1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
Значительное влияние на формирование современной парадигмы политических наук оказал выдающийся (168) немецкий социолог, историк, экономист, юрист Макс Вебер (1864 - 1920). Сущность феномена власти он видел прежде всего в возможности осуществления повиновения определенному приказу. По его мнению, этот приказ может выполняться по трем причинам: во-первых, в силу собственных интересов, которые диктуются целерациональной (целесообразной) калькуляцией относительно своих преимуществ и невыгод; во-вторых, по традиции и привычке и, в-третьих, вследствие личной склонности и симпатии. Трем мотивам повиновения соответствуют три модели властно-политических отношений, три типа легитимного (узаконенного в глазах большинства населения) господства: легальное, традиционное, харизматическое. Развернутое изложение этой теории М. Вебер предпринял в своем наиболее фундаментальном труде "Хозяйство и общество", над которым он работал в последнее десятилетие своей жизни.
Первый тип, легальное господство, подразумевает подчинение не личности, а уста-новленным законам. Аппарат управления или, по Веберу, "штаб управления" (бюрокра-тия) действует "невзирая на лица", то есть по строго формальным и рациональным правилам. Второй тип, традиционное господство, основывается на издревле сложившихся традициях и нормах управления сакрального происхождения. Его наиболее полным воплощением является патримониальное господство, которое характерно для основной массы докапиталистических обществ. Штаб управления, подчиненный непосредственно господину (властителю), состоит из членов его семьи, его родственников, личных друзей и верных вассалов. Во всех случаях не служебная дисциплина и не деловая компетенция, как в легальном типе господства, а именно личная вер-ность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице [См.: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н.История и рациональность.- М., 1991.- С.83 - 84].
Третьим, наиболее динамичным и интересующим Вебера типом является харизматическое господство. Этот тип господства основывается на аффективной вере в сверхъестественные способности личности, которая наделена харизмой - пророческим даром, выдающейся силой духа и слова, магическим потенциалом. Харизмой (169) обладали религиозные пророки, великие полководцы, политики, выражавшие тип "вождя", которому подчинялись не по разумному убеждению, а по наитию, иррационально. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматическое отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил: харизматическая личность не руководствуется последними, а сама их создает в минуту откровения или творчества, деяния и личного примера, "от случая к случаю". Объединяет же харизматическое и традиционное господство то, что оба они опираются на личностные отношения между властителем и подданным (в противоположность анонимной безличности господства легально-рационального).
Концепция трех типов легитимного господства стала теоретической основой для переосмысления Вебером постулатов классической либеральной мысли. Понимание того, что легальное господство, в силу своей формальной рациональности, не имеет ценностного основания, позволило сформулировать контуры нового понимания демократической теории.
Позднекапиталистическое общество, по мысли Вебера, должно заново решить для себя проблему дифференциации центров власти (центров господства), которая на раннекапиталистическом этапе была решена классическим либерализмом в концепции "сдержек и противовесов", "разделения властей" и т. д. Продуктом классической либеральной мысли является и представительская система парламентской демократии. Однако общество позднего капитализма решает иную проблему, суть которой состоит в том, что обратной стороной развития формальной рациональности является тотальная бюрократизация всех сторон жизни общества и вытекающий отсюда кризис легитимности существующих центров политической власти. Развитие бюрократизации есть неизбежная судьба любой современной демократии, ибо бюрократия в качестве формального механиз-
ма целерационального действия, собственно и выражает сущность легального варианта систем господства.
Поэтому кардинальной проблемой демократической теории в позднекапиталисти-чесюом обществе становится определение механизмов контроля над бюрократическим аппаратом, решение вопроса о том, кто и как бу (170)дет определять и формулировать ценностное содержание деятельности общества. Вебер настаивал на том, что многопартийная система парламентского представительства ныне в значительной степени утрачивает свои былые позиции высшей легитимизирующей силы, ибо она ставится на службу узких классовых, групповых или фракционных интересов: парламент превращается в место борьбы за власть между различными партиями и группировками, его депутаты из независимых представителей избирателей превращаются в лоббистов различных партий и объединений. Демократический процесс (бюрократическое целерациональное действие) все решительнее определяется материальными интересами
отдельных партикулярных групп и сил общества.
Веберовское переосмысливание идеи классической демократии состояло в том, что система легального (формально-рационального) господства нуждается в источнике дополнительной независимой легитимации – со стороны традиции и/или со стороны харизмы. Классическая либеральная демократия нуждается или в системе наследственной монархии, конституционно ограниченной парламентом по типу Англии, или в институте плебисцитарно выбранного полномочного лидера (президента), стоящего над партийными или классовыми интересами. В первом случае легитимность легального господства усиливается с помощью апелляции к традиции, во втором - с помощью апелляции к харизме.
Сам Вебер в конечном счете пришел к выводу о том, что в условиях современной массовой демократии формально-рациональная легальность должна быть дополнена именно харизматической легитимностъю плебисцитарного типа. В политических статьях последнего периода своей деятельности (в частности, "Райхспрезидент", февраль 1919 г.) политические идеи классического либерализма окончательно трансформируются Вебером в новую концепцию плебисцитарной демократии во главе с вождем, который стоит над всеми остальными центрами и силами власти. Веберовская альтернатива парламентской демократии основывалась на том, что стратегическое политическое руководство (опреде-ление программы и целей бюрократической деятельности) становилось компетенцией отдельной легитимной силы, принципиально независимой от парламентского (171) и партийного контроля, то есть давления фрагментарных групповых или клановых интересов.
Демократическая система позднекапиталистического общества, таким образом, по мысли Вебера, не может быть легитимизирована лишь через один (легальный) тип господства; для устойчивости она должна являть собой комбинацию нескольких систем отношений господства/подчинения: во-первых, профессионального аппарата управления (формально-рационального средства осуществления власти); во-вторых, харизматической
власти плебисцитарного вождя (определяющего общее направление политического курса, способного увлечь массы); в-третьих, парламентской структуры (критически-контрольной инстанции традиционного типа). Нетрудно заметить, что в этой триединой комбинации нескольких типов структур господства решающую роль играют вождь и бюрократия. Парламенту отводится в целом второстепенная роль, что вытекает из общей негативной оценки Вебером политических партий, которые представляли для него источник своекорыстных тенденций и рассматривались как органы партийной олигархии[См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр.произв.- М., 1990.- С.672 - 689].
Напротив, в харизматическом лидерстве Вебер видел альтернативу как партикулярному фракционизму неосословных и неокорпоративных парламентских структур (традиционных по своему генезису), так и "безымянному царству бюрократии" (Р. Арон) формально-рационального происхождения. Вебер отделил легитимностъ от легальности точно так же, как последняя в ходе становления капиталистического общества была противопоставлена традиционным ритуальным обычаям и нормам. Иначе говоря, сила плебисцита, по Веберу, принципиально выше силы закона, поэтому вождь нации обладает возможностью принимать единоличные решения (самому конструировать новое право) вне рамок формально-рациональной законности (при необходимости, через
голову парламента непосредственно обращаясь к народу). Таким образом, всенародно избранный харизматический лидер (президент), имеющий независимый от парламента и бюрократии источник легитимации, по мысли Вебера, становится важным противовесом и контроле (172)ром действий правительственной бюрократической машины и парламентской многопартийной "говорильни". Три центра власти - машина управления (бюрократия), президент-харизматик, парламент - более эффективно сдерживают и ограничивают друг друга.
По сути, Вебер очерчивает контуры нового понимания демократической теории, адекватной реалиям позднекапиталистического общества - массового и индустриального. Во-первых, в отличие от теоретиков классического либерализма, понятие демократии у Вебера не имеет онтологического статуса и никакого ценностного измерения в себе не несет. Во-вторых, следовательно, демократия есть не результат, а средство, которое функционирует не в рамках одномерной системы легального господства (власти народа посредством народа и т. п.), а в рамках многомерной функциональной композиции, совмещающей различные типы господства и различные типы легитимации. В-третьих, и это самое важное, демократия в современном, массовом обществе становится прежде всего техникой отбора правящих элит. Политические элиты, по Веберу, являются создателями определенных видов легитимации и успешно сохраняют свою власть до тех пор, пока им удается поддерживать эффективность своих притязаний на господство в глазах масс: по его тонкому замечанию, массовая демократия еще со времен Перикла за свои успехи всегда платила значительными уступками цезаристскому принципу отбора вождей. Сущность веберовского постлиберального понимания демократии заключается, таким образом, в том, что она рассматривается в качестве особого рода функциональной системы свободного воспроизводства и выбора конкурирующих элит и конкурирующих лидеров. Иначе говоря, демократия впервые в мировой истории предоставляет реальные возможности свободного выбора желаемых ценностных ориентации действующих в обществе систем господства/подчинения.
Веберовское теоретическое наследие заложило исходную аналитическую перспективу развития современной политической науки. Понятие типов господства, исследование фундаментальных оснований легитимности, феномена харизматического лидерства, бюрократии, плебисцитарной демократии стали парадигмаль (173)ными основами современных политологических штудий. В этом смысле Макс Вебер является центральной фигурой в политической науке XX века, а его труды до настоящего времени остаются ее крупнейшей теоретико-методологической доминантой.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791