской системы судов создаются сотенные, полковые и генеральные судебные учреждения, сельские сыды. Вводится практика образования гетманом судебных комиссий для рассмотрения дел особой значимости. Широкими полномочиями обладали городские суды в городах Магдебургского права (кстати, гетман расширил полномочия городов). В городах, где действовало Магдебургское право, мещане имели свое особое устройство и самоуправление.
Выдающийся вклад внес Б. Хмельницкий в отечественную конституционную практику. Можно сказать, что (125) он основатель украинского конституционализма, уходящего своими корнями в "звичаеве право" и в "Русскую Правду".
Своего рода первой отечественной действующей "конституцией" и, пожалуй, близкой по своей направленности английской Великой хартии вольностей стал для Украины Зборовский договор Богдана Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром от 8 августа 1649 г. Именно по этому договору Европа, в том числе и Россия, признали Украину как отдельное государственное образование с четко определенными государственными границами, собственной территорией и войском, судом, верой, органами государственного управления и языком.
Важное место в государственной деятельности Б. Хмельницкого занимала внешняя политика, которой он руководил лично и которая была направлена на укрепление украинского национального государства. Его мудрость, терпение, гибкость и последова-тельность в политике, дипломатический талант, смелость и готовность идти на взвешен-ный риск и компромиссы не раз становились спасением для украинского народа. Реальная оценка международной ситуации и соотношения сил привели гетмана Б. Хмельницкого и его сторонников к.выводу о необходимости найти союзника в борьбе за национальную независимость. Такого союзника Б. Хмельницкий увидел в Российском государстве. В результате пятилетней переписки, обмена посольствами между Украиной и Россией, в конце марта 1654 г. был подписан договор. Переговоры велись с января того же года в Переяславе и в Москве. Итоговым документом стали совместные украинско-русские "Мартовские статьи" 1654 г., которые и определили основы правового статуса Украины в составе России.
В соответствии с договором за казацкой Украиной в пределах ее территории призна-вались новое самостоятельное политическое устройство, административно-территориаль-ное деление, суд и судопроизводство, вооруженные силы, социально-экономические отно-шения, правовая система, самостоятельность в проведении внутренней политики. Частич-но ограничивался суверенитет Украинского государства в отношениях с некоторыми стра-нами: оно лишалось права на самостоятельную политику во взаимоотношениях с Поль (126)шей и Турцией. Наряду казну. Подобный правовой статус свидетельствует, что Украина имела после заключения договора с Россией значительно больше прав, чем дает автономия или даже протекторат. Подавляющее большинство исследователей, анализи-рующих правовой статус Украины после Переяславской Рады 1654 г. (М. Грушевский, В. Липинский, Р. Лащенко и др.), единодушно признают Украину после 1654 г. государством.
Договор между Украиной и Россией имел важное значение для обеих стран. Переяславская Рада дала миру новое государство - Украину, которое получило юридическое признание, произошел легитимный государственный разрыв с Польско-Литовской Речью Посполитой и вступление Украины в международные отношения как субъекта международного права того времени. Вступая в союз с Украиной, Москва, в свою очередь, не только ослабила Польшу, но и развязала себе руки для развития экспансии на юг - в направлении Черного моря, на Балканы, в Центральную Европу.
После заключения договора с Руссийским государством Б. Хмельницкий намеревал-ся изменить свою внешнюю политику. Он вел переговоры со Швецией, Пруссией, Трансильванией, Литвой, Молдавией, Валахией, задумав создать глобальную международную систему, которая должна была базироваться на новых принципах взаимодействия европейских государств.Но этим замыслам не суждено было осуществиться. В 1657 г. Б. Хмельницкий умер.
Президент Украины Л. Кучма в докладе на торжественном заседании по случаю 400-летия со дня рождения Б. Хмельницкого 29 декабря 1995 г. говорил: "Как бы кто не относился к деяниям великого гетмана, прилагая к ним мерило современных взглядов и понятий, мы не имеем права забывать: для современников он был "Богом данным вождем". Даже его противники признавали: "Это был человек чрезвычайного масштаба, он перерастал талантливых людей настолько, что выходил за рамки постижимого".
Политику Б. Хмельницкого по укреплению государственности Украины пытались продолжить многие. Однако несмотря на стремление гетманов П. Дорошенко, (127) И. Мазепы возродить независимое государство, империя Романовых цепко держала Украину в своих руках и постепенно ликвидировала все права, предоставленные ей "Мартовскими статьями" 1654 г.
После И. Мазепы гетманом Левобережной Украины был И. Скоропадский, полковник Стародубский, а после его смерти управление Украиной (Малороссией) перешло к черниговскому полковнику П. Полуботку. На его просьбу избрать нового гетмана Петр I ответил, что выборы состоятся после возвращения его из персидского похода. В1723 г. на новую просьбу Полуботка избрать гетмана Петр I ответил указом: "Как всем известно, что со времен первого гетмана Богдана Хмельницкого все гетманы явились изменниками, и какое бедствие терпело от того наше государство, особливо Малая Россия, как еще свежая память есть о Мазепе; то и надлежит приискать в гетманы верного и известного человека, о чем и имеем мы непрестанное старание, а пока оный найдется, для пользы вашего края определено правительство, которому ведено действовать по данной инструкции; и так до гетмановского избрания не будет в делах остановки, почему о сем деле докучать не надлежит". Поскольку Полуботок продолжал стоять на своем и требовал избрания гетмана, его вызвали в Петербург и посадили в Петропавловскую крепость, где он в 1724 г. и умер. Гетманат фактически был ликвидирован. Власть перешла к Малороссийской коллегии (1722 - 1727). После этого было введено правление гетмановского уряда (1734 - 1745), потом генеральной канцелярии (1745 -1750). В1750 г.гетманом был избран граф Кирилл Разумовский. В 1764 г. создается Малороссийская коллегия. Автономия Украины была ликвидирована. В 1775 г. разгромили Запорожскую Сечь.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791