2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
В настоящее время в связи с появлением на свет кассет и кабельного телевидения многие исследователи говорят об информационной или телекоммуникационной револю-ции. Следствием этого стала замена однолинейной связи между отправителем информа-ции и ее (469) получателем многофункциональной и диалоговой связью с новыми, гораздо более высокими возможностями информационного обмена. Это вызвало и далеко идущие социальные последствия. Теперь при помощи технологи "двусторонней связи" могут проводиться опросы общественного мнения, референдумы с подведением результатов сразу же по их завершении, что вносит принципиально новые коррективы в политический процесс. Популярность этих приемов на Западе возрастает, и политологи оценивают их как средства всеобщей демократизации. Так, например, О. Тоффлер отмечает, что данная технология приносит больше плюрализма, не нанося вреда ни одному демократическому інституту общества, заменяет представительную демократию "демократией участия". Этот феномен получил наименование "телеполитика", ("теледемократия", "видеократия"). По мнению сторонников такой политики, она позволяет гражданам прямо, без делегирования своих прав избираемым представителям (депутатам), решать все интересующие их политические и социальные вопросы.
Прямой информационный контакт сокращает возможности государства осуществ-лять централизованный контроль за человеком, и тем самым уменьшается угроза его лич-ным свободам. Это способствует лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций различных партий и лидеров. Но с другой стороны, не исключено и нарастание тенденций к символическому (информа-ционному) тоталитаризму с помощью манипулирования настроениями и ориентацией людей, так как технология двусторонней политической коммуникации дает возможность руководителям опросов, референдумов предопределять ответы заданностыо вопросов, легко оперировать полученными результатами в своих целях.
Термин "манипулировать" первоначально означал "управлять", "управлять со знани-ем дела", "оказывать помощь". В Большом Оксфордском словаре этот термин трактуется уже как "ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами". Сегодня теорией духовного манипулирования занимаются крупные научные центры и известные ученые Европы и Америки, раз рабо-тавшие целую систему методов символьно-информационного (470) влияния на массы. Основным методом такого манипулирования они считают внушение – непосредственное воздействие одного человека или группы людей на эмоциональную сферу ("подсознание") других людей. По их мнению, манипулирование направлено на доведение эмоционального напряжения человека до такой степени, когда эмоции мешают аналитическому процессу мышления, а желаемая реакция возникает сразу, без какой-либо аргументации. Для этих целей используются также разнообразные методы пропаганды. Еще в 1939 г. американс-кими исследователями А. и Э.Ли выделены семь основных принципов пропаганды:
1) принцип "наклеивания ярлыков" - наделение какой-либо личности или идеи оскорбительной кличкой, чтобы подорвать их авторитет;
2) принцип "рекомендаций" - использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актеров, спортсменов, политиков;
3) принцип "переноса" - идентификация качеств какого-то известного объекта с качест-вами другого, неизвестного или малоизвестного объекта, то есть оценка по ассоциации;
4) принцип "простые люди" - идентификация интересов самого информатора или передаваемой им информации с интересами "простых людей", большинства населения, избирателей и т. п.
5) принцип "подтасовки карт" - откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;
6) принцип "блестящей посредственности" - оперирование привычными, хорошо известными, но в то же время достаточно абстрактными для обывателя понятиями, над содержанием которых он обычно не задумывается;
7) принцип "общего вагона" - стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о ее общепринятости ("все так думают", "все так поступают" и т. п.).
Общеизвестно, что человек не появляется на свет с врожденным мнением, мнения не возникают ниоткуда. На вопрос "что есть общественное мнение?" лучше всего ответить, предварительно вычленив три момента: а) мнения просачиваются из элитных кругов; б) мнения бьют ключом из корней травы (гейзер общественного (471) мнения); в) мнения зависят от групповой идентификации. Именно в таком порядке.
Побуждаемое элитой формирование мнений К. Дейч метко назвал "моделью каскада". Следуя этой модели, мнения струятся вниз, встречая перед собой множество ступеней - а каскад этот прерывается рядом водоемов. Верхний из них, считает К. Дейч, состоит из экономической и социальной элит. За ним идут резервуары политической и правительственной элит, затем средств массовой информации (СМИ), за ним - так называемых лидеров и, наконец, последний - массы простого народа.
Из пяти резервуаров "взаимодействия мнений", выделенных К. Дейчем, два имеют особое значение: первый - средства массовой информации, второй – так называемые лидеры мнений. При современных формах демократии именно СМИ играют важнейшую, даже центральную, роль в формировании общественного мнения. Подавляющему боль-шинству людей мир представляется таким, каким его изображают СМИ. Если при демо-кратии масс-медиа не столь "убедительны", как некоторые порой опасаются, то это потому, что за ними следует еще одна, не менее важная ступень каскада - это ступень местных лидеров мнений и взглядов. Обычно это интересующийся политикой слой населения: 5-10% от массы простых людей, которые следят за политическими событиями.
Каскадная модель необычайно важна применительно к информационной стихии, то есть к количеству и сущности информации, содержащейся в общественном мнении. С другой стороны, идущие сверху вниз процессы формирования мнений устанавливают критическую черту всей этой системы взглядов. Важность данной составляющей в том, что она отмечена сопутствующим потенциальным риском. Воля народа, подвергающаяся воздействию информации, менее всего будет напоминать истинную волю народа. Чем больше сведений получает человек от СМИ, тем больше он потенциально подвергается их манипуляциям.
Именно поэтому в осуществлении символьных стратегий в современном поле политики огромная роль отводится средствам массовой информации, особенно телевидению. Например, установлено, что опросы мнения телезрителей являются не только средством из(472) мерения состояния общественного мнения, сколько средством формирования, воздействия на него, манипулирования им. Характерно, что это манипу-лирование осуществляется незаметно для управляемых и не влечет за собой прямых жертв. Общегосударственное манипулирование основывается на систематическом внедре-нии в массовое сознание социально-политических мифов, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые преимущественно без рационального и критического осмысления. Так, на протяжении десятилетий в СССР базовым мифом был "научный коммунизм", а теперь на постсоветском пространстве идет строительство по западным образцам "цивилизованного рыночного общества".
Для закрепления социальных мифов применяется богатейший арсенал конкретных методов воздействия на людей. Весьма активно используются вышеперечисленные принципы пропаганды. Так, например, Леве силы в России для многих СМИ - "красно-коричневые". Очень настойчиво во время предвыборной кампании навязывались стереотипы "Ельцину - альтернативы нет", "Зюганов - гражданская война" и т. п.
Весьма любопытны интерпретации результатов социологических опросов, когда основные агенты медиаполя и они же основные производители символической продукции политического назначения (журналисты, телекомментаторы, ведущие теленовостей и прочие эксперты) заявляют о росте рейтинга "своего политика", чтобы убедить граждан в поддержке большинством общества угодной кандидатуры, в ее победе. Существует много приемов лингвистического, языкового, візуального манипулирования, когда для обозна-чения одних и тех же явлений используют эвфемизмы, а также слова, имеющие различ-ный оценочный характер и придающий им различную легитимность (нелегатимность) в политическом поле; это позволяет, таким образом, зафиксировать границы политического поля в данный момент или позицию того или иного агента в политическом поле.
По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики, политические кампании в СМИ все больше приобретают характер рекламных. Так, основываясь на концепции "экономического человека", А. Лепаж считал, что пове(473)дение избирателя в кабине для голосования практически не отличается от его поведения в супермаркете. Поэтому дорогостоящая реклама стала важной составной частью любой избирательной кампании, будь то выборы президента, "мэра" или народных депутатов, и львиную долю расходов на проведение таких мероприятий сейчас составляют расходы на СМИ.
Особую эффективность политический рынок символической продукции приобретает в слабо структурированных и переходных обществах, где отсутствует сформировавшаяся система полей общества (например, классовое поле), которые бы структурно создавали модели голосования для тех или иных групп электората (например, для рабочих – за "левых" и т. п.).
В настоящее время в медиа-поле утвердился новый вид профессиональной деятель-ности - "политический маркетинг", суть которого состоит в следующем. Каждый претен-дент на выборный пост занимается исследованием конъюнктуры "электорального рынка", оценивает сложность проблем и соотношение различных интересов, чтобы определить выгодные позиции для игры в электоральном поле. Это первый этап деятельности претендента. На втором - происходит выбор стратегии, определение целей для обработки и "производства" различных групп Избирателей, выбор символических ресурсов (тем, проблем, предвыборных заявлений и т.п.), способных привлечь потенциального избирателя, определяется тактика использования местных и национальных СМИ.
Затем наступает этап продвижения кандидатов, или на профессиональном жаргоне - специфического политического "товара". Одно из главных мест здесь занимают СМИ, тем более, что специалисты по коммуникации являются решительными сторонниками применения тактических и технических приемов коммерческой рекламы в политической. И одним из факторов, который влияет на избирателей, является интенсивность и эффективность рекламной кампании.
Все это свидетельствует об увеличении значения "символической политики", возрастании роли ее театрализованных форм, которые основываются на имиджах, видеообразах, то есть на том, что в современной теории политики называют легитимными перцепциями, (474) производимыми медиа-институтами политического поля и монопольными держателями медиа-капиталов.
Опыт общественного развития показывает, что масс-медиа могут служить различ-ным политическим целям: просвещать, содействовать осознанному участию в политике, либо дезинформировать, духовно порабощать людей. В переходные же периоды (который переживает сегодня постсоветская Украина) роль СМИ особенно велика, ибо без их активного функционирования невозможно изменить политическое сознание и ценностные ориентации населения, добиться широкой поддержки государственной политики.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791