2.1. Различные подходы к социальной политике
Можно выделить несколько подходов к определению понятия "социальная политика". Один из них характеризуется достаточно узким толкованием социальной политики как "социальной защиты", "социальной поддержки": он предусматривает также регулирование государством сферы, связанной с народным образованием, здравоохранением, развитием культуры. В рамках этого подхода к социальной политике отмечается, что социальные гарантии населению должны осуществляться по таким важнейшим направлениям: первое – самой лучшей социальной защитой каждого трудоспособного гражданина является обеспечение ему нормального уровня благосостояния путем своевременно выплачиваемой заработной платы; второе - финансирование из государственного бюджета общего образования, культурно-просветительной деятельности, подготовки кадров, здравоохранения, воспитания детей, то есть всего того, в чем заинтересовано государство; третье направление должно обеспечивать повышение уровня жизни тех групп населения, чье неудовлетворительное материальное положение связано с независящими от них причинами (возраст, состояние здоровья, необходимость продолжения учебы, потеря работы, кризис экономики). Этим социальным группам государство должно вы(617)плачивать пенсии, стипендии, пособия по безработице, предоставлять льготы по налогам и услугам, выплачивать компенсации, оказывать материальную помощь.
Другой подход к определению социальной политики связан с рассмотрением более общих проблем, в аспекте соотношения ее стабилизирующей и стимулирующей функций. Иными словами, речь идет о том, должна ли проводиться такая социальная политика, которая будет способствовать стабилизации общества путем выделения максимальных средств из бюджета государства для снижения недовольства малообеспеченных слоев общества, или социальная политика должна быть направлена на создание условий, стиму-лирующих эффективное развитие экономики. В рамках этого подхода идет дискуссия - отдать ли предпочтение экономической эффективности или социальной справедливости, следует ли модифицировать реальность в сторону "оздоровления" экономики или в сто-рону социальной стабилизации путем смягчения последствий резкой дифференциации общества. По существу, это дискуссия между сторонниками либерального и консерватив-ного подходов к социальной политике. Сторонники либерального подхода отдают пред-почтение стабилизирующей функции социалъной политики, а консервативного - стимулирующей.
В либеральном подходе к социальной политике можно выделить несколько этапов. На первом этапе (XIX - начало XX в.) либеральный подход к решению социальных проб-лем характеризовался скептическим отношением к государственному вмешательству в экономику и социальную сферу общества. Бесспорный приоритет отдавался принципу свободногорыночного хозяйства. Лозунги либералов, призывавшие к благотворительнос-ти, на этом этапе обращены главным образом к господствующему классу и средним слоям обществ – сельским хозяевам, мелким предпринимателям, ремесленникам,мелким тор-говцам, лицам свободных профессий.
На втором этапе (30-70-е годы XX в.) наиболее распространенной концепцией, выра-жающей либерально-реформистские взгляды на социальную политику, является доктрина "социального государства", или "государства благосостояния". Выдвигая эту концепцию, либералы признавали, что социальные проблемы общества (618) заслуживают такого же внимания государства, как и экономические. Социальная политика государства рассматривалась ими уже не только с точки зрения фактора предотвращения социальных конфликтов, но и в качестве фактора экономического развития. После мирового экономи-ческого кризиса 30-х годов либералы обратились к кейнсианству. Рекомендованные Кейн-сом методы государственного стимулирования совокупного спроса с целью смягчения разрушительного действия циклических кризисов перепроизводства воспринимались многими либералами как средство повышения уровня потребления для обширных групп населения, живущих в нищете.
Инструментом повышения потребительского спроса они считали государственный бюджет, из которого возможно финансирование различных социальных программ.
На третьем этапе, на рубеже 70 - 80-х годов XX в., либеральная стратегия и политика реализации правительственных программ с целью стимулирования совокупного спроса и решения целого ряда острых социальных проблем в интересах цивилизованного разрешения классовых конфликтов в обществе переживают глубокий кризис. На этом этапе происходит три мировых циклических кризиса: в 1969-1970, 1974-1975, 1980-1982 годах. Наряду с циклическими экономическими кризисами хозяйственное развитие в 70-е годы тормозилось и такими факторами, как: 1) продолжительные структурные кризисы в горнорудной, металлургической, судостроительной, автомобильной, текстильной промы-шленности; 2) резкое обострение топливно-энергетических, сырьевых, экологических проблем; 3) галопирующая инфляция, расстройство системы кредитно-денежных и валют-но-финансовых отношений; 4) усиление конкуренции на мировых рынках; 5) дестабили-зация мирохозяйственных связей и др. В результате затормозился инвестиционный процесс, замедлилось обновление основного капитала и внедрение новой техники и техно-
логии в производство, что повлекло снижение темпов экономического роста, то есть паде-ние эффективности производства. Это падение в значительной степени было обусловлено и либеральной социальной политикой, поскольку увеличение государственных расходов на финансирование социальных программ не стимулировало участников производства к поиску путей повышения (619) его эффективности. Таким образом, либеральная социаль-ная политика оказалась несостоятельной. Именно в связи с несостоятельностью экономи-ческой и социальной политики либералы на рубеже 70-80-х годов потерпели в раде стран политическое поражение на выборах. К власти пришли консерваторы.
Консервативный подход к социальной политике состоит в том, что, по мнению консерваторов, рыночная экономика предоставляет всем гражданам равные возможности. Поэтому каждый человек должен сам, в меру своих сил и способностей, повышать личное благосостояние, не перекладывая эти обязанности на государство. Государственные социальные программы приносят обществу больше вреда, чем пользы, считают консерва-
торы, поскольку существует тенденция к злоупотреблению социальной помощью. Например, пособия по безработице не cnocoбствуют упорному поиску работы теми, кто ее лишился. Социальная политика консерваторов характеризуется сокращением расходов на социальные программы. Государство, по их мнению, должно помогать тем, кто „хочет помочь себе сам”, то есть оно должно создавать благоприятные условия для деятельности мелких и средних собственников, чтобы вся страна была нацией собственников, которые обеспечивали бы свои социальные потребности сами.
Можно выделить и еще один подход к определению социальной политики, который связан с вопросами социальной реинтеграции и потому - с анализом глобальных проблем динамики социальной структуры. Речь идет о поиске таких социальных целей, ценностей, которые объединили бы разные слои общества на данном этапе. Для современных демократических государств интегрирующей моральной ценностью является свобода, для прокоммунистических режимов - равенство. Многие постсоветские государства пытаются в качестве такой интегрирующей ценности утвердить национальные интересы, что нередко ведет к обострению националистических тенденций.
Имея в виду перечисленное разнообразие подходов к социальной политике, можно определить ее сущность следующим образом. Социальная политика - это деятельность государства по управлению социальным развитием общества, удовлетворению материаль-ных и (620) культурных потребностей его членов, а также по регулированию процессов социальной дифференциации общества с целью стабилизации общественной системы. С помощью социальной политики, воспроизводя и используя социальные ресурсы, госуда-рство стремится обеспечить стабильность общественного развития. Социальные ресурсы - это социальный статус, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и т. п. Среди асоциальной одитики важнейшими, на наш взгляд, являются следующие. Прежде всего - создание надежных юридических механизмов реализации свободы, равен-ства, справедливости в том современном понимании этих категорий, о котором шла речь выше. Задачей социальной политики является также разработка и реализация госуда-рством законов, регулирующих отношения в сфере труда и его оплату, возможности изменения статуса, осуществления карьеры, законов о социальном страховании граждан на случай безработицы, временной или постоянной утраты трудоспособности, при дости-жении пенсионного возраста. К сфере социальной политики относится и предоставление государственных гарантий по предотвращению или хотя бы амортизации последствии стихии, голода, эпидемий, природных и техногенных катастроф, демографического "взрыва" и т. п. Государство с помощью социальной политики осуществляет также пере-распределение материальных средств с целью обеспечения определенного, достигнутого данной страной уровня жизни. Задачей государства в сфере социальной политики является и регулирование образа жизни - государство, используя поощрительные и репрессивные средства, способствует удовлетворению "здоровых" потребностей общест-ва и ограничивает возможности проявления негативных феноменов, его дестабилизи-рующих.
Социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении стабильного развития общества. Создавая условия для свободной и равноправной деятельности граждан, нейтрализуя недовольство малообеспеченных слоев, оказывая помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, техногенных катастроф, предоставляя пособия безработным и т. п., государство с помощью социальной политики снижает социальную напряженность в обще(621)етве, что позволяет ему развиваться более устойчиво, без сильных потрясений, без переворотов и революций.
Стабильность в обществе достигается как путем реализации определенной социаль-ной политики посредством регулирования деятельности устойчивых социальных институ-тов (таких как собственность, государственная служба, семья, системы образования, здра-воохранения, культуры, средства массовой информации), так и путем создания новых движений и организаций, специализирующихся на вопросах социальной политики (например, партии социальной справедливости, возникшие в России, Украине).
Социальная политика в государстве осуществляется либо проведением отдельных социальных мероприятий, либо путем реализации социальных программ, представляющих собой систему мероприятий, нацеленных на решение конкретных социальных проблем (образовательные, медицинские, пенсионные программы).
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791