3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
Один из наиболее значимых показателей политической культуры любого общества - уровень интереса граждан к политике. Исследования подтверждают, что жители Украины проявляют достаточный интерес к по(530)литической жизни. Согласно мнению 64,6% опрошенных, обязанностью граждан является проявление интереса к политической жизни. В то же время почти треть (30,7%) склонны к тому, что это личное дело каждого, и подчеркивают, что этот интерес не следует ни поощрять, ни подавлять. Только 2,1% респондентов были убеждены, что занятие политикой - это потеря времени [См.: Политический портрет Украины: результаты социологического опроса граждан на Юге и Западе Украины. Центр демократических инициатив. –К.,1994. - № 8. - С. 6). Высокий рейтинг интереса к политике является индикатором развитого гражданского общества, которое в Украине находится в процессе становления. Поэтому можно предположить не столько высокий уровень развития политической культуры в стране, сколько сильную психологическую мотивацию к вовлечению в текущий ход политического развития.
Другой показатель политической культуры – это ориентация граждан во время избирательных кампаний, их приоритетный выбор, который основывается либо на личности политического деятеля, либо на поддержке партийной программы. В обществах с высоким уровнем развития гомогенной политической культуры (с развитой многопар-тийной системой, парламентскими традициями и т. д.) избирателями обычно манипулируют с помощью политических структур (партий и движений), и только иногда они ориентируются в своих политических пристрастиях, исходя из личности политичес-кого лидера. Немногие люди в Украине оценивали роль политических партий как "необходимый элемент демократического развития общества" (8%). Большинство считало, что политические партии всего политического спектра "вовлечены в борьбу за захват власти" (52%) [Там же].
Выборы президента Украины в 1991, 1994 и 1999 гг. показали, что общественные политические институты еще не получили приоритетного развития, поэтому избиратели ориентируются скорее на личности политических деятелей, а не на партии или движения, которые выдвигают своих кандидатов. Несмотря на усложнение экономической ситуации, граждане Украины были не готовы прибегнуть к авторитарным методам решения существующих проблем. Четкая негативная реакция сопровождала любого кандидата в парламент, кто утверждал, (531) что "порядок можно навести только силой" (69%), или что "авторитарная власть (железный кулак) - это лучший путь для демократии" (66%) [Там же. - С. 6]. По крайней мере, почти половина населения считала, что Украина может стать демократической страной с таким же уровнем жизни, как и в Западной Европе: 46% полагали, что это возможно для будущих поколений, 13% - для сегодняшнего поколения, 29% не разделяло это утверждение [Там же. - С. 28].
В когнитивном аспекте для большинства граждан Украины политическая культура несет в себе элемент несоответствия между ожиданиями и реальностью или своеобразное расщепление реальности. Согласно социологическим исследованиям, демократия и суве-ренитет считаются высшими ценностями, разделяемыми большинством населения. Опро-сы, проведенные в 1990 году, выявили, что украинские граждане высказывались благо-приятно в пропорции два к одному по вопросу о демократических ценностях. В конце 1992 г. 70% украинских респондентов были согласны с тем, что многопартийная система - важный атрибут демократии, не согласились с этим 15% опрошенных. Относительно высоким был процент поддержавших свободу издавать любые газеты (66%), а поддержка свободы слова, даже такой свободы, которая усиливала бы социальную напряженность, была еще решительнее (78%). В то же время половина респондентов сочла некоторые идеи слишком опасными для общества и высказалась за то, чтобы правительство предот-вратило их распространение. При этом украинские респонденты указывали на экономи-ческое благосостояние как важную часть демократии [См.: Dawisha К. and Bruce Parrott. Russia and the new states of Eurasia. The politics of upheaval. - Cambr. Un. Press, 1994. - P. 139].
С другой стороны, уровень ожиданий, обусловленный эйфорией после принятия Акта провозглашения независимости Украины и демонтаж старой системы ни в коем случае не отвечает возможностям их реализации. Люди болезненно ощущают противоре-чие между их каждодневными потребностями и интересами и условиями действительно-сти. На эмоциональном уровне это дает выход определенным коллективным эмоциям: от безразличия и апатии до ненависти и агрессивности. Эти крайние полюса в настроениях зависят от взглядов (532)личности на то, что происходит в Украине, оценки ее прошлого и ожидания от будущего.
Значительная часть населения высказывает недовольство деятельностью партий, общественных движений и властных структур. Например, по результатам анонимного опроса 76% опрошенных считают, что все политики далеки от народа и его проблем, и только 2,7% населения положительно относятся к ним. 34% опрошенных считают, что партии далеки от реальных проблем народа, 20% видят в них организации, которые выполняют волю мафии, и только 5,4% согласны доверить им осуществление реформ [См.: Василевський О. Ситуащя юторичного вибору (феномен посттоталітарного суспільства) // Полггологічнічитання. - 1994. - № 2. - С. 42]. Многие политические лидеры обещали: как только люди порвут с прошлыми идеологическими взглядами и политичес-кими структурами, у них наступит счастливая, основанная на букве закона жизнь. Это привело к тому, что избиратели переоценили потенциальные возможности многих кандидатов. Так как реальная действительность оказалась намного суровее – падение уровня жизни, рост инфляции, безработица и преступность, - иллюзии быстро исчезают и развиваются другие аномалии общественного сознания и поведения. Они проявляются в поисках тех, на кого можно возложить вину за нежелательный ход развития политических событий, в поисках внутренних и внешних врагов ("мы" и "они"), в дальнейшей поляризации населения.
Из-за того, что в современном обществе слабо выражена объединяющая идея ("строительство суверенного государства или "национализм" слишком абстрактны для большинства населения), возрастает роль психологического подсознания. Люди объеди-няются вместе на основе общих эмоциональных ценностей, которые могут побудить их к разрушительным действиям против тех, кого они посчитают ответственными за свои несчастья. Отсюда возвращение к старым формам государственной системы - тоталитарным или авторитарным -чможет снова получить поддержку.
Таким образом, если мы возьмем степень демократического развития в обществе в качестве эталона, то политическая культура современной Украины может быть определе-на главным образом как авторитарная с неко(533)торыми демократическими и тоталитар-ными компонентами. Изучение политических и психологических ориентации, домини-рующих в сегодняшнем обществе, показывает, что только 40% респондентов согласны на компромиссы между различными политическими силами. Почти треть респондентов предпочитают конфликт с их политическими оппонентами, они не желают идти на компромисс или иметь дело с теми людьми, которых не уважают или чьи взгляды они не разделяют. При этом 7% респондентов высказались даже в пользу разрешения проблем с помощью силы. Это очень высокие индексы конфронтации в межличностных отношениях в ходе политического взаимодействия. Растущее разочарование в общественном подсоз-нании, драматические изменения в уровне жизни среднего гражданина объясняют, почему многие люди считают, что в "Украине совсем нет политической культуры" [См.: Политическая мысль. - 1993. - № 1. - С. 28-29].
Без сомнения, Украина имеет присущую ей политическую культуру, но в настоящий момент ее можно определить как маргинальную (то есть состоящую из субкультур разных социальных групп, не интегрированных в единую социальную общность) и провинциаль-ную по характеру (то есть ориентированную на местные, региональные интересы, за исключением ряда мест). Перспективы ее развития лежат в создании гражданского общества с демократическими формами правления, в приоритете гражданских прав и свобод, в разделении властных функций, верховенстве закона для всех граждан и официальных деятелей.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791