logo
Политология-учебникСазонова-хх

1.1. Общее определение политики

Как социальное явление политика имеет почти такую же древнюю историю, как и само человеческое общество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия, при которых действовали механизмы самоорганизации в производстве и распределении продуктов, к дифференцированному в социальном и этническом разрезах обществу, когда образовывались специфические общественные управленческие институты. Появление термина "политика", а вместе с ним более или менее научное осознание того, что он отображает, относится к более позднему периоду, а, именно ко временам Древней Греции.

Термин "политика" - греческого происхождения, от слова polls - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, посвященное изучению политики, трактат "Политика" имеет дословное название "Относящееся к государству". Таким образом, как социальное явление политика продолжительное время ассоциировалось с государством, его функционирова-

нием при помощи власти. В то же время она воспринимается в несколько ином смысле, как более широкое общественное явление. Политика интерпретируется не только как форма проявления государственной власти, но и как выражение полномочий других негосударственных структур.

Что же представляет собой политика, каковы ее природа и содержание, качества и характер функционирования? Отметим прежде всего, что это чрезвычайно сложное, универсальное, динамичное и противоречии (206) вое явление. Наверное, именно поэтому в сознании человеческой общности оценки его колеблются между тем, что политика рассматривается как панацея от всяческих общественных недостатков, до отождествления ее с дьявольскими силами. Что же касается научной мысли, то тут тоже широкий спектр взглядов. Но большинство из них сводит политику к четырем основным интерпретациям.

1. Политика как отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами или группами) - внутренняя политика, а также между государствами - внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства. 2. Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство, следовательно, и государство. Основой для этой интерпретации является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знание и умение тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности зани-

маться совместно с другими людьми общими делами. 3. Функциональная трактовка, то есть осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит изтого, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться. 4.Телеологическая интерпретация политики, то есть представление о ней через определение достигаемых целей (греч. teleos - цель).

Каждый из вышеизложенных подходов характеризует отдельные стороны политики, а все вместе раскрывают ее многопрофильное свойство. Но ни один из них не выделяет общее определение этого сложного явления, не раскрывает его универсальной абстрактной сущности и принципиального начала. Последнее же заключается в том, что политика - это деятельность, направленная на всеобщую) организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

Таким образом, субстрат политического составляют: во-первых, деятельность по руководству, которая воплощает единство материальной (организационная (207) и контролирующая деятельность государственных структур и др.) и духовной (теоретическая деятельность, политическая сознательность и т. п.) форм; во-вторых, всеобщее организационное начало, в центре которого находятся интересы; в-третьих, власть, которая представляет собой особое волевое отношение субъекта к объекту, в котором первый заставляет, а второй подчиняется.