1.2. Государственное правление и устройство
Форма правления - это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов. Она позволяет понять, как реально осуществляется власть и кто является ее источником. Основные формы правления - монархия и республика.
Монархия - это такая форма правления, при которой высшая государственная власть представлена одним лицом, занимающим обычно престол по наследству или иногда избираемым пожизненно. Если монарх выступает в качестве единственного высшего органа госу(316)дарственной власти, то такая монархия называется неограниченной, или абсолютной. Если же верховная власть распределена между монархом и другими органами, то перед нами ограниченная монархия (сословно-представительная, конституционная).
Республика - это форма правления, при которой органы государства либо избираются, либо формируются общенациональными, представительными учреждениями. Исторически республика возникла в античную эпоху и сейчас как форма правления занимает доминирующее положение. Различают три вида республик: президентскую, парламентскую и смешанную (или полупрезидентскую).
Отличительный признак президентской республики, как следует из ее названия, - наличие в государстве поста президента. Данный признак необходим, но недостаточен для того, чтобы такое государство назвать президентской республикой. Дело в том, что президент всегда является главой государства, но не всегда главой исполнительной власти. Поэтому президентская – лиш та республика, в которой президент одновременно и глава государства, и глава правительства. Кроме того, президент избирается всеобщим голосованием: из чего следует, что, во-первых, он независим от парламента, то есть не несет перед ним ответственности; во-вторых, сам по своему усмотрению формирует органы исполнительной власти. Но в то же время президент не располагает правом роспуска парламента.
Классический образец президентской республики - США. Эта форма правления характерна для большинства стран Латинской Америки. В парламентской республике правительство формируется парламентом из числа депутатов, победивших на выборах от партий или партийной коалиции. Его возглавляет избираемый парламентом премьер-министр. Правительство несет ответственность перед парламентом. Это значит, что в случае несогласия с деятельностью правительства парламент может выразить ему вотум недоверия, вследствие чего правительство долино уйти в отставку. Президент как глава государства формально может наделяться значительными полномочиями, но в действительности не оказывает существенного влияния на ход политики. Его роль, как правило, номинальна в парламентской республике. Парламентская (317) форма правления присуща в основном европейским государствам.
При смешанной (полупрезидентской) форме правления глава государства - президент - лично предлагает состав правительства, прежде всего кандидатуру его главы, которые затем подлежат утверждению парламента (Украина, Франция, Финляндия).
Форма государственного устройства - это административно-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами. Современное государство имеет две формы – простую (унитарную) и сложную (федеративную).
Унитарным называют такое государство, составляющие части которого не имеют признаков государственности, а управление осуществляется исключительно центральным правительством. В таком государстве местные и региональные органы управления не имеют власти для принятия какого-либо политического решения.
Подавляющее большинство современных государств имеют унитарную форму государственного устройства (Украина, Франция, Италия, Польша и т.д.). Тут функцио-нируют единые центральные органы государственного управления, единая конституция, единое гражданство. Унитарное государство существует преимущественно в странах с мононациональным составом населения.
Унитарные государства делятся на централизованные (Англия, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Италия, Испания). В первом случае местным органам управления предоставлена широкая самостоятельность. Однако они не имеют значитель-ной автономии и непосредственно ориентированы на исполнение решений центра. Во втором случае крупные регионы имеют широкую автономию, кое-где и собственные парламенты, правительства, административно-управленческий аппарат, могут самостояте-льно решать переданные в их компетенцию центральными органами некоторые вопросы общественной жизни. Но, в отличие от субъектов федерации, эта компетенция значительно ограничена, что ставит их в большую зависимость от центра.
Федеративное - это такое государство, составляющие части которого имеют определенные признаки государственности. Тут местным и региональным органам (318) управления предоставлены исключительные полномочия в принятии некоторых политических решений. В федеративном государстве два правительства (центральное и региональное) контролируют одну и ту же группу людей, имея при этом разные полномочия в принятии политических решений.
Ярким примером федерации является ФРГ. Региональные органы управления полностью контролируют образование, телевидение, радио, правопорядок. Внешняя политика, дипломатия, денежная и валютная политика, почта, железные дороги, автотранспорт, государственная безопасность находятся под полным контролем центрального правительства. Центральное правительство и правительство субъекта ФРГ несут равную ответственность во всех сферах политической деятельности.
Федеративная форма государственного устройства, как правило, возникает в результате компромисса между его субъектами, когда они объединяются в единое государство, или когда возникают трудности в объединении государства, или как результат территориальных и национальных отличий. Малые государства вряд ли могут создать федеративную форму, так как в них нет такого спектра проблем, которые стоят перед большими государствами.
Сегодня в мире насчитывается 20 федеративных (США, Россия, Бразилия, ФРГ и др.) и почти 170 унитарных государств. При этом необходимо учитывать, что удельный вес федеративных государств по численности населения и занимаемой площади значительно більше их количества. Они составляют всего 12% общего числа стран мира, но им принадлежит 51% территории Земли, в них проживает 38% населения мира.
Федеративные государства условно можно также разделить на централизованные и децентрализованные. Например, Россия имеет высокую степень централизации. Особенно это видно из того факта, что субъекты федерации не могут самостоятельно распоряжаться
бюджетом и полностью зависят от центра. США наиболее децентрализованная федерация, хотя за последнее время влияние центрального правительства на исполнительные структуры штатов расширяется.
В настоящее время невозможно однозначно ответить на вопрос, насколько выгодна централизация или де(319)централизация федеративной формы. Однако можно утверж-ать: в современном мире высокоразвитые страны склоняются в пользу систем со значительной, но все же ограниченной степенью централизации.
От федерации как сложного государства следует отличать конфедерацию - союз, лигу государств, созданную ради соответствующей цели. Это государственное образование не отвечает понятию формы государственного устройства. Конфедерация существует короткое время и создается на договорной основе. В представительских органах конфедерации делегаты представляют суверенные государства. Конфедерация не имеет суверенитета, в ней создаются только те органы, которые необходимы для достижения общих целей (военные, политические и т. п.). Субъекты конфедерации имеют
право отказаться признать или использовать акты конфедеративной власти. Последние действуют на территории государств (субъектов конфедерации) только по их согласию.
В политологической литературе ученые выделяют два основных этапа развития государства - традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, в которых сочетаются черты как первого, так и второго. Традиционные государства возникали и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм жизни общества. Конституционное государство - это объект сознательной деятельности людей в
создании государственного управления, которое не ограничивает экономическую, культурную, религиозную активность граждан, осуществляет функции, делегированные гражданами, не нарушая свободы личности.
Любое государство, даже любая политическая организация, имеет свою конституцию, то есть совокупность правил, согласно которым власть распределяется между ее субъектами. Ни одна группа людей, занятих политической деятельностью, не может существовать без такого рода правил - конституции с маленькой буквы (они могут быть официальными и неофициальными, но обязательными для исполнения всеми члена-
ми группы). Большинство государств и организаций имеет официальный набор законов и правил, определяющих основные способы распоряжения своими собственными делами. Вданном случае речь идет о Конституции с большой буквы. Например, Конституция США, (320) Основной закон ФРГ объясняют, кто должен осуществлять основные политические функции, принимать политические решения, претворять их в жизнь. Конституция определяет основные права гражданина.
Однако конституция любого государства не может вместить в себя все правила, касающиеся разделения власти. Большинство этих правил выведено за пределы конституции и отражено в неофициальных документах. В США Конституция определяет основную структуру политики.А конституция с маленькой буквы включает в себя намного больше, чем просто Конституция. В зависимости от того, в какое время создавались конституции, они различаются между собой еще и объемом содержащейся в них информации и тем, сколько ее осталось за их пределами. Чем раньше создавалась Конституция, тем меньше в ней текста и, соответственно, информации. Например, первая редакция Конституции США 1787 г. содержит 4300 слов. С того времени около 2900 слов было добавлено в виде поправок. Основной закон ФРГ (1949) включает в себя около 20 тыс. слов. Еще больший объем имеют ныне действующие конституции. При этом они характеризуются большей точностью и сложностью (хотя, следует отметить, это не всегда на пользу самой конституции). Наполеон как-то сказал, что Конституция должна быть короткой и непонятной. Если правила изложены очень точно, то их слишком сложно использовать в непредусмотренных обстоятельствах.
Составители конституции включали в нее те проблемы, с которыми были хорошо знакомы в свое время. Но если эти проблемы и их решение сформулированы в точной и безоговорочной форме, то они, скорее всего, позже приводят к появлению новых проблем. Например, законодатели-республиканцы в США внесли в Конституцию жесткую поправку, запрещающую избрание президента более чем на два срока. При этом они имели в виде Ф. Д. Рузвельта - демократа, избиравшегося 4 раза. Несколько лет спустя республиканцы стали заложниками своей же поправки, так как популярный республиканец Д. Эйзенхауэр не имел права выдвинуть свою кандидатуру на третий срок.
В мире существуют политические организации, не имеющие Конституции: Великобритания и католическая церковь. Политические правила каждой из этих (321) рганизаций изложены в различных документах, закреплены традициями. И государство (Великобритания) и церковь (католическая) имеют конституции с маленькой буквы. Люди знают о них, цитируют их, но при этом не ссылаются ни на один документ.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются взаимоотношения между государством и гражданином, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан. Во второй части дается характеристика государства (республика, монархия, федерация, унитарное государство и т.п.), излагаются статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений парламента, президента, пра-
вительства, суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Конституция Украины - наглядный тому пример. В настоящей главе речь идет о второй части Конституции (в соответствующих темах рассматривается ее первая часть). Конституция Украины - новейшая из всех современных основных законов мира. По объему она превосходит аналогичные документы других государств. В ней много и детально расписаны разнообразные положения общественно-политической жизни страны.
С принятием Конституции Украины (1996 г.) наша страна вступила в новый этап развития демократического социального, правового государства. В Основном законе Украина определяется как правовое, демократическое, социальное государство с унитарной формой государственного устройства. Причем эта форма государственного устройства имеет ярко выраженную централизованную систему управления.
Новая Конституция определяет Украину как парламентско-президентскую респуб-ику. В ней закреплена полнота законодательной власти парламента - Верховной Рады. В ст. 75 Конституции Верховная Рада определена как единственный орган законодательной власти в Украине. Конституция не предусматривает возможности делегирования законодательных полномочий органам и должностным лицам исполнительной власти. С положением Конституции о предоставлении законодательных полномочий исключитель-но парламенту связана также норма Основного закона о высшей юридической силе (верховенстве) Конституции и законов в иерархической (322) системе парламентских государственных актов. Верховенство Конституции и законов должно обусловить высокое качество всей системы права Украины, создание основы для ее единства, внутреннего согласия.
Конституция закрепляет создание сильной власти президента и правительства, четко определяя место и правовой статус президента как главы государства. Как глава государ-ства президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, выступает от имени государства в стране и за ее пределами. Конституция определила роль президента в структуре исполнительной власти. Президент согласовывает с Верховной Радой назначение премьер-министра. По представлению премьер-министра он формирует ответственный перед ним Кабинет Министров, а также назначает руководителей других центральных органов власти, глав государственной администрации и т.п.
Конституция содержит положения об организации и
функционировании судебной власти. Эти положення должны повысить роль и авторитет суда как основного органа защиты прав человека и гражданина. Согласно Конституции должна быть создана единая система судов общей юрисдикции, которая будет строиться по принципу территориальности и специализации. Конституція определила новые основы организации и функционирования Прокуратуры Украины. В ней не предусмотрен прокурорский надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами и служебными лицами исполнительной власти, представительскими органами самоуправне-ния, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. Согласно Конституции Прокуратура Украины осуществляет надзор лишь за соблюдением законов органами, которые ведут оперативно-розыскную работу, досудебное расследование, соблюдение законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при использовании иных способов принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Эти изменения в правовом статусе прокуратуры связаны с повышением роли судей в защите предусмотренных Конституцией прав граждан.
Определение Конституцией новых начал в организации и функционировании государственной власти – (323)значительный шаг по пути создания в Украине демократи-ческого правового государства. Ныне задача государства, общества в целом и каждого гражданина в отдельности - претворить их в жизнь.
* * *
Конституционный этап развития государства связан с его зависимостью от общества и граждан, с юридическим ограничением полномочий и сфер государственного вмеша-тельства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием гарантий прав человека. Все это определяется Основным законом. Наличие конституции является показателем демократичности государства лишь в том случае, когда она реально воплощается в государственной организации и обязательно исполняется органами власти, учреждениями, гражданами. В конституционном государстве закрепляется принцип ограничения его компетенции с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, то есть всем, чем характеризуется понятие "правовое государство".
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791