2.2. Проблемы становления нового миропорядка
Благодаря окончанию "холодной войны" для всех стран и народов открылись новые воз-можности в решении многих назревших проблем внутригосударственного, регионального и глобального характера. Однако события последних лет показали, что переход от "холодной войны" к новому мироустройству будет нелегким. Первоначальная эйфория в связи с окончанием "холодной войны" сменилась во всем мире более осторожным отношением и даже спорами относительно того, стал ли мир более безопасным. На смену опасности ядерного уничтожения в условиях "холодной войны" пришла новая не меньшая опасность, обострившаяся в постконфронтационную эпоху и заключающаяся в широком
распространении региональных и локальных конфликтов, которые имеют либо межгосударственный, либо чаще внутригосударственный характер. Это и длительный во-
енный конфликт на территории бывшей Югославии, и острые кровопролитные конфликты в Грузии, Таджикистане, Молдавии, Чечне, Нагорном Карабахе и др. Дилемма, перед которой стоит международное сообщество, заключается в следующем. Либо возьмет верх узконационалистический, эгоистический подход, и тогда мир будет отброшен на много десятилетий назад и будет представлять собой стихию конкурирующих национальных интересов. Либо стабилизирующим началом международной жизни станут партнерство и взаимодействие демократических стран, объединенных общими ценностями.
В новой ситуации возможности утверждения мирного периода в истории человечес-тва, достижения консенсуса по спорным международным вопросам, безусловно, увели-чились. Но их реализация зависит от того, придут ли окончательно на смену силовому противоборству, идеологической непримиримости отношения партнерства, солидарности, взаимного доверия, станет ли уважение принципов суверенного равенства, независимости, территориальной целостности неукоснительной нормой поведения государств на между-народной арене, удастся ли мировому сообществу создать действенные механизмы политического урегулирования региональных конфликтов. Безусловно, демонтаж кон-фронтационных структур еще далеко не закончен ни в одной из областей межгосударст-венных отношений,(680)хотя нельзя не отметить произошедшие огромные сдвиги. И все же главную трудность, по-видимому, составит не прощание с прошлым, а создание международного порядка, отвечающего новым реальностям.
"Новый мировой порядок" как система международных отношений находится еще в стадии становления, формируются его структуры, делаются первые шаги. Разворачивают-ся обновленческие процессы в ООН, совершенствуется тактика действий. Однако в последнее время деятельность ООН была серьезно осложнена акцией НАТО в Югославии, предпринятой без согласия ООН.
Все активнее реализуется тенденция к региональной интеграции. Динамично развиваются интеграционные процессы в Европе. Об этом свидетельствует опыт Евро-пейского Союза, Совета Европы и других региональных международных организаций. Укрепление Европейского сообщества на основе Маастрихтского договора (1991 г.) создает на континенте мощное объединение развитых стран, передающих все большие государственные полномочия общим органам. В последние годы произошла институцио-нализация ОБСЕ, и она по своему значению стала сопоставима с ОАГ в Америке и ОАЕ в Африке. Функции ОБСЕ расширены вплоть до возможности проведения операций по поддержанию мира в межгосударственных конфликтах. Активизировались интеграцион-ные процессы в регионе Канада - США - Мексика, перспективно Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющее 21 страну.
Наметился сдвиг в вопросах разоружения - на первое место вышли задачи нераспространения оружия массового уничтожения. Режим нераспространения, первоначально преследовавший цель не допустить к ядерному оружию Германию, Италию и Японию, в последнее время во многом был переориентирован в направлении "третьего мира". На всемирной конференции в Нью-Йорке в мае 1995 г. было принято решение о бессрочном продлении действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако опасность распространения ядерного оружия остается, о чем свидетель-ствуют подземные ядерные испытания, проведенные Индией и Пакистаном в 1998 г. В последнее время обострение глобальных проблем заставило участников международной жизни уделять все больше внимания прекращению испытаний ядерного оружия и его нераспространению, организации (681) превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации, предотвращению техногенных катастроф и сотрудничеству в целях скорейшей ликвидации их последствий, борьбе с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий ее загрязнения и т. д. В этом плане большое значение для нынешнего и грядущих поколений имеет конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В ней приняли участие политические руководители и ученые почти 170 стран, были приняты важные документы, в том числе "Декларация относительно окружающей среды и развития", в которой сформулированы обязанности государств, основные принципы их действий для достижения нашей цивилизацией стабильного развития, защиты и восстановления биосферы.
Однако это лишь первые шаги на нелегком и длительном пути к утверждению нового миропорядка. Человечеству предстоит еще по-новому осмыслить реальности современного мира, в первую очередь, в сфере межэтнических отношений, в том, что касается современного понимания суверенитета и иерархии суверенитетов, а также, разумеется, идей, относящихся к основаниям мирового порядка "постбиполярной" эпохи. Качественно новые условия диктуют необходимость по-новому подойти к целому ряду ключевых проблем международной жизни. Ситуация властно требует нового подхода к вопросам безопасности, нового мышления в политике, которое на первый план в международной политике ставило бы необходимость сохранения человеческой цивили-зации, реализацию общечеловеческих интересов. Идея приоритета общечеловеческих ценностей не должна восприниматься как пренебрежение интересами социально-классо-выми или национальными, как отказ от борьбы за их реализацию. Но борьбу нужно вести в цивилизованных формах, без резкой конфронтации, особенно если речь идет об отношениях между государствами. Признание приоритета общечеловеческих ценностей представляет собой глобальный идеологический и политический компромисс, но этот компромисс необходим, он касается будущего человечества, сохранения цивилизации и ее достижений, без чего невозможна реализация ни социальных, ни национальных интересов. (682)
Другими словами, для утверждения нового миропорядка необходим новый подход к проблемам международной жизни, своего рода новый культурный синтез, то есть осознание населением Земли необходимости более глубокого объединения ради продления существования рода 'человеческого. Если в обозримом будущем не возникнет такой культурной и в связи с нею политической основы нового мирового порядка, то непрекращающиеся межэтнические кбнфликты и обостряющиеся глобальные проблемы дискредитируют и подорвут то положительное, что остается от прежних времен. Без такой культурной предпосылки, без такого глобального переосмысления реальностей современного мира едва ли удастся реализовать какую бы то ни было организационную модель нового миролордцка.
Серьезным предупреждением о грозящей опасности стал конфликт вокруг Косово. Стремясь заставить руководство Югославии прекратить там. этнические чистки, НАТО обрушило бомбовые удары на страну, причем сделано это было в нарушение Устава ООН и Североатлантического договора о создании НАТО. Военную акцию США и их союзники предприняли в обход Совета Безопасности ООН на территории суверенного государства, не являющегося членом НАТО. Своими действиями НАТО практически перечеркивает всю послевоенную структуру миропорядка, позволявшую даже в годы "холодной войны" избежгаъ военного столкновения противостоящих блоков. Действия НАТО в Югославии затруднили деятельность ООН, положили начало новому беспорядку. Ухудшились отношения США с Россией и Китаем.
Таким образом, утверждение нового мирового порядка представляет собой сложный, многомерный процесс, который разворачивается на трех основных уровнях - глобальном, региональном я национальном. Причем, на этих уровнях наблюдаются разные темпы и ритмы, что обусловливает опасность рецидивов конфронтационного мышления, рождает* острые противоречия между субъектами международных отношений. В этих условиях особенно большое значение приобретает совершенствование механизма воплощения в практику международных отношений тех принципов, которые будут содействовать формированию широкого межгосударственного взаимодействия в интересах упрочения мира, безопасности и международною сотрудничества. (683)
И в этом аспекте в современных условиях объективно закономерным является возрастание роли международных политических организаций, совокупность которых ныне прочно вошла в систему международных отношений как важный элемент, без которого функционирование системы практически невозможно. Они обладают значительным потенциалом для достижения глобальной безопасности и стабильности. Речь идет прежде всего об усилении авторитета и политического влияния такого универсального по своей компетенции и по составу участников форума мирового сообщества как Организация Объединенных Наций, членами которой являются 185 государств. Чтобы она оказалась достойной своего призвания, необходима эволюция ООН – ее адаптация к новому повороту в развитии истории, ее глубокое реформирование, утверждение в ее действиях новых подходов к проблемам мира, безопасности, международного сотрудничества. Наряду с ООН очень важную роль играют международные организации континентального и регионального уровней. Они имеют большие потенциальные возможности для усиления влияния на все стороны международного политического процесса. Немалую роль в становлении нового миропорядка призваны сыграть массовые демократические движения - экологические, антивоенные, молодежные, женские и т. п.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791