1.2. Пропорциональная избирательная система
Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов числу голосов, называется пропорциональной избирательной системой. Партия (482) или список кандидатов получают столько мест, сколько получили голосов. Впервые была применена в Бельгии в 1884 году. В настоящее время используется в 57 странах. Отличительные черты системы:
1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте. Сколько партия получила голосов, столько ей достается мандатов.
2. Акцент на представленности различных групп населения в институтах представительной власти.
3. Наличие более одного мандата на округ (многомандатные округа).
4. Голосование на основе партийных избирательных списков.
5. Более справедливый характер.
Справедливость достигается тем, что по итогам выборов нет абсолютно проигравших или утерянных голосов. Получившие меньшее количество голосов, тем не менее, не лишаются права участвовать в распределении парламентских мандатов.
Существуют два основных подтипа пропорционального избрания:
- пропорциональные списочные системы партийного представительства;
- пропорциональная система передачи голосов (англосаксонская версия пропорционального метода).
Пропорциональная система партийных списков. Ее основная техническая особен-ность заключается в наличии множества (более одного) мандатов на данный округ и формировании партийных списков или списков избирательных объединений в качестве важнейшего способа выдвижения кандидатов и распределения парламентских мест. Про-порциональная система этого вида исходит из того, что выступающие в качестве конку-рентов политические партии получают столько мест, сколько им полагается в соответст-вии с пропорцией, полученной ими на всей территории выборов. Технически мандаты распределяются между партиями следующим образом: сумма голосов, поданных за списки участвовавших в выборах партий делится на число мест в парламенте. Получен-ный результат будет "избирательным метром", то есть числом голосов, необходимым для получения одного места. Сколько раз этот метр уложится в общее (483) число голосов, полученных данным избирательным объединением, столько мандатов из числа вакантных мест оно должно получить. Не вдаваясь в детали, отметим, что в целом распределение мест происходит с помощью специальной математической формулы с использованием различных выборных коэффициентов.
Существует две модели партийного представительства: полное и ограниченное. Полное партийное представительство означает, что вся страна представляет собой единый избирательный округ и объединенный корпус избирателей (единый электорат), в котором сразу распределяются все мандаты. Это обеспечивает тесную связь между результатами выборов и парламентским представительством. Применяется, как правило, в государствах с небольшой территорией (Израиль, Германия, Голландия). Хотя не исключено обратное (выборы по партийным спискам в Государственную Думу в России
в 1993 г. и частично в 1995 г., в Украине в марте 1998 г.). Однако такая система в государствах с большой территорией теряет свои преимущества: избиратели вынуждены голосовать вслепую за партии, концентрирующиеся в столице, и за списки кандидатов, содержащие длинный перечень фамилий, которые не знакомы избирателю. Так, в"российской Госдуме 1993-1995 гг. 60% депутатов составляли москвичи. Кроме того, если применяются закрытые списки, содержащие лишь первые фамилии партийных кандидатов (как в России), то голосование происходит также вслепую, потому что избиратели ориентируются лишь по именам ярких партлидеров.
Ограниченное пропорциональное представительство призвано нейтрализовать указанные недостатки и означает, что выборы проходят в нескольких избирательных (многомандатных) округах и распределение мест происходит в них. Эта система предполагает большие расхождения между числом голосов, полученных партией после выборов по всей стране, и числом их представителей. В чисто математических терминах это звучит так: чем меньше парламентских мест поставлено на распределение в округе, тем труднее обеспечить, чтобы оно точно отражало относительное влияние каждой партии или партийной коалиции.
Чтобы не допустить в парламент крайние экстремистские партии, а также избежать партийной раздроб(484)ленности в парламенте и, тем самым, неэффективной парламентской деятельности, пропорциональность ограничивают так называемой процентной оговоркой - процентным порогом голосов: преодолевшие этот порог партии допускаются к распределению парламентских мест (например, в Украине он составляет 4%, в Германии и России - 5%, в Турции - 10%). Однако применять процентную оговорку необходимо взвешено, так как не исключены случаи полного искажения смысла пропорционального представительства.
Следует учитывать такую математическую зависимость: чем больше партий и изби-рательных объединений участвуют в выборах и чем выше процентная оговорка, тем ниже представительность пропорциональной системы и выше потеря голосов, что создает возможность дополнительного и непропорционального распределения мест в парламенте прошедшим процентный барьер партиям. Например, в 1993 г. на выборах в Госдуму России участвовали 13 партий и объединений, причем 8 из них, прошедшие барьер 5% и собравшие 87% голосов, распределили все парламентские места. В 1995 г. участвовало уже 43 партии и объединения, пятипроцентный барьер преодолели лишь 4, которые в сум-
ме собрали только 50,14% всех голосов, но разделили между собой все парламентские мандаты. Другими словами, интересы 49,86% избирателей не представлены в парламенте. Вследствие этого большие преимущества извлекли для себя крупные партии, приобретя несоразмерно большую часть парламентских мест. Скажем, КПРФ Зюганова получила по списку чуть более 20% голосов, но в Госдуме ей досталось 35% мест.
Пропорциональная система передачи голосов. Применяется в Ирландской Республике, Северной Ирландии, также при выборах в австралийский Сенат. Целью введения этой системы было стремление минимизировать количество проигнорированных голосов и дать как можно большему числу избирателей возможность избрать депутата, который отвечал бы их симпатиям.
Системе передачи голосов, кроме многомандатного округа, присуще голосование по преференциям. В отличие от системы партсгшсков, где голосование осуществляется только за партии, а возможность выбора между кандидатами минимальна или отсутствует вовсе, указанная сис(485)тема дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает.
Система подсчета голосов, при которой один голос передается другому, выглядит следующим образом. Страна делится на избирательные округа, каждый из которых имеет несколько мест. При этом оптимальным считается число мест, равное пяти. Имена кандидатов вносятся в избирательные бюллетени Е алфавитном порядке с указанием, от какой партии выдвинут кандидат. Избиратели отмечают фамилии кандидатов цифрами в порядке предпочтения, например, от одного до пяти. Когда начинается подсчет голосов, первыми считаются голоса, отданные кандидатам, помеченным в списке цифрой 1. Если кандидатам удается получить достаточное число голосов, то такие кандидаты объявляются избранными. Затем производится подсчет голосов, отданных кандидатам, помеченным цифрой 2. "Лишние" голоса избранных кандидатов суммируются с голосами кандидатов, помеченных цифрой 2. Этот процесс передачи оставшихся голосов продолжается до тех пор, пока не изберется требуемое большинство членов парламента.
При таком подсчете представительство партий в парламенте и поддержка избирателей оказываются строго пропорциональны. Следует отметить, что в целом система передачи голосов справедлива по отношению к избирателям, тогда как списочные системы справедливы по отношению к партиям.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791