logo
Политология-учебникСазонова-хх

1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции

Общее определение политики и условий ее возникновения важно и необходимо. Оно дает определенное, но не исчерпывающее представление об этом феномене. Полное же достигается путем раскрытия свойств внутренней структуры и функций политики, благодаря чему она воспринимается как универсальное, многомерное социальное явление, взаимодействующее с другими сферами общества.

Основные свойства политики:

- инклюзивность, или способность безграничного "проникновения" в другие сферы общества, или соединения с другими регуляторами человеческих отношений; (211)

- функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых;

- единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения;

- функциональность, способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Свойство политики проникать в другие сферы жизни социума, а главное - способность ее определяющим образом влиять на них, признавалось не всеми исследователями. Основатели марксизма, например, исходили из того, что реальную власть в обществе, в историческом его продвижении, имеют прежде всего такие факторы, как развитие техники и система экономических классовых отношений и только после них - политика. Фактически в марксизме доминировала доктрина бессилия политики, которая была обратной стороной экономического детерминизма. Маркс и Энгельс исходили из того, что эксплуатация человека человеком - это не просто ограбление, а объективно обусловленное всей социально-экономической системой явление. Упразднение его правовыми методами, так сказать, путем нормальной политики, считалось невозможным. Осуществить это в соответствии с марксистской концепцией способна только социалистическая революция и полная смена социальной системы. Таким образом, строго говоря, в выводах относительно практической деятельности марксизм не настаивал на доктрине бессилия политической власти и ценил ее только во время революционных преобразований, каких-нибудь катаклизмов в обществе, а не в нормальном его состоянии.

В действительности же политика имеет фундаментальный характер, политическая власть может контролировать экономическое могущество. Она способна, во всяком случае в открытом обществе, разработать и реализовать рациональную программу защиты экономически слабых слоев населения. Политика создает законы, которые ограничивают эксплуатацию, например, путем установления пределов продолжительности рабочего дня. При помощи законов могут быть застрахованы рабочие или же все граждане в случае потери работоспособности, безработицы, старости. Вот почему есть основания утверждать, что политическая власть с характерными (212) для нее формами контроля - самое главное в жизни общества.

Функционирование политики в форме соучастия и взаимодействия руководителей и руководимых обусловлено наличием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса. Такое свойство политики характеризует ее как противоречивое явление, в котором четко просматриваются две ее противоположные тенденции. Одна состоит в том, что при определенных условиях политическая власть, как и экономическая, может стать опасной, конкретные носители ее, как правило, пытаются взять на себя как можно больше функций и таким образом ограничивают свободу человека. Оказывается, что существует не только парадокс свободы, но и парадокс государственного планирования, который тоже может привести к потере свободы. Вторая тенденция означает обратный процесс, то есть влияние руководимых (электората) на политику. Таким образом, вечный вопрос общества "кто руководит" должен быть дополнен другим, не менее важным, - "кто контролирует".

Учитывая это и несколько забегая вперед, отметим, что именно контроль контролеров, то есть чиновников, и составляет стержень демократии. Чтобы политика функционировала нормально, граждане должны быть бдительны и не доверять государству слишком много власти.

Соединение сознательного (рационального) и стихийного (иррационального) в политике, конкретное соотношение между ними зависит от многих условий и факторов. Среди них главную роль играют такие, как конкретно-исторические условия развития социума, политическая культура граждан, общекулътурный и профессиональный уровень властной элиты. Если говорить, например, о России, то многие выдающиеся исследователи считали, что в политической жизни страны неосознанное, иррациональное всегда играло существенную роль. Н. Бердяев, например, отмечал, что в русской государственности таится темное иррациональное начало, которое опровергает все теории политического рационализма и не подлежит никакому рацио (213)нальному объяснению, что действие этого иррационального начала создает непредвиденное и неожиданное в политике этого государства [См.: Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990.- С.54].

Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты ее: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества.

Политические отношения - это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и с институтами власти. В содержательном плане они включают многообразные контакты элиты и электората, элиты и контрэлиты, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных объединений, групп различных интересов и политических институтов. Характер политических отношений указывает на то, что является доминирующим в сфере государственной власти - непримиримая борьба за политическое господство или сознательная кооперация усилий всех социальньж групп для использования авторитета государства. После двух революций (французская 1789 г., российская 1917 г.) тональность политических отношений приобретала все более конфликтный, конфронтационный характер, а в так называемых социалистических странах такая тональность стала определяющей. Отношениям борьбы вплоть до революционного решения противоречий марксисть! вообще отдают предпочтение. Взаимодействиесотрудничество составляет основу либерально-демократической концепции, которая исходит из того, что в политических отношениях, особенно тех, которые приобретают конфликтный характер, важно достичь консенсуса. Его содержание видят не в согласии как таковом, а в согласии каждого с кем-либо и с чем-либо. Консенсус здесь - одобрение или согласие в их мягкой форме. Однако это одобрение все же предусматривает обязывающее участие. В политических отношениях ученые Запада выделяют прежде всего три вида консенсуса. Первый (базовый) существует на уровне общества, имеющего в большинстве случаев гомогенную культуру. Его достигают в сфере глобальных целей и способа их достижения. Второй вид консенсуса относится к правилам игры. Здесь прежде всего речь идет о принятии Конституции как основного соглашения между обществом и государством. Третий вид консенсуса касается деятельности правительства и оппозиции. Характер по(214)логических отношений определяет также такие параметры, как активность и пассивность, размежевание на правых и левых, наличие экстремистских флангов и центра.

Политическое сознание характеризует политику с точки зрения приятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь. Политическое сознание - это многоуровневое образование, включающее в себя массовое, групповое и индивидуальное сознание. В содержательном отношении оно в обобщенной форме отражает степень знакомства субъекта с политикой и его рационального к ней отношения.

Политическое сознание опосредствует все основные и наиболее существенные властные взаимозависимости субъектов и носителей политических отношений, а потому определяют силу и эффективность властных отношений.

С точки зрения места и роли политического сознания вся политика является не чем иным, как непрерывным воплощением и инетитуализацией политических взглядов, идеалов, целей и программ, норм и установок в поведении людей, органов власти и самоуправления, механизмов рекрутирования элиты и т.д.

В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано со многими фундаментальными политологическими понятиями и категориями. Прежде всего с такими, как политическая культура и политическая система. В первом случае она выступает стержневым компонентом, во втором - субъектным фундаментом, его человеческой основой.

Политика как определенный социальный феномен обязана публичным органам власти, а также различным негосударственным политическим институциям. Вместе они составляют организационный хребет политики, который в политологии называется "политическая организация" общества. Будучи подсистемой более общей системы политики, политическая организация имеет собственную внутреннюю структуру. Ее компоненты - совокупность органов государственной власти: законодательные, исполнительные и судебные, партийные и общественно-политические институции, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества. (215)

Взаимодействие этих структурных элементов придает политике внутреннюю целостность, позволяет ей выполнять важные функции в обществе. Они олицетворяют властное волеизъявление населения, воплощают его в управленческие решения и таким образом придают политическому процессу определенную целенаправленность.

Выше отмечалось, что среди внутренних свойств политики есть и такая, как ее функциональность. Разные исследователи политической жизни имеют свои подходы в определении конкретных функций политики. С нашей точки зрения, конструктивным средством является определенная субординация функций, вычленение среди них наиболее общей и тех, которые подчинены ей и обеспечивают ее практическую реализацию. Такой общей функцией мы считаем функцию самостоятельного руководства и управления общественными процессами и достижению благодаря этому интеграции различных слоев населения, целостности и стабильного социума.

Реализация этой общей функции обеспечивается такими важными и четко выраженными функциями:

- отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика здесь выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса;

- изучение и рационализация противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан. Властные структуры направляют эти противоречия в цивилизованное русло диалога граждан между собой и с государством;

- человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельное социально активное существо. Превращение человека в гражданина, совершаемое политикой, происходит благодаря тому, что она представляет собой специфическую область социализации личности, приобщение ее к миру сложных социальных отношений;

- обеспечение инновационное(tm) социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации, формировать предпосылки воспроизведения расширенного порядка человеческого сотрудничества. (216)