1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
Общее определение политики и условий ее возникновения важно и необходимо. Оно дает определенное, но не исчерпывающее представление об этом феномене. Полное же достигается путем раскрытия свойств внутренней структуры и функций политики, благодаря чему она воспринимается как универсальное, многомерное социальное явление, взаимодействующее с другими сферами общества.
Основные свойства политики:
- инклюзивность, или способность безграничного "проникновения" в другие сферы общества, или соединения с другими регуляторами человеческих отношений; (211)
- функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых;
- единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения;
- функциональность, способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.
Свойство политики проникать в другие сферы жизни социума, а главное - способность ее определяющим образом влиять на них, признавалось не всеми исследователями. Основатели марксизма, например, исходили из того, что реальную власть в обществе, в историческом его продвижении, имеют прежде всего такие факторы, как развитие техники и система экономических классовых отношений и только после них - политика. Фактически в марксизме доминировала доктрина бессилия политики, которая была обратной стороной экономического детерминизма. Маркс и Энгельс исходили из того, что эксплуатация человека человеком - это не просто ограбление, а объективно обусловленное всей социально-экономической системой явление. Упразднение его правовыми методами, так сказать, путем нормальной политики, считалось невозможным. Осуществить это в соответствии с марксистской концепцией способна только социалистическая революция и полная смена социальной системы. Таким образом, строго говоря, в выводах относительно практической деятельности марксизм не настаивал на доктрине бессилия политической власти и ценил ее только во время революционных преобразований, каких-нибудь катаклизмов в обществе, а не в нормальном его состоянии.
В действительности же политика имеет фундаментальный характер, политическая власть может контролировать экономическое могущество. Она способна, во всяком случае в открытом обществе, разработать и реализовать рациональную программу защиты экономически слабых слоев населения. Политика создает законы, которые ограничивают эксплуатацию, например, путем установления пределов продолжительности рабочего дня. При помощи законов могут быть застрахованы рабочие или же все граждане в случае потери работоспособности, безработицы, старости. Вот почему есть основания утверждать, что политическая власть с характерными (212) для нее формами контроля - самое главное в жизни общества.
Функционирование политики в форме соучастия и взаимодействия руководителей и руководимых обусловлено наличием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса. Такое свойство политики характеризует ее как противоречивое явление, в котором четко просматриваются две ее противоположные тенденции. Одна состоит в том, что при определенных условиях политическая власть, как и экономическая, может стать опасной, конкретные носители ее, как правило, пытаются взять на себя как можно больше функций и таким образом ограничивают свободу человека. Оказывается, что существует не только парадокс свободы, но и парадокс государственного планирования, который тоже может привести к потере свободы. Вторая тенденция означает обратный процесс, то есть влияние руководимых (электората) на политику. Таким образом, вечный вопрос общества "кто руководит" должен быть дополнен другим, не менее важным, - "кто контролирует".
Учитывая это и несколько забегая вперед, отметим, что именно контроль контролеров, то есть чиновников, и составляет стержень демократии. Чтобы политика функционировала нормально, граждане должны быть бдительны и не доверять государству слишком много власти.
Соединение сознательного (рационального) и стихийного (иррационального) в политике, конкретное соотношение между ними зависит от многих условий и факторов. Среди них главную роль играют такие, как конкретно-исторические условия развития социума, политическая культура граждан, общекулътурный и профессиональный уровень властной элиты. Если говорить, например, о России, то многие выдающиеся исследователи считали, что в политической жизни страны неосознанное, иррациональное всегда играло существенную роль. Н. Бердяев, например, отмечал, что в русской государственности таится темное иррациональное начало, которое опровергает все теории политического рационализма и не подлежит никакому рацио (213)нальному объяснению, что действие этого иррационального начала создает непредвиденное и неожиданное в политике этого государства [См.: Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990.- С.54].
Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты ее: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества.
Политические отношения - это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и с институтами власти. В содержательном плане они включают многообразные контакты элиты и электората, элиты и контрэлиты, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных объединений, групп различных интересов и политических институтов. Характер политических отношений указывает на то, что является доминирующим в сфере государственной власти - непримиримая борьба за политическое господство или сознательная кооперация усилий всех социальньж групп для использования авторитета государства. После двух революций (французская 1789 г., российская 1917 г.) тональность политических отношений приобретала все более конфликтный, конфронтационный характер, а в так называемых социалистических странах такая тональность стала определяющей. Отношениям борьбы вплоть до революционного решения противоречий марксисть! вообще отдают предпочтение. Взаимодействиесотрудничество составляет основу либерально-демократической концепции, которая исходит из того, что в политических отношениях, особенно тех, которые приобретают конфликтный характер, важно достичь консенсуса. Его содержание видят не в согласии как таковом, а в согласии каждого с кем-либо и с чем-либо. Консенсус здесь - одобрение или согласие в их мягкой форме. Однако это одобрение все же предусматривает обязывающее участие. В политических отношениях ученые Запада выделяют прежде всего три вида консенсуса. Первый (базовый) существует на уровне общества, имеющего в большинстве случаев гомогенную культуру. Его достигают в сфере глобальных целей и способа их достижения. Второй вид консенсуса относится к правилам игры. Здесь прежде всего речь идет о принятии Конституции как основного соглашения между обществом и государством. Третий вид консенсуса касается деятельности правительства и оппозиции. Характер по(214)логических отношений определяет также такие параметры, как активность и пассивность, размежевание на правых и левых, наличие экстремистских флангов и центра.
Политическое сознание характеризует политику с точки зрения приятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь. Политическое сознание - это многоуровневое образование, включающее в себя массовое, групповое и индивидуальное сознание. В содержательном отношении оно в обобщенной форме отражает степень знакомства субъекта с политикой и его рационального к ней отношения.
Политическое сознание опосредствует все основные и наиболее существенные властные взаимозависимости субъектов и носителей политических отношений, а потому определяют силу и эффективность властных отношений.
С точки зрения места и роли политического сознания вся политика является не чем иным, как непрерывным воплощением и инетитуализацией политических взглядов, идеалов, целей и программ, норм и установок в поведении людей, органов власти и самоуправления, механизмов рекрутирования элиты и т.д.
В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано со многими фундаментальными политологическими понятиями и категориями. Прежде всего с такими, как политическая культура и политическая система. В первом случае она выступает стержневым компонентом, во втором - субъектным фундаментом, его человеческой основой.
Политика как определенный социальный феномен обязана публичным органам власти, а также различным негосударственным политическим институциям. Вместе они составляют организационный хребет политики, который в политологии называется "политическая организация" общества. Будучи подсистемой более общей системы политики, политическая организация имеет собственную внутреннюю структуру. Ее компоненты - совокупность органов государственной власти: законодательные, исполнительные и судебные, партийные и общественно-политические институции, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества. (215)
Взаимодействие этих структурных элементов придает политике внутреннюю целостность, позволяет ей выполнять важные функции в обществе. Они олицетворяют властное волеизъявление населения, воплощают его в управленческие решения и таким образом придают политическому процессу определенную целенаправленность.
Выше отмечалось, что среди внутренних свойств политики есть и такая, как ее функциональность. Разные исследователи политической жизни имеют свои подходы в определении конкретных функций политики. С нашей точки зрения, конструктивным средством является определенная субординация функций, вычленение среди них наиболее общей и тех, которые подчинены ей и обеспечивают ее практическую реализацию. Такой общей функцией мы считаем функцию самостоятельного руководства и управления общественными процессами и достижению благодаря этому интеграции различных слоев населения, целостности и стабильного социума.
Реализация этой общей функции обеспечивается такими важными и четко выраженными функциями:
- отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика здесь выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса;
- изучение и рационализация противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан. Властные структуры направляют эти противоречия в цивилизованное русло диалога граждан между собой и с государством;
- человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельное социально активное существо. Превращение человека в гражданина, совершаемое политикой, происходит благодаря тому, что она представляет собой специфическую область социализации личности, приобщение ее к миру сложных социальных отношений;
- обеспечение инновационное(tm) социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации, формировать предпосылки воспроизведения расширенного порядка человеческого сотрудничества. (216)
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791