1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
Экономико-политические и социокультурные особенности "европейского" варианта развития традиционного общества стали причиной постепенного (в течение XII - XVI вв.) вызревания в его недрах новых механизмов экономического роста и властнополитического структурирования. В отдельных точках европейского пространства (Нидерландах, Англии, Франции) накопление предпосылок индустриально-рыночного типа развития достигает критической отметки, что инициирует осуществление процесса "обвального" прорыва-перехода к новому качеству: начинается эпоха европейской модернизации, преобразования структур традиционного в структуры современного.
Выход за тесные рамки сословного корпоративизма, слом машины феодальной и религиозной регламента (79) ции выдвинули на первый план в политической теории Нового времени вопрос о роли и месте индивида в обществе, пространстве и границах его гражданской свободы. Проблема соотнесения личности, общества и государства становится основной темой размышлений представителей нововременной политической мысли.
Общей концептуальной основой для выработки того или иного варианта решения проблемы стали теоретические конструкции "естественных прав" человека и "общественного договора". В соответствии с ними человеческая личность от рождения обладает суммой неотчуждаемых "естественных прав". Для создания определенных гарантий их соблюдения (и эффективной релизации) человеческое сообщество обычно заключает свободное соглашение ("общественный договор") о создании государства.
Непосредственный смысл идеи "естественных прав" человека и "общественного договора" состоит в попытке радикально изменить господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве. "Историческому праву" сословий, корпораций, цехов, абсолютной власти короля противопоставлены "природные права" индивидов на свободу действий и убеждений, 'обладание и распоряжение собственностью, равенство. "Естественные права" человека становились не только щитом, защищавшим от любого (королевского, сословного, религиозного) произвола и принуждения, но и превращались в фундамент для перестройки всей системы распределения власти. Идея же "общественного
договора", соответственно, предполагала новую модель устройства правильных (обоюдозависимых) отношений между властвующими и подвластными, устанавливала новый модус их отношений друг с другом.
В то же время общая концептуальная схема (с "естественными правами" и "общественным договором") в различных направлениях нововременной мысли получила весьма различные интерпретации. В зависимости от того, верховенство прав какого элемента признавалось первенствующим (личности, общества, государства), можно говоритьоб образовании трех векторов-направлений политического мышления: либерального, радикально-демократического и авторитарно-государственного.
(80) Основателем авторитарного направления нововременной политической мысли является Томас Гоббс (1588 - 1679). Свои политические взгляды он изложил в трактате "О гражданине" (1642) и в книге "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).
По мнению философа, естественному человеческому состоянию присуща жестокая "война всех против всех". В интересах всеобщего благоденствия и социального мира людям необходимо отказаться от своих политических прав и перенести их на государство, которое, выражая общую волю всех, сможет заставить каждого не нарушать "статус кво", придерживаться принятого решения. Государство Гоббс определяет как "единое лицо", воля которого концентрирует в себе как бы волю всех. Это не значит, что "единым лицом" обязательно должен быть один человек, верховным сувереном может быть и "собрание лиц", главное, чтобы власть была абсолютной, единой и нераздельной.
Гоббс наделяет государство неограниченными полномочиями по отношению к своим подданным, кроме права на их жизнь. Он исходит из того, что верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) никаким договором со своим народом не связана, ибо подданные заключали договор не с ней, а между собой, "каждый с каждым" а потому она не несет никакой ответственности перед ними. Концепция Т. Гоббса полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества; нет никого, кто мог бы предъявить к ней какие-либо требования, а тем более привлечь к ответу за ее действия. Суверену принадлежат все виды власти, и он не подлежит суду, стоит выше законов, ибо последние установлены им самим.
Чтобы не получили распространения мнения и учения, которые подрывали бы общественную стабильность, одной из самых важных функций государства становится контроль и регламентация духовной жизни. Философ считает не только возможным, но и необходимым введение "в интересах всеобщего мира" цензуры над книгами, проповедями и обращениями к народу."... Чрезвычайно важно, чтобы гражданам не проповедовались никакие взгляды или учения, которые бы привели их к мысли, что они имеют право не подчиняться государст (81)венным законам, то есть приказаниям того человека или собрания, которым поручена верховная власть в государстве". Поэтому последняя имеет право "судить, какие взгляды и учения враждебны интересам мира, и запрещать их распространение" [Гоббс Т. О гражданине//Соч.: В 2 т.- М., 1989 - 1991.- Т.1.- С.338 - 339].
Смысл концепции Т. Гоббса состоит в теоретической разработке сценария авторитарной модернизации, подразумевающей жесткое ограничение политической свободы при сохранении и гарантировании свободы экономической (купли и продажи имущества, заключения торговых сделок, выбора местожительства, перемещения по стране и т.д.).Отказ индивидов от политической свободы и передача прав верховной власти над собой государству должны, по мысли Гоббса, как-то сдержать столкновения политических интересов различных партикулярных групп, обеспечить безопасность предпринимательской деятельности и собственнических прав индивидов, создать в конечном счете благоприятные условия для экономического роста.
Вьщающийся английский философ и политический мыслитель Джон Локк (1632 - 1704) разработал либерально-демократическую альтернативу авторитарной модернизации "железом и кровью". Она во многом восходит как к общим традициям английской политической жизни, сформированным под знаком "Великой хартии вольностей" 1215 г., так и к современной ему практике социальных компромиссов "Славной революции" 1688 г., закрепившей тенденции законодательного ограничения королевской власти и распределения общей властной компетенции между различными элементами политических структур (королем, парламентом и обществом). Возможность поступательного движения вперед без социальных потрясений и гражданских войн, "модернизации без революции" теоретически обосновывается ученым в "Двух трактатах о правлении" (1690) - его основном политическом труде.
Суть локковской концепции состоит в постулировании неразрывного единства и взаимозависимости основных политических и экономических прав человека. Выводя, как и Гоббс, общую необходимость государственной организации из потребности гарантии экономии (82) ческих прав индивидов, Локк решительно расходится с ним в трактовке вопросов о том, как государство обеспечивает выполнение этой гарантии (то есть в средствах достижения этой цели). В отличие от Гоббса, у Локка естественные права и свободы при переходе из естественного состояния в государственное не утрачиваются (переходя к государству), а сохраняются у индивидов.
Политические права граждан (вытекающие из их естественных прав) являются в концепции Локка ограничителем полномочий государства, преградой для любого покушения с его стороны на экономическую свободу и собственность частных лиц. В модели же авторитарной модернизации Гоббса отказ от политической свободы становится для индивида "платой" за экономическую и личную безопасность, полноценно гарантировать которую может только абсолютная (и неограниченная) власть государства. Экономический рост, особенно в переходные эпохи, возможен, по мнению сторонников авторитарной парадигмы власти, только при обуздании политических амбиций различных партикулярных групп общества, строгом ограничении и контроле политической и духовной свободы индивида.
Локк исходит из того, что полные гарантии индивидуальной экономической свободы возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Потеряв политические права, личность утрачивает и гарантии своей экономической самостоятельности, ставит под угрозу свою жизнь и собственность, ибо абсолютная власть может, если сочтет нужным, в любой момент покуситься на материальное благополучие граждан.
Поэтому образование государственности у Локка предусматривает отказ лишь от немногих, строго отмеренных полномочий, направленных на ту или иную охрану собственности, жизни и свободы. Но оно не связано с отказом от своих собственных прав как таковых (в том числе и от права контроля власти, свободного политического волеизъявления и т.д.).Дихотомия "личность - государство" решается Локком, несомненно, в пользу первого элемента. Права человека имеют верх над любыми государственными правами; само государство создается лишь с целью их лучшего выполнения и гарантированной защиты. И гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основным интересам.
Чтобы уберечь человека и общество от необоснованных посягательств со стороны государственной власти, гарантировать защиту от возможности деспотического ее использования, Локк предлагает разделить публично-властные полномочия государства между различными его структурными элементами, которые должны взаимоограничивать и уравновешивать друг друга. Законодательная власть должна быть вручена общенациональному представительному собранию (парламенту), а исполнительная - королю и (или) кабинету министров. При этом законодательная власть должна быть ограничена действием установленных парламентом законов, применение которых зависело бы не от нее, а от исполнительной власти.
Экстраординарной и крайней мерой против узурпации власти у Локка является право народа (большинства) на восстание и свержение зарвавшихся правителя или правителей. В этой локковской идее чувствуется влияние идей народного суверенитета (первичности и
верховенства власти народа над любой другой властью), выдвинутых в условиях английской модернизации Джоном Лилбёрном (ок. 1614 - 1657), вождем радикально-демократической группировки левеллеров.
Отмечая приоритет не только прав личности, но и прав общества, Локк в то же время никак не соотносит их между собой. Давая принципиальное решение дихотомии "личность - государство", он не решает другую, не менее важную проблему "личность - общество". Это придает его общему либерально-конституционному подходу некоторую противоречивость, ибо, допуская приоритет воли общественного большинства, Локк никак не решает проблему защиты прав меньшинства.
Идеи Д. Локка заложили концептуальную основу либеральной парадигмы политической мысли Нового времени. Впервые в нововременной теории столь отчетливо звучит тезис о том, что "социальный мир" может (и должен) быть достигнут не за счет тотализации государственной власти, а за счет ее внутренней дифференциации и самоограничения. (84)
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791