2.1. Политический анализ и прогнозирование
Любой процесс принятия политических решений начинается с владения полити-ческой информацией или информацией, могущей приобрести политический характер (например, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г.). Ввод информации (требований и ожиданий, доминирующих в социуме) осуществляют "привратники" (политические партии, группы интересов, общественные движения, средства массовой информации, лоббистские группировки в законодательных и исполнительных органах власти). Центры власти или центры по принятию политических решений фильтруют постоянный поток информации. На этот отбор оказывает влияние множество факторов: 1) уровень доходов и социальный статус субъектов решений; 2) образовательный уровень и профессиональный статус; 3) этническая принадлежность и личные (родственные) привязанности (426) политиков и экспертов; 4) политические симпатии и предпочтения. Французский политик М. Рокар отмечал, что принятие решения "предопределяется множеством факторов: более или менее беспристрастным толкованием интересов общества, оценкой информации, не всегда точной; неоднозначной игрой многочисленных групп давления, стремлением принимающего решение человека обеспечить себе символические преимущества, желанием рассчитаться с партнером или одержать победу над ним, силой идеи и попросту (хотя это весьма важно) физическим состоянием, боевитостью или, напротив, склонностью ответственного лица к сомнениям, нажимом со стороны его окружения и т.д." [Рокар М. Трудиться с душой.- М., 1991.- С.НО].
На этой стадии подготовки решения активное участие принимают различные информационные службы и аналитические центры. Термин "политический анализ" впервые был использован американским политологом Ч. Линдблюмом еще в 1958 г. Он предложил применять в аналитическом процессе методы количественного анализа, при активном использовании и метода качественного анализа, что является необходимым условием изучения воздействия ценностей на политические процессы. Составляющие политического анализа таковы:
- сбор и обработка политически релевантной информации;
- комплексный анализ политической проблемы в связи с социально-политическими изменениями на региональном и федеральном уровнях;
- математическое моделирование альтернатив политического выбора со скрупулезным подсчетом всех "за" и "против";
- подбор и интерпретация политической информации (это могут быть технические, экономические, правовые, социальные, религиозные и другие данные, дающие представление об уровне политической культуры и политического сознания, степени поддержки властных структур со стороны народа, состоянии международных отношений, степени включенности политических субъектов в неформальные отношения);
- определение адекватности целей и средств ресурсному обеспечению решений.
В американской политической науке политический анализ определяется как мониторинг выполняемости, (427)политической жизнеспособности альтернативных поли-
тических действий (планов, программ), стратегий по реализации поставленных задач и последствий данного политического выбора [См.: Patton С., Sawick D. Basic Methods of Policy Analysis and Planning. - New Jersey, 1989.- P.83].
В зависимости от характера проблемы выделяют следующие типы политического анализа. Дескриптивный анализ - отвечает на вопросы "Что случилось?", "Были ли достигнуты цели?" и фокусирует свое внимание на событиях прошлого, знание о котором необходимо для решения современных злободневных проблем. Анализ, акцентирующий свое внимание на возможных последствиях действий, состоит из предиктивного и прескриптивного. Предиктивный (предсказывающий, прогнозирующий) предполагает возможные следствия реализации каждой модели действий, прескриптивный содержит различные рекомендации для получения наиболее эффективного результата. Предвидение результатов действия и возможные средства для его получения органично связаны между собой и проявляются на любом уровне принятия политических решений. Адекватность целей, средств, предсказуемость результатов - показатели дееспособности политического режима.
На стадии политического анализа интегрируется качественная и количественная информация относительно перспектив и вариантов решения проблемы, используются методы для тестирования выполнимости предполагаемого выбора. Как вид политической деятельности, анализ требует определенных качеств и навыков. Основными критериями профессиональной пригодности являются способности к: 1) изучению ключевой проблемы; 2) определению методов и средств для аналитического осмысления проблемы; 3) корректности и рациональности. Главная заповедь политического аналитика: "Ты даешь рекомендации, но не принимаешь решений".
Изучение проблемы на стадии политического анализа формирует цель и предпола-гаемые результаты действий. Поэтому уже на этапе прогнозирования активно использую-тся прогностические карты, которые представляют собой проработанные варианты сцена-риев развития социально-политических процессов, динамику (428) изменяющейся регио-нальной и общенациональной ситуации, состояние экономики, темпов инфляции, колеба-ний массовых настроений в обществе, соотношение политических сил. Предсказуемость решений зависит во многом от адекватно составленных прогностических карт. Уровень предсказуемости повышает принцип альтернативности, который лежит в основе составления карт. Он предполагает создание веера возможных вариантов политических событий, процессов, последующих в результате тех или иных акций и действий (варианты
причинно-следственных зависимостей).
Современное политическое прогнозирование использует математический анализ, теорию вероятностей, законы больших чисел, компьютерную обработку массива данных. Это позволяет с помощью массива (банка) данных просчитывать возможные изменения настроений в обществе, динамику взаимодействия внутри политической оппозиции, возможные перемещения и "расколы" внутри правящей элиты. С целью повышения эффективности прогнозов в политической науке активно используются некоторые методы, заимствованные из социологии, экономики. Наиболее распространен метод экстраполяции, который переносит исторические сюжеты в настоящее и пытается на основании этого опыта предсказать возможные последствия принимаемого решения.
Для обеспечения более высокой точности прогноза часто используют метод Дельфи. Он предполагает создание коллективной экспертной оценки с использованием ЭВМ и письменных ответов независимых экспертов на поставленные вопросы. Главная цель данного метода - исключение воздействия субъективных факторов. Поэтому важнейший принцип его применения - последовательная работа нескольких групп экспертов по данной проблеме. Условным критерием завершения экспертно-оценочной деятельности служит "заземленность" вопросов и ответов, получаемых на них. Конечный продукт применения метода Дельфи - "дерево прогнозов", как серия гипотетических прогнозов-моделей по определенным критериям.
Для снижения предвзятости коллективных экспертных оценок используют метод "мозговой атаки". Он предусматривает привлечение к анализу уже разрабо (429)тайных сценариев специалистов с широкой эрудицией и не подчиняющихся по своему служебному статусу заинтересованным лицам. Использование этого метода позволяет снизить уровень воздействия субъективности и предвзятости непосредственных участни-ков принятия политических решений. Сочетание различных методов в политическом прогнозировании позволяет принимать адекватные политические решения, основными критериями которых являются: очевидность, ситуативность, достоверность, логическая доказательность, экспериментальность проверки. Использование перечисленных методов прогнозирования, безусловно, предполагает стабильную политическую систему, но и в этих условиях велика роль интуиции, превращающая процесс принятия политического решения в некую игру по определенным правилам и привносящая в политику элементы искусства, художественного творчества, артистизма.
Прогноз какого-либо события - лишь выявление какой-то одной тенденции среди множества других. Но предвидение того или иного события не всегда устраняет риск неопределенности. Игнорирование других тенденций как второстепенных, влияет на их течение. Это может усугубить негативные или позитивные действия и эффекты, что подталкивает к жизни только одну тенденцию и обеспечивает ее доминирование, ускоряет ее приближение и превращает ее в неизбежность. Поэтому прогнозирование может сыграть абмивалентную роль: ускоряет или тормозит событие. Это побочное действие в социальных науках носит название Эдипова эффекта. Комплексное исследование различных методов в политическом прогнозировании может снизить вероятность появления этого эффекта.
На основе проведенного анализа и составленных прогностических карт формули-руются конкретные политические цели и определяются средства и методы их достижения, то есть создается "повестка дня". В соответствии с целью, которая может быть кратко-срочной и долгосрочной, промежуточной и конечной, первостепенной и второстепенной, выкристаллизовывается конкретная практическая цель. Надо иметь в виду, что она может и противоречить целям, декларируемым на официальном политическом уровне, назна-чение которых - способствовать победе над противником на политическом рынке. (430)
Определение, формирование и конкретизация реальных целей происходит в точках взаимодействия различных центров власти. И здесь решающая роль принадлежит механизму принятия политических решений, что во многом определяется характером политического режима. Прежде всего, на процедуру принятия решения влияют тип изби-рательной системы, уровень политического плюрализма, структура законодательных и исполнительных органов (однопалатный/двухпалатный парламент), тип избирательной системы: мажоритарный, пропорциональный или смешанный. Но, несмотря на высокий уровень политического плюрализма и развитость демократических процедур, характер принятия политических решений может быть либо элитарнодемократическим, либо элитарно-авторитарным [См.: Баталов Э. Политическая культура современного американского общества.- М., 1990.- С. 225].
В тоталитарных режимах отсутствие демократических институтов значительно сужает поступление импульсов в центры принятия политических решений и закрывает коммуникативные и информационные каналы между управляющими и управляемыми. Практика же рекрутирования элит на основе системы гильдий превращает процесс принятия политических решений в некое закрытое действие в неформализованных процедурах, что постепенно снижает легитимность существующей политической власти, создает угрозу для стабильности политического режима.
В обществах переходного типа, где разрушены вертикальные и горизонтальные социально-экономические, социокультурные и политические связи, где растет натурали-зация и архаизация производства, усиливается социальная напряженность, в центрах по принятию политических решений зачастую доминируют принципы, унаследованные от предшествующего режима. Процесс принятия решений здесь такой же скрытый, лишенный обоснованности и рациональности, что делает их, в конечном счете, непродуманными и неэффективными.
Необходимым условием эффективности решения является использование рациональной дискуссии, в которой принимают участие представители власти, аналитики и эксперты, средства массовой информации. В ходе обсуждения могут использоваться методы консенсуса и голосования. (431)
Метод консенсуса эффективен, если интересы сторон частично совпадают и существуют ценности и нормы, объединяющие всех участников процесса. В пирамиде ценностей для национального государства приоритетными являются его целостность и независимость. Данный метод широко применяется в процессе принятия политических решений, особенно в международных организациях (ООН), во время дипломатических переговоров. Вместе с тем консенсус наиболее вероятен и возможен, если его участники обладают равными ресурсами и объемами власти. Если же в целом такое равновесие отсутствует, то попытки достичь консенсуса на стадии вынесения резолюции обречены на неудачу, и тогда более практичен метод голосования.
Перед процедурой голосования разворачиваются длительные дебаты, в ходе которых уточняются еще раз позиции всех сторон, определяются доминирующие мнения и пред-ложения, в пользу которых может проголосовать большинство. Несмотря на то, что этот метод наиболее распространен в политической практике, он обладает рядом существен-ных недостатков. Благодаря ему только большинство обеспечивает доминирование того или иного решения. Но мнение большинства далеко не всегда является наиболее взве-шенным и рациональным. Поведение депутатов во время парламентских дебатов демонст-рирует чаще избыток иррационального в принятии политических решений. Многие принятые резолюции бывают продиктованы не рациональным расчетом, а взаимным эмоциональным состоянием. Сам ход обсуждения подталкивает нередко к более рискованным действиям, которые нанесут заведомый ущерб, и потому решения просто не могут быть выполнены.
Процедура голосования и предшествующее ей обсуждение в больших залах заседаний демонстрируют пример группового мышления, существование которого повы-
шает риск.
Особенности поведения участников парламентских собраний были отмечены еще Густавом Лебоном, который определил их как особый вид толпы с присущими ей чертами: "односторонность идей, раздражительность, восприимчивость к внушению, преувеличение чувств, преобладающее влияние вожаков" [Лебон Г. Психология народов и масс.- СПб., 1995.- С.291].Безусловно, на(432)личие подобных качеств значительно снижает возможность принятия эффективного и рационального решения, о чем свидетельствует практика принятия парламентами политических решений.
Одним из средств смягчения недостатков является обеспечение безусловного права меньшинства на собственное мнение и возможность представлять и защищать его. Для этого меньшинство должно проводить определенные акции с целью придания проблеме публичного характера, увеличения числа ее сторонников, вынесения ее на суд общественного мнения с помощью средств массовой информации.
В силу того, что процесс принятия политических решений происходит через различные уровни властных структур, и на любом из них есть вероятность привнесения каких-то, на первый взгляд, незначительных изменений, они, накапливаясь, могут радикально изменить само содержание политического решения. Причинами данных метаморфоз могут быть факторы объективного и субъективного порядка: нехватка информации, непрофессионализм участников процесса, очень сильное давление заинтере-сованных групп и политического лобби, отсутствие необходимых психологических и нравственных качеств. Как пишет М. Рокар, "громоздкость государственных машин такова, что серьезный политический деятель не может обещать, что решение будет принято. Но он может твердо пообещать бороться за то или иное решение [Рокар М. Указ. соч. - С. 110]. Это снижает легитимность политической власти, и при реализации решений возрастает необходимость использования репрессивного аппарата.
Центры принятия решений на стадии их реализации используют многочисленные методы, среди которых можно выделить убеждение, приказ, прямое и непрямое манипу-лирование, прямое и непрямое принуждение, моральное и материальное стимулирование. Поступая в политическую систему, решения вызывают определенные реакции.Они влияют на достижение целей и зависят от того, в какой степени готовы люди подчиниться этим решениям. Поэтому одна из задач центров принятия политических решений - вызвать у населения высокую ответную реакцию и готовность подчиниться решениям, поощрить людей на действия, способные (433) ускорить достижение желаемых целей. Эти усилия называются руководством и контролем. Главная задача многочисленных социотехник состоит в том, чтобы воздействовать на поведение индивидов и социальных групп в нужном направлении для активного и безусловного выполнения необходимых требований. Основное условие успешного воздействия - объекты не знают, что на них влияют и ими манипулируют властные структуры. Процесс манипулирования осуществ-ляется с помощью различных средств: активизации соответствующих материальных, духовных и социальных потребностей индивидов и социальных групп, создания речевого кода и символической реальности, идеологического обеспечения действий. Например, чтобы убедить население в необходимости военных действий, нужно создать образ врага в лице предполагаемой жертвы - так начинались и начинаются многие войны.
Поэтому политические власти нуждаются в постоянной обратной связи, информации об общественной реакции на свои решения и об их последствиях, чтобы корректировать действия, приближающие достижение поставленных целей. Этот поток информации как бы завершает цикл принятия политического решения и, порождая новую ситуацию, разворачивает новый виток в процессе.
Теперь относительно выражения интересов в политическом решении. Если взять в качестве критерия способность реагировать на конфликт, то можно выделить следующие методы:
1. Индифферентный- наиболее характерен для авторитарных и тоталитарных систем, где вся палитра интересов в обществе игнорируется, как и конфликты; требования групп не находят своего выражения, так как никакая группа не имеет доступа к центрам власти и не может влиять на принятие решения;
2. Метод давления- применяется для того, чтобы ослабить или свести на нет способ-ность какой-либо группы представить и отстоять свой интерес, используя принуждение.
3. Метод командного принятия решений– индивиды и группы, участвующие в приня-тии решений, волевым методом их принимают, игнорируя какие-либо другие подходы. (434)
4. Консенсусно-переговорный метод- различные формы взаимодействия политических субъектов, которые позволяют частично удовлетворить те или иные требо-
вания либо предоставить какие-то льготы, преимущества в других сферах.
В конечном итоге, многоуровневость процесса принятия политического решения так или иначе предполагает использование всех перечисленных выше методов и средств.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791