2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
Государство по отношению к экономике - надстроечное образование. Однако оно может воздействовать на экономику, ускоряя или замедляя ее развитие. Если экономи-ческая политика государства построена с учетом действия объективных экономических законов, то она приводит к ожидаемым результатам. Если же эта политика строится без учета таких законов, то последние могут осуществляться в превращенном, деформи-рованном виде. Цели и результаты экономической политики в данном случае могут существенно расходиться. Так, например, антиалкогольная кампания в середине 80-х годов была задумана с целью оздоровления общественного климата, снижения потерь от пьянства, роста на этой основе производительности труда, повышения культуры населения и т. д. Но проведенные мероприятия привели к совершенно иным последст-виям: значительно возросло самогоноварение, возник дефицит сахара, получила развитие токсикомания, бьии вырублены виноградники, представлявшие культуру, создаваемую десятилетиями, появились сложные проблемы с балансированием госбюджета и т. д.
Да и сама политика перестройки ведь не имела целью развал союзного государства, но ее осуществление привело к непредвиденным результатам.
Роль государства в административно-командной и рыночной экономике принципиа-льно различна. В первом случае имеет место всеобщее огосударствление хозяйства. Госу-дарство является собственником почти всех основных средств производства, организует весь процесс расширенного воспроизводства" устанавливает объем и структуру материального производства, капи(594)тальных вложений и товарооборота, обеспечивает оперативное управление экономикой путем директивного планирования и организации воплощения планов, контролирует соблюдение трудовой, технологической и плановой дисциплины, осуществляет монополию внешней торговли, валютную монополию и т. д.
В рыночной экономике государство выполняет лишь роль регулятора корректирующего с помощью экономико-правовых методов механизм общественного воспроизводства. Рыночная экономика сама по себе имеет не только достоинства, но и недостатки. Главное ее достоинств заключается в механизме саморегулирования. В его основе лежит соотношение спроса, представляющего собой обеспеченные денежными средствами потребности населения и производителей, и предложения, выражающего массу товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставленными туда. Пропорцией, устанавливающей соответствие спроса и предложения, является свободная, равновесная цена. Если спрос повышается или снижается предложение, то повышается цена. Если же спрос снижается или повышается предложение, то цена падает. Существуют и обратные зависимости: с ростом цен падает спрос и повышается предложение, а со снижением цен растет спрос и сокращается предложение. В любом случае в рыночной экономике, достигается равновесие спроса и предложения. Поэтому в, ней нет места товарному дефициту отличие от административно-командной экономики, где дефицит - неизбежный спутник планово-директивного механизма хозяйствования.
Недостатки рыночной экономики выступают продолжением ее Достоинств. Так, свободная конкуренция и механизм свободного ценообразования ведут к концентрации производства на наиболее успешно функционирующих предприятиях, что в конечном счете приводит к монополии, нарушающей механизм свободного ценообразования и саморегулирования экономики. Рыночный механизм также неизбежно связан с диффе-
ренциацией доходов производителей и расслоением населения. Еслиполагаться только на саморегулирование рынка, то неизбежно ухудшение экономического положения значительных слоев населения. Именно указанные выше недостатки привели экономику стран Запада в начале XX в. к разрушительнейшим кризисам. Ры(595)ночная экономика уже не могла самонастраиваться, появилась острая необходимость в государственном регулировании, которое бы нейтрализовывало отрицательные последствия развития рыночной системы. Постепенно во всех странах с рыночной экономикой сложились механизмы антимонопольного регулирования и социальной защиты населения.
Часто роль государства в рыночной экономике сравнивают с функциями арбитра на футбольном поле. Арбитр лишь следит за соблюдением правил игры, наказывает нарушителей, назначает штрафные, но сам не играет и в игру не вмешивается. Если продолжить это сравнение применительно к административно-командной экономике, то здесь арбитр определяет, какому игроку и как вести мяч, кому его пасовать, кто, какой ногой и в какой угол забьет гол. Ведь государство в этой системе само определяет, какую продукцию и в каком количестве производить, куда и по каким ценам ее поставлять и т. д.
В соответствии со своей ролью в рыночной экономике государство выполняет определенные функции. Прежде всего оно создает правовую основу для рыночного хозяйства.В административно-командной системе никто не ощущал недостатка законов, потому что главные вопросы решались не на основе права, а на основе мнений высоких чинов в партийно-государственной иерархии. В рыночной же экономике субъекты дейст-
вуют на основе договора, а противоречия разрешаются по закону. Поэтомугпри переходе к рыночной экономике обнаружилось крайне неудовлетворительное состояние правовой базы, возник дефицит законов.Вот почему парламенты стран, некогда входивших в'состав
СССР, теперь усиленно занимаются правотворчеством.
В Украине, например, несмотря на большое количество принятых законов, необходимых для развития рыночных отношений, постоянно ощущается их нехватка, существует правовая неурегулированность многих экономических отношений. Для нормального функционирования рыночной экономики должны быть отрегулированы на основе законов взаимоотношения собственников, их права, условия заключения договоров, контрактов, ответственность за несоблюдение взятых на себя обязательств и т. д. И все эти вопросы должно решать государство. (596)
Вторая функция государства - обеспечение макроэкономической сбалансированно-сти. Государство, например, проводит экономическую политику, направленную на сглаживание циклических колебаний экономики, присущих рыночной системе. Когда, например, экономический рост набирает темпы и подготавливает условия для спада, государство может принимать меры по сдерживанию роста. Повышение нормы ссудного процента удорожает кредит, снижает на него спрос, ограничивает капиталовложения и, таким образом, сдерживает рост. Если же намечается спад, то государство может снизить процентную ставку, предоставив тем самым предпринимателям лучшие условия для капиталовложений и стимулируя экономический рост. К важнейшим проблемам макроэкономической сбалансированности относятся предупреждение чрезмерной безработицы, контроль за инфляцией и др.
Для стран СНГ особое значение имеют такие проблемы макроэкономической сбалансированности, как соотношение военного и гражданского секторов экономики, развития производства средств производства и предметов потребления, накопления и потребления, наличной денежной массы и ее товарного покрытия, сбалансированность бюджета и пр. Решение этих проблем предполагает всесторонне обоснованную, взвешенную экономическую политику.
Третья функция государства - воздействие на распределение ресурсов и условия производства с целью повышения эффективности. Здесь особое место в деятельности государства занимает поддержание конкурентной среды, антимонопольная политика. Государство также заботится о том, чтобы производители не ухудшали внешних условий своей деятельности (производили очистку использованных вод, не загрязняли воздух и т. д.). Для обеспечения эффективности экономики государство берет на себя заботы, которые не могут быть переданы полностью или частично частным лицам (обеспечение обороноспособности, внутреннего порядка, поддержка науки и здравоохранения и др.). Существенное значение для эффективного функционирования экономики имеет налоговая политика. Известно, что между налоговой ставкой и объемом налоговых доходов государства существует определенная связь, которая описывается кривой Лаффера (рис. 1). Доходы государ (597)ства (R) растут вместе с увеличением налоговой ставки (N), но лишь до определенного предела (точки X). Если налоговая ставка слишком высока, то это не стимулирует производство, оно сокращается, а вместе с ним и налоговые поступления. Поэтому государство стремится держать налоговую ставку близко к точке X. Так, основы-ваясь на этой зависимости,; правительство Рейгана в начале 80-х годов провело налоговую реформу, снизив налоговые поступления. Это активизировало экономику, но одновременно возрос бюджетный дефицит. Следовательно, точка X в то время еще не была пройдена. Лаффер же и другие экономисты считали, что это уже произошло.
Рис. 1 Рис.2
Подобная зависимость должна учитываться и в экономической политике Украины. Слишком большие налоги, не увеличат ни государственного бюджета, ни производства товаров. Наоборот, они вызовут спад производства и сокращение налоговых поступлений.
Наконец, четвертая функция государства состоит в перераспределении доходов в целях обеспечения социальной справедливости. Рынок, как уже отмечалось, не обеспечивает социальной справедливости в распределении доходов. Товары попадают в руки тех, у кого есть деньги, а не тех, кому они больше нужны. Если на рынке представлен спрос на собачьи консервы, но нет спроса на простейшие продукты питания для бедных в силу отсутствия у них денежных средств, то рынок будет ориентировать предпринимателей на увеличение производства консервов, а не продуктов питания. По за-
конам рынка денежные средства возрастают у тех, у кого их много, у тех же, у кого нет достаточно большого количества денег, нет и соответствующего их прироста. (598)
Поэтому государство проводит перераспределительную политику. Посредством про-грессивного налогообложения оно сокращает очень высокие доходы, за счет этого увели-чивает доходы малообеспеченных слоев населения, оказывает помощь престарелым, нетрудоспособным, многодетным, проводит страхование безработных, и т. д. Таким образом, современная рыночная экономика включает в себя государственное регулирова-ние, являющееся противоположностью рынка. Ведь рынок основан на законе стоимости, обмене эквивалентов, государство же изымает налога и оказывает помощь без всякого эквивалента. Поэтому рынок и государственное регулирование - противоположности, которые находятся в реальном единстве. И западные экономисты всегда подчеркивают, что использовать рынок без регуляторов - все равно, что аплодировать одной рукой. Вместе с тем это означает, что современная экономика является уже не чисто рыночной, а смешанной, включающей в себя государственное регулирование.
В западных странах достаточно четко определены и объекты государственного регулирования, и те инструменты, которыми оно осуществляется.
Одним из важнейших объектов государственного регулирования является объем производств. Государство проводит политику, направленную на то, чтобы поддерживать высокий уровень производства и рационально использовать имеющийся производствен-ный потенциал. Оно заботится также о поддержании высоких темпов роста.
В наших условиях, когда экономика находится в кризисном состоянии, важно предотвратить глибокий спад производства, обеспечить путем структурной перестройки экономики и создания эффективного хозяйственного механизма условий для постепенного выхода из кризиса и перехода к наращиванию экономического потенциала.
Другой объект государственного регулирования - занятость. Государство заботится о поддержании высокого уровня занятости и низкого уровня вынужденной безработицы. Но здесь также есть объективные экономические соотношения, которые оно долино учитывать в своей экономической политике. Английский экономист Филлипс на основе обобщения эмпирических данных построил кривую, показывающую зависимость заработной платы, а значит и цен, от уровня безработи (599) цы в Великобритании. Для США такую же кривую построили Самуэльсон и Солоу. Хотя количественные пропорции взаимосвязи уровней безработицы (U) и инфляции (R) в этих странах различны, общий характер зависимости одинаков (рис. 2). При повышении уровня безработицы и соответствующем падении заработной платы степень инфляции снижается. И наоборот, снижение безработицы сопровождается ростом инфляции. Существует так называемый "естественный" уровень безработицы, соответствующий стабильности цен. Снижение этого уровня сопровождается ростом инфляции.
Зная эти зависимости в своей стране, правительство может осуществить выбор: обеспечить более полную занятость, но терпеть возросшую инфляцию и ее последствия -или снизить занятость и уменьшить инфляцию, но быть готовым к последствиям, связанным с ростом безработицы.
В странах СНГ идет процесс формирования рыночной экономики с закономерно присущей ей безработицей. После установления рыночной структуры можно будет выявить для каждой страны присущие ей зависимости уровней безработицы и инфляции и руководствоваться этим в экономической политике. В период же формирования рыночных отношений падение производства и рост безработицы сопровождается также ростом инфляции и снижением жизненного уровня населения. В этих условиях правительства вынуждены следить главным образом за тем, чтобы названные показатели не превысили критических величин, за которыми происходит социальный взрыв/ Экономическая политика в данном случае направлена не столько на то, чтобы управлять развитием экономических процессов, сколько на то, чтобы избежать развала системы и превращения экономических проблем в политические.
Третий важнейший объект макроэкономического
регулирования - уровень цен на свободном рынке. Разумеется, речь идет не о назначении цен, а о влиянии на них экономическими методами.
Объектом государственного регулирования выступает также внешний баланс. Государство поощряет экспорт, следит за сохранением экспортного и імпортного равновесия. Превышение импорта над экспортом ведет к отрицательному внешнему балансу и создает серьезные экономические проблемы. (600)
Распад СССР и возникновение независимых государств превратили значительную часть внутренней торговли во внешнюю. Сама эта перестройка носит болезненный характер и порождает целый ряд трудностей. Так, для Украины серьезной проблемой яв-ляется достижение внешнего баланса с Россией. Отрицательный баланс создает дополни-тельные препятствия для стабилизации экономики, развития внешнеэкономических связей и т. д.
В задачу обеспечения внешнего баланса входит также поддержание государством стабильного обменного курса. Мировой практикой выработаны достаточно сложные механизмы обеспечения стабильности в этой сфере. Важное место среди них принадлежит плавающим валютным курсам, увязывающим известную свободу курса определенной валюты с динамикой курсов других валют. Для стран СНГ это новая проблема, решать которую придется долгие годы во взаимосвязи со всем экономическим развитием.
Инструментами влияния на объекты государственного регулирования служат определенные формы и направления экономической политики. Прежде всего следует сказать о фискальной политике, регулирующей правительственные доходы и расходы для достижения поставленных социально-экономических целей. К важнейшим элементам фискальной политики принадлежат налоговая система и правительственные расходы. Балансировка доходов и расходов государства - необходимое условие нормального функционирования экономики. Шаличие же бюджетного дефицита неизбежно ведет к развитию инфляционных процессов и неустойчивости финансовой системы.
Сокращение и устранение дефицитов государственных бюджетов - одна из первоочередных задач финансово-экономической стабилизации стран СНГ.
Важнейший инструмент государственного регулирования - денежная политика. Масштабы и темпы изменений денежной массы в обращении оказывают огромное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, затрагивают все основные экономические пропорции.
Введение в Украине в конце 80-х - в середине 90-х годов купонов многоразового использования, ограничение функций рубля, подготовка и переход на нацио (601)нальную валюту - все это элементы денежной политики государства, направленной на решение комплекса социально-экономических задач.
К главным инструментам макроэкономической политики государства относится также регулирование доходов. Здесь завязан целый узел проблем, связанных с соотношением зарплаты и цен. История рыночной экономики западных стран знает широкий спектр сочетания различных элементов данной политики: от свобідного установления зарплаты и цен до их декретного контроля. Однако основополагающее значение, безусловно, принадлежит свободному установлению пропорций.
В условиях формирования рыночной экономики сочетание механизма свободного движения заработной платы и цен с их государственным регулированием неизбежно. Главная трудность заключается в определении меры сочетания данных элементов. При этом особенно важна поддержка тех слоев населения, доходы которых опускаются до критической нижней отметки. Государство использует такие меры, как установление минимальной заработной платы, индексацию доходов, дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня доходов и т. п.
Для анализа распределения доходов используется кривая Лоренца (рис. 3). Если на оси абсцисс отложены процентные части населения, а на оси ординат - процентные части получаемых доходов, то прямая линия, берущая начало из точки пересечения координатних осей и равномерно от них удаленная, будет означать равномерное распределение доходов. Например, 5% населения получает 5% доходов, а 70% населения получает 70% доходов. Если же распределение неравномерно, то получается кривая линия. И чем больше она отклоняется от прямой, тем больше неравенство. В нижній части кривой большему проценту населения соответствует меньший доход (например, 30% населения получает 15% доходов), а в верхней части - наоборот (например, 3% населения соответствует 20% дохода). Основываясь на данных о распределении доходов, можно вырабатывать соответствующую экономическую политику в этом направлении.
Внешние отношения национальных государств регулируются посредством внешнеэкономической политики. (602)
Она включает в себя ряд направлений: торговую, кредитную, валютную, платежную политику и т. д. В торговой политике сочетаются свободная торговля и протекционизм, направленный на защиту національного рынка от сильных конкурентов. Например, США, испытывая сильную конкуренцию на своем внутреннем рынке японских автомобильных компаний, применяли высокие таможенные пошлины, которые существенно повышали цену японских машин в США и делали их менее конкурентоспособными.
Рис.3
Для стран СНГ, в том числе Украины, в этом аспекте существенное значение имеют повышение экспортных возможностей экономики, проблема разделения и погашения внешнего долга бывшего СССР, получения кредитов и др.
Использование тех или иных элементов экономической политики и их сочетание определяются уровнем развития, состоянием экономики и характером решаемых задач.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791