1.4. Рождение и генезис демократии
Демократия, как уже говорилось, имеет давнюю историю, демократические формы организации общества уходят в догосударственное прошлое - родовой строй. Некоторые ученые-этнографы даже считают демократию важнейшим фактором антропогенеза, появления всего человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответствен (276)ности и личного достоинства. Государственная демократия зародилась и развивалась в Древней Греции. Однако здесь она оказалась неприспособленной к выживанию и очень скоро потерпела поражение в условиях средневековых общественных изменений. Человечеству потребовалось две тысячи лет, чтобы "изобрести" жизнеспособную широкомасштабную демократию. Но и в XX веке в Европе отмечались периоды недемократии - в Италии, Германии, Австрии, Испании, Португалии и Греции. Таков в самом общем виде путь рождения и развития демократии, который, естественно, должен быть наполнен здесь конкретным содержанием.
Родовые формы демократии прошли все народы.Типичный пример их дает организация управления у американских индейцев - ирокезов. Здесь все взрослые мужчины и женщины рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей-старейшин (сахема) и вождя (военного предводителя). Высшей властью в роде являлся совет – собрание всех его взрослых представителей.
Род представляет собой основание более сложной организации - союза фратрий - братства нескольких особенно близких друг другу по территории, общению, родственным и иным связям родов, которые, сохраняя автономию, имели общий совет как высший орган власти. Несколько фратрий составляли племя, которым руководил совет племени из сахемов и вождей всех родов. Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов.
Основаниями родовой демократии были: кровно-родственные связи, общая собственность, низкая плотность и относительная немногочисленность населения. Эта демократия не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены, а основная сфера взаимоотношений между людьми регулировалась обычаями и табу. С развитием производства и общественного разделения труда, ростом населения, появлением частной собственности и углублением социального неравенства демократия первобытного общества была подорвана и уступила место авторитарным формам правления: монархическим, аристократическим, олигархическим или тираническим. (277)
В V в. до н. э. возникает классическая форма демократического государства - Афинская республика. Естественно, имеется в виду не современное представление о государстве как безличном органе, осуществляющем принуждение. Речь идет о греческом полисе, представлявшем собой город-общину. Фукидид это выразил тремя словами: andres gar polis (полис - это люди). Полития. означала одновременно и гражданство, и форму полиса, определенным образом организованное сообщество. Демократическое развитие Афин началось с реформ Солона (VI в.до н.э.) и Перикла (V в.до н.э.).Солон провел глубокие хозяйственные и политические преобразования, которые предусматри-вали освобождение плебса от налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц и требовать у них отчета. Идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти наиболее полно были реализованы несколько позже Периклом. Человек незаурядного ума, Перикл руководил правительством и считался народным вождем. Он был противником тирании, которую определял как правление одной части общества другой.
По своему характеру демократия Афинской республики была коллективистской. Граждан республики объединяла их общая заинтересованность в сохранении своего при-вилегированного положения, основанного на рабовладении, которое считалось совмест-ным, общинным. Участие в делах общества и государства для каждого индивида было само собой разумеющимся делом. Каждый идентифицировал себя с полисом и чувствовал себя свободным, как органическая частичка единого целого. Понимание свободы в гречес-ком полисе весьма своеобразно. Оно означало: наличие у граждан политических прав, воз-можность голосовать, выдвигать должностных лиц и самим быть назначенным архонтом (предводителем). По современным стандартам люди античности были не свободны. В Греции, как и в Риме, свобода была исключительно политическим концептом. Когда Аристотель характеризовал человека как zoohn politicos (политическое животное), вели-кий мыслитель имел в виду (с точки зрения современного словаря), что человек - неотъем-лемая часть своего специфического социального целого, что он "врос" в общество.(278)
Аристотель и не подозревал, что человек рожден как индивидуум, отличительным признаком которого является его частная собственная личность, и что ему дано право быть самим собой. Для греков "человек" и "гражданин" означало одно и то же. Тем не менее беспрекословное подчинение индивида полису не освобождало Афинскую демократию от внутренних противоречий. Конфликты возникали внутри правящего класса, между знатью, а также богатыми и бедными.
В различиях современной и древнегреческой свободы как в капле воды отражается различие двух концепций демократии - древней и современной. Греческая демократия была системой правления (городом), при которой решения принимались коллективно. В классической формуле демократии сообщество не оставляет места для независимости и нет сферы защиты отдельного человека. Полис является верховной властью в том смысле,
что отдельные индивидуумы, его составляющие, были полностью подчинены ему. Свободный город тут – это одно, а свободные граждане - совсем другое. В современной цивилизации, в отличие от античности, человек есть нечто большее, чем гражданин какого-либо государства. В либеральной концепции, например, человека невозможно свести к его гражданственности. Современная демократия, в отличие от древнегреческой, предназначена для того, чтобы защищать свободу отдельного человека как личности, свободу, которую невозможно представить как подчинение индивидуальности власти целого.
Опорой античной демократии были средние слои населения. Здесь по существу стало складываться понимание роли среднего класса для демократической формы жизни общества. Аристотель писал: "Государство, состоящее из средних людей, будет иметь наилучший государственный строй" [Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т.- М., 1992.- Т.4.- С.508]. Именно с количественными изменениями среднего класса оказались прямо связаны как расцвет афинской демократии, так и ее угасание.
Участие граждан в управлении делами государства было обеспечено не только политически, но и экономически. Для занятия общественными делами граждане имели достаточно свободного времени, потому что ис(279)пользовали труд рабов (каждая семья имела от одного до десяти рабов). Бедные получали также из государственной казны плату за присутствие на общественных мероприятиях. Этим как бы обеспечивался необходимый для занятия общественными делами "прожиточный минимум". Следовательно, модель античной демократии имеет преимущественно социальную форму: демократия не только провозглашает равенство политических прав, но и обеспечивает более или менее равные социальные условия для их фактического использования.
Итак, в Афинской республике господствовала прямая демократия. Главным инсти-тутом власти было Народное собрание. Тут формировалась общая воля и принимались законы и решения. Власть Народного собрания ничем не ограничивалась, она охватывала не только всю общественную жизнь, но и простиралась на все проявления частной жизни. Постепенно всевластие демоса превратилось в абсолютное. Законодатель в лице боль-шинства стал выше закона и попытался решениями, принятыми плебсом на площади, управлять всеми делами. Нередкими стали факты приговоров к смертной казни военача-льников, проигравших сражения, неугодных ученых и мыслителей (например, Анаксагора и Сократа), расправы бедных над богатыми.
Эта демократия, с сильными деспотическими и даже тоталитарными тенденциями, обрекала себя на смерть. Ее не спасла даже такая чрезвычайная мера как принятие афинянами в 410 г. до н. э. специального закона, предусматривающего смертную казнь и конфискацию имущества лиц, посягающих на демократию. Олигархический переворот 411 г. до н.э. положил начало периоду политической нестабильности и постепенной ликвидации демократического правления. Афинская республика была обречена на гибель, конечно, не только этим, - негативную роль здесь сыграли экономические причины (низкая эффективность труда рабов), а также военные поражения. Однако вырождение демократии в этом ряду недооценивать нельзя.
Государства, схожие с афинской демократией, существовали и в Древнем Риме, Древнем Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. Однако в период средневековья в Европе и во всем мире утвердилось господство авторитарных, преимущественно мо (280)нархических форм правления. Государственное устройство теперь выглядит как единый, сложный, иерархический организм, в котором каждая общественная группа "знает свое место" - выполняет определенную общественную функцию и подчиняется власти. Само слово "демократия" исчезло из европейского лексикона почти на две тысячи лет. Если же оно использовалось, то в него вкладывался негативный аристотелевский смысл как неправильной, извращенной формы правления, разрушительной власти черни.
Только в эпоху модерна под влиянием развивающейся рыночной экономики и связанного с ней индивидуалистического мировоззрения, а также в результате церковной реформации демократия обретает новое дыхание. Но теперь она, хотя и базируется на идеях и идеалах, отобранных в результате интеллектуального дискурса, начавшегося в Древней Греции, передаваемого и развиваемого от поколения к поколению, представляет намного более сложное явление. Измерения демократии древнего города теперь сравнимы с современной общенародной представительной демократией разве что, как Пизанская башня с горой Эверест.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791