3.3. Национальные меньшинства и государство
Эту и другие проблемы этнополитики следует связывать с проблемой миграции. Среди мигрантов, которые прибывают в Украину, можно выделить такие группы. Во-первых, мигранты из республик бывшего Союза. Только из России в 1991 г. изъявило желание возвратиться в Украину около двух миллионов человек. Во-вторых, национальности, которые принудительно были депортированы во времена сталинизма и реабилитированы (крымские татары, греки, немцы и др.). Однако между странами СНГ отсутствуют соглашения по регулированию миграции. Возвращение на украинскую землю без компенсации за имущество, за труд, который эти народы вложили в экономику стран пребывания, - все это ложится дополнительным бременем на украинское государство. В-третьих, представители народов Средней Азии, Кавказа, где существуют излишки рабочей силы.В-четвертых, беженцы из "горячих точек" - мест, где нарушаются права человека и нации. Иммиграция вызывает сложные проблемы территориального расселения, связанные с выделением земли для обустройства жилья, с трудоустройством. Для решения этих проблем подключаются правительства других стран: ФРГ строит для немцев поселки и создает соответствующую инфраструктуру, Турция - для крымских татар возводит постройки в Крыму и т. д. Включение в этнополитическое поле иммигрантов, их адаптация в украинском обществе-на все это уйдут годы...
Особо следует сказать о крымско-татарской проблеме. В 1944 г. крымские татары, огульно обвиненные в сотрудничестве с гитлеровцами, были насильственно депортиро-ваны на Восток СССР. Сегодня в Крыму проживает 67% русских, 25,8% украинцев, 10% крымских татар. В ближайшее время ожидается удвоение крымско-татарского населения. После украинцев, крымские татары - единственный, не считая малочисленных караимов и крымчан, этнос, который относится к коренному населению Украины и законно претендует на территориальную автономию в составе украинского государства. Однако удовлетворение справедливых требований татарского населения Автономной Республики Крым тормозится из-за противодействия некоторых политических элит. А это чревато конфликтами на национальной почве. (663)
Ключевая задача этнополитики - забота о национальных группах. В соответствии с требованиями международного содружества в Украине приняты законы о национальных меньшинствах, о гражданстве, об этнокультурной политике, функционируют Националь-но-культурные центры и их филиалы на местах. Государство гарантирует всем национальностям равные права во всех сферах общественной жизни. Дискриминация по национальному признаку запрещается и преследуется законом. Все национальности используют свое право на сохранение традиционного расселения и сохранение своих национально-административных единиц, использование и развитие родных языков, национальной культуры.
Созданы благоприятные условия для свободного исповедования своей религии, использования национальной символики, проведения национальных праздников. Памятники истории и культуры народов, проживающих на территории Украины, охраняются законом. Национально-культурные центры издают газеты, журналы и др. издания на родном языке, организуют художественные коллективы, театры и т. д. В многонациональном Харькове, например, действует более 20 национально-культурных центров, которые имеют органы периодической печати, создают школы с обучением на родном языке, самодеятельные коллективы, через предпринимательскую деятельность пропагандируют достижения народного хозяйства своих автохтонных стран.
Государство заботится о том, чтобы все национальности имели возможность свободно контактировать со своей исторической родиной. В то же время оно решительно выступает против сепаратистских движений, (например, против призывов некоторой части россиян о возвращении Крыма России и др.), направленных на подрыв территориальной целостности Украины.
Однако главная этнополитическая проблема Украины сегодня - это русская проблема. За 1926-1989 гг. численность русских здесь увеличилась с 9,2% до 21,2%. Вопреки всем пропагандистским спекуляциям права россиян в Украине соблюдаются: их дети имеют возможность обучаться в школах и вузах на родном языке, нет недостатка в русскоязычной прессе, в городах, за исключением западных областей, на бытовом уровне звучит русская речь... И это одна из причин того, что в Украине нет социальной базы для создания экстремистских орга-(664)низаций, которые ставили бы своей задачей возвращение Украины в лоно России. Такие требования звучат лишь из уст отдельных политиков или группировок, но они не носят массового характера и не угрожают независимости Украины (хотя и пренебрегать ими государство не может).
Важным событием в дальнейшем развитии украинско-российских отношений стало подписание 31 мая 1997 г. "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией". Он предусматривает, что обе стороны строят свои отношения на основе принципов взаимоуважения, суверенности, территориальной целост-ности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров обеспечивают защиту этни-ческой, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории; будут способствовать созданию равных возможностей и условий для изучения украинского языка в Российской Федерации, а русского языка в Украине, готовят педагогические кадры для преподавания на этих языках в учебных заведениях и будут оказывать с этой целью равноценную государственную поддержку.
Создавая в Украине необходимые условия для возрождения и демократического развития национальных меньшинств, украинское государство впервые в истории получило возможность проявлять заботу об украинской диаспоре, разбросанной практически по всему миру. Украинцы, живущие в странах Запада и именуемые в советский период "прислужниками империализма" и "буржуазными националистами", за время пребывания там имели все необходимое для сохранения и развития своей национальной самобытности (украинские школы, вузы, культурные и религиозные центры и др.), не ограничивались в правах на экономическую и политическую деятельность, в том числе и в высших эшелонах власти и управления. Ныне они оказывают существенную помощь в укреплении связей Украины с зарубежными странами, в решении вопросов украинского возрождения на своей этнической родине.
Восточная диаспора на территории бывшего Советского Союза насчитывает по официальной статистике (1989) до 7 млн. человек. Но если учесть, что по разным причи-нам (принудительная ассимиляция) многие украинцы указали в документах иную нацио-нальность, то действительная их численность гораздо большая. Украин(665) цы во многих регионах проживают компактно, и некоторые географические территории даже получили соответствующие неофициальные названия, как, например, "украинский экватор", который проходит через Кубань, казахскую целину, Алтай и до Приморья. В 20-х годах на Северном Кавказе проживало свыше 3,2 млн. украинцев, или 37,1% населения региона. Здесь функционировало около 600 украинскоязычных школ. Украинцы на Дальнем Востоке составляли большинство населения этого региона. Тут насчитывалось 24 нацио-нальных района, образовавших национально-государственное объединение "Зеленая Украина"... В годы советского тоталитаризма украинцы восточной диаспоры были лишены прав на национальное развитие, насильственно русифицированы.
Ныне за небольшой срок украинцы восточной диаспоры создали во многих местах национально-культурные объединения, ощущают помощь государств, на территории которых проживают. Украинское государство, несмотря на ограниченные материальные возможности, оказывает возрастающую помощь диаспоре через свои представительства и посольства, прямые связи по созданию информационной базы, льготному обеспечению периодическими изданиями, украинской литературой библиотек, школ, культурных центров...
Много значит и то, будут ли государства, в которых судьба распорядилась жить украинцам, демократическими. Участие диаспоры в демократизации общественной жизни в этих странах будет гарантом политической стабильности и в Украине.
В многонациональном государстве социально-экономические и духовно-политичес-кие преобразования общества должны осуществляться с обязательным учетом принципов этнополитики. Применительно к Украине академік Ю. Римаренко формулирует слідую-щие принципы:
- своевременный учет и разработка механизмов согласования национально-пецифических интересов этнообщностей со стратегическим и тактическим развитием страны;
- конституционные гарантии равных возможностей для участия граждан во всех сферах общественной жизни независимо от их национальности;
- соблюдение баланса общенациональных, региональных и этнических интересов;
- обеспечения прав личности, принадлежащей к национальным меньшинствам, содействие сохранению их культур, языка и традиций; (666)
- восстановление прав депортированных этносов (нельзя допускать при этом новых дискриминационных притеснений по национально-культурным признакам);
- создание атмосферы взаимопонимания и терпимости, культурного диалога между всеми этническими группами;
- развитие полиэтнического украинского общества на принципах диалога, консенсуса, мирного разрешения конфликтов, отказа от применения силы, кроме адекватных действий при условии угрозы массового нарушения прав человека и отдельных этнических общностей;
- использование существующих и содействие в создании новых международных механизмов защиты прав и свобод украинцев в зарубежных странах. [См.: Римаренко ЮЛ. Теоретико-методологічні та полггико-правові засади етнонацюнально! полотки в Украш!: Основи етнодержавознавства. - К., 1997. - С. 625-626].
Уместно поставить вопрос о значении этнополитических знаний. Их главная цель - научить людей адекватно ориентироваться в сложной этнополитической обстановке, осознавать и защищать свои национальные интересы, уважать интересы и права других и совместно решать общие проблемы.
Украинское государство, исходя из основных положений своей Конституции, Декларации прав национальностей Украины, Закона Украины "О национальных меньшинствах Украины" и других документов, признавая органическое единство прав человека и прав национальностей, гарантирует всем гражданам Украины, независимо от их этнического происхождения, равные права и свободы во всех сферах общественной жизни, поддержку самоопределения этнических общностей и их развитие в формах, которые не создают угрозы территориальной целостности и соборности нашей страны.
Независимая Украина - это оптимальная форма самовыживания и саморазвития ее многонационального народа. Процесс этнонационального возрождения приобретает нео-братимый эволюционный характер. Именно растущий уровень этнополитической культу-ры, толерантность и менталитет украинской нации (уважение прав всех "национальнос-тей, проживающих в Украине, взаимопонимание, отзывчивость и др.) обеспечивают согласие и исключают проявление национального экстремизма, сепаратизма и ксенофо-бии. А это свидетельствует о том, что Украина находится на верном пути в (667) такой деликатной сфере прогресса общества, как этнополитическое развитие.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791