2. Механизм функционирования политической системы
Д. Истон так описал классическую теоретическую модель механизма функционирования политической системы. Из среды на "вход" (или "ввод"; "inputs" - по
Истону1), поступает информация и действия в виде требований и поддержки.
"Требования" можно определить как действия и мнение индивидов и групп по поводу распределения ценностей в обществе. Например, несвоевременная выплата заработной платы работникам госбюджетной сферы может вызвать акции протеста с их стороны, сокращение бюджетного финансирования военно-промышленного комплекса стимулирует требования укрепления обороноспособности. Помимо требований в политическую систему вводится и другая подобная информация: ожидания, мнения, мотивации, идеологии, интересы и предпочтения членов данной системы. Накопление большого количества требований, зачастую противоречащих друг другу, ведет к перегрузке системы. Количественные параметры перегрузки связаны с многочислен-но-стью требований (к примеру, перенасыщенность парламентской повестки дня большим числом законопроектов), а качественные - с их сложностью (например, необходимость одновременного решения противоположных задач - сокращения налогов и ликвидации (301) задолженности бюджетным сферам). Чтобы приводить требования в соответствие с возможностями системы, необходимо осуществлять следующие функции:
1) Выражение требований (или "артикуляция интересов" - термин, введенный известным американським политологом Г. Алмондом). Самые разные общественные группы - от неуправляемой толпы до собрания бизнесменов или съезда политической партии - могут
участвовать в процессе артикуляции интересов. Как правило, формулирование и передача требований, обращенных к политической системе, осуществляется группами давления.
2) Регулирование требований.Есш поступающие требования (их всегда много) не фильтровать и не направлять по определенным каналам передачи информации (канализировать), то этот поток может захлестнуть систему. Регулирование требований, по Истону, осуществляется в двух формах: структурной и культурной.
При структурном регулировании процесс фильтрации и передачи требований осуществляется через специальные структуры (их называют "привратниками"). В качестве структур, регулирующих требования (пропускают одни и задерживают другие), выступают политические партии, высшие (элитные) слои общества, парламентарии, снециализированные государственные органы (например, отделы по работе с письмами и обращениями граждан при различных государственных учреждениях). Некоторые структуры одновременно выполняют функцию выражения требований и их регулирования (например, профсоюзы не только выражают требования трудящихся, но и осуществляют их фильтрацию, а также контроль за ними). В свою очередь, органы политической власти могут предвосхищать предполагаемые требования. Подобные действия способствуют устранению взрывоопасного характера требований, повышению популярности политических структур или их руководителей, удовлетворению интересов определенных социальных групп.
При культурном регулировании процесс допуска или ограничения требований определяется нормами, ценностями и взглядами, принятыми в данном обществе. Культурные запреты могут касаться как содержания требований (например, для стран, чье население придерживается ортодоксальных мусульманских традиций, (302) неприемлемо выдвижение требований, связанных с отменой ограничений на употребление спиртных напитков), так и формы их выдвижения (например, в западных демократиях политическая культура запрещает или ограничивает использование насилия для выражения политических требований).
Несмотря на фильтрацию и регулирование требований система все-таки может попасть в ситуацию перегрузки. В этом случае у нее есть два выхода из кризисного положения: усилить пропускную способность коммуникационных линий (путем специализации кадров, увеличением числа органов и количества чиновников, занимающихся рассмотрением требований) или сократить поток требований.
3) Сокращение требований. С помощью этой функции поток требований систематизируют, упорядочивают и сводят к определенному количеству альтернатив, которые предоставляются политической системе. Д. Стон называет это сочетанием, "комбинацией требований", а Г. Алмонд - "агрегированием интересов". В западнях демократиях эту функцию чаще всего выполняют политические партии. В своих предвыборных программах они стремятся согласовать противоречащие друг другу интересы различных групп (например, претензии и требования со стороны профсоюзов и организаций предпринимателей) в той степени, в какой это возможно или приемлемо. В постсоветских политических системах функцию агрегирования интересов в наибольшей мере осуществляют правительства (кабинеты министров). Это связано с тем, что в постсоветских странах противоположные интересы артикулируются и лоббируются не столько определенными социальными группами, сколько конкретными ведомствами и регионами.
Функции регулирования и сокращения тренований объективно необходимы, однако злоупотребление ими со стороны "привратников" может привести к стихийному "возмущению" среды, ослаблению и кризису политической системы. Испытывая со стороны среды постоянное давление в виде требований, политическая система ищет в окружающей среде поддержку своїм действиям и своему существованию.
"Поддержка" ("опора", "support" - по Д. Истону) включает все варианты позиций и поведения групп и индивидов, которые способствуют системе: голосование (303) на выборах, уплату налогов, соблюдение законов, патриотизм и т. п. Иначе говоря, это силы, которые поддерживают систему и тем самым дают ей возможность сохраниться, несмотря на давление среды. Истон различает три типа поддержки в соответствии с объектом их применения:
1) Поддержка политического сообщества в целом. Речъ идет о необходимом минимальном консенсусе в обществе для сохранения его политического единства. Особенно это актуально для многонациональных стран, обществ, сегментированных по признаку национальных, религиозных и других подобных различий.
2) Поддержка политического режима. Этот вид поддержки Д. Истон понимает как приверженность членов общества определенным "правилам игры", включающим в себя нормы функционирования политической системы (конституционные, правовые, нравственные), политические ценности (плюрализм, толерантность, свобода, демократия), распределение властных ролей.
3) Поддержка политических авторитетов (органов власти или конкретных политических лидеров). Имеется в виду поддержка "власти" как таковой, представленной органами, наделенными соответствующими властными полномочиями, либо персонифицируемой авторитетными и популярными политическими лидерами.
Названные три типа поддержки не обязательно выступают в совокупности. Гражданин той или иной страны, приверженный национальному сообществу, может не одобрять существующий политический режим или отказать в поддержке на выборах действующему руководителю страны.
Формы поддержки можно классифицировать следующим образом:
1) материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например, труд на общественных началах или воинская служба);
2) соблюдение законов и иных форм, принятых в данной системе;
3) участие в политической жизни (голосование на выборах и другие формы политической активности в поддержку системы);
4) почтительное, уважительное отношение к власти, государственной символике и официальным церемониям, внимание к официальной информации. (304)
Важнейшим механизмом селекции требований и поддержки в современном демократическом обществе являются выборы органов власти и другие подобные им формы политического волеизъявления граждан (референдумы, плебисциты).
Политическая система трансформирует и перерабатывает "введенные" в нее требования и піддержку (Д. Истон называет это процессом конверсии) в конечный "продукт" ("выход" системы; "outputs") - авторитетные решения по распределению ценностей в обществе и соответствующие действия по их осуществлению (экономическая, социальная, внешняя політика и т. п.). На выходе системы могут быть новые законы, другие нормативные акты, субсидии, льготы, информационные кампании и т.д."Символическим" действиям властей или высших должностных лиц (например, политическим заявлениям) Д. Истон придает такое же значение, как и нормативным (обязывающим) актам. "Продукт" функционирования политической системы следует отличать от результатов или последствий осуществления принимаемых решений и проводимой политики.
Функции выхода можно обобщить следующим образом:
1) функция нормотворчества охватывает выработку авторитетных правил, определяющих и регулирующих формы поведения людей и групп в обществе. В данном случае под "нормами" понимают не только законы, но и нормативные акты, являющиеся прерогативой органов исполнительной власти и других государственных учреждений;
2) функция "применения правил" связана с приведением правил или законов в действие. Осуществление этой функции в основном является сферой компетенции исполнительных органов и административной бюрократии, но в ее реализации также задействованы правове структуры, а иногда и законодательные органы;
3) функция "контроля за соблюдением правил" подразумевает интерпретацию законов и действия, связанные с определением фактов нарушения норм и наложением соответствующего наказания на нарушителей. В основном этим занимаются судебные и правоохранительные органы;
4) функция "политической коммуникации" обеспечивает распространение, передачу политической информации между управляющими и управляемыми, а также между различными составляющими системы. (305)
Механизм функционирования системы включает в себя и элементы обратной связи, посредством которых "продукты" политической системы влияют на будущие требования и поддержки, "вводимые" в систему. В теории данный механизм обозначается понятием "петля обратной связи".
"Петля обратной связи" включает в себя два процесса, образующие замкнутый цикл: а) "исходящие" решения и действия системы и их следствия (то есть адаптация власти в определенной ситуации); б) поток обратной информации (сообщений) о состоянии системы и о последствиях регулирующей деятельности органов власти. Обратная связь - основной механизм устранения напряженности в обществе, но функция эта выполняется, только когда власть способна реагировать на поступающие в систему импульсы. Фундаментальное значение обратной связи в политической жизни заключается не только в устранении допущенных ошибок, но и в переориентации системы, поиске новых целей и путей их достижения.
Общая схема функционирования политической системы, по Д. Истону, представлена ниже. Политолог не очень подробно проанализировал "выход" политической системы, а также сам процесс "конверсии". Внимание Д. Истона в большей степени обращено на характер и формы взаимодействия политической системы и внешней среды ее существования. Схема носит общий характер и с этой точки зрения ее можно применять для анализа различных обществ (социально-культурных и социально-экономи-
ческих сред) и различных типов политических систем.
СХЕМА
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791