2.1. Понятие группы интересов
В украинской учебной политологической литературе категория "группы интересов" еще не подвергалась глу (573)бокому теоретико-познавательному анализу, тогда как западная политология уже в 20-30-х годах XX столетия приступила к изучению групп интересов. Політологи Америки, Франции, Англии внесли существенный вклад в изучение групп интересов. Они доказали, что группы интересов являются постоянно действующими и автономными элементами политически структурированного общества. Ими проанализированы причины появления групп интересов, характер и границы их политического влияния, выяснены функции и типы подобных объединений.
Для анализа содержания понятия "группы интересов" представим себе общество как совокупность разнокачественных и разнообразных интересов отдельных людей. Эти интересы могут совпадать, противоречить или быть нейтральными друг к другу. Зачастую человек со своими личными интересами ощущает бессилие перед обществом. Решая свою проблему - как убереться от произвола законодателя, правителя, судьи, - люди объединяются в группы. Они давно уже выяснили, что их сила в объединении на основе общих интересов. Но интересы могут быть политическими и далекими от политики. Часто люди озабочены не политическими, а экономическими, социальными, национальными, ре-
лигиозными, научными, личными и т. д. проблемами, решение которых отнимает у них основное время, не оставляя его на политику. Следовательно, в обществе наличествуют разнообразные очень сложные и глубокие интересы, которые не являются политическими. На их основе люди также способны объединяться в группы, для защиты своих специфических интересов.
Должна ли политология изучать всю совокупность групп, образуемых в обществе на основе разнообразных и разнокачественных интересов? Конечно, нет. Прежде всего потому, что группы изучает не только политология, но и другие науки. Например, социология, в недрах которой и родилось понятие "группа", а затем сформировались различные концепции групповой динамики. Их изучает и социальная психология, анализируя системы совместной деятельности личности, ее социальный статус в группе, межличностные отношения, мотивы поведения, социальный контроль, социализа(574)цию личности и т. д. Если группы интересов преследуют криминальные, корыстные цели, то ими занимаются юридические науки.
Какие же группы интересов изучает политология? Во-первых, те из них, которые располагаются в политическом поле по осям, обусловленным базовими интересами в политике. Ведь люди объединяются в группы тогда, когда у них совпадают или близки базовые политические интересы, которые направлены:
- на поддержку (сохранение) существующей власти;
- на устранение (революционное свержение) власти;
- на реформирование власти в целом или ее некоторых элементов;
- на создание альтернативных политических устройств путем ухода от контактов с существующим политическим режимом и создания утопических, "лучших", на их взгляд, политических общин только для членов своей группы.
Во-вторых, политология изучает также и те группы интересов, которые при решении неполитических проблем (экономических, социальных, национальных, религиозных, научных и т. д.) сосредоточили в своих руках огромную мощь, способную оказать определяющее воздействие на политические процессы. Источниками такого влияния обычно являются богатство, известность, талант, авторитет (нравственный, религиозный, культурный) или международные связи групп интересов. Эти группы могут располагать весьма большими материальными ресурсами или моральной поддержкой огромного большинства людей. Поэтому политическиевласти вынуждены учитывать мнение групп богатых людей, деятелей культуры и др., когда решают те или иные политические проблемы. Задача политологии заключается в том, чтобы выяснить границы влияния групп интересов на политическом поле страны и предложить политикам методы, способы или формы учета такого влияния.
Для политологии, в отличие от социологии и социальной психологии, важно изучение именно тех групп интересов, которые в той или иной мере оказывают воздействие (прямое или косвенное) на принятие тактических и даже стратегических решений политической (575) власти. Как правило, такие группы интересов возникают спонтанно (самопроизвольно). Чаще всего образуются на неофициальной и не правитель-ственной основе. Это - самоорганизующиеся объединения людей, то есть рычаги их возникновения, функционирования, развития и распада находятся внутри группы, в ее конкретном интересе. Поэтому понятие "группа интересов" можно определить так: это спонтанно (самопроизвольно) возникающие на добровольной основе неправительствен-ные и непартийные объединения людей с общими интересами и целями, реализация которых требует официальной санкции государственных органов и учреждений.
Наша республика находится сегодня на этапе перехода от зависимых форм государ-ственности к самостоятельным: идет тяжелый и весьма мучительный поиск основных принципов строительства, функционирования и развития демократии с украинской специ-фикой. В этих условиях ценность категории "группы интересов" в познании поли-тической жизни страны состоит в следующем. Во-первых, она (категория) раскрывает нам логику познания политической жизни: от личности к группе интересов, а затем к позна-нию политики всего общества как целостной динамической системы. Оперируя этим понятием, мы узнаем, что между государством и партиями, с одной стороны, и обществом - с другой, есть большая сфера более или менее организованных политических интересов, с помощью которых гражданское общество взаимодействует с государством (правительст-вом) и партиями. Во-вторых, эта категория существенно расширяет наше знание о субъектах и источниках политики. Наше общество длительное время жило в однопар-тийной системе, где субъектами политики признавались лишь классы, народ в целом, партия и государство. Но история советского общества, как и история политической жизни стран, противостоявших ему, позволяет утверждать, что некоторые группы способ-ны быть наравне с партиями и другими элементами политической системы самостоятель-ными, автономними субъектами политики. Тем самым категория политологии "группы интересов" раскрывает социальные, экономические и идеологические истоки полити-ческих решений и показывает "кому выгодно" или "в чью пользу" прини (576)мается политической властью то или иное постановление, закон, указ и т. д. Люди, действитель-но, всегда были и будут жертвами обмана и самообмана в политике, если не научатся за политическими решениями правительства видеть интересы вполне конкретных групп.
Далее. Уж коль говорить о познавательной ценности категории "группы интересов", то нужно обратить внимание на то, что с помощью этого понятия в нашем обществе ло-маются традиционные, устоявшиеся стереотипы мышления. Ведь мы привыкли чувст-вовать политическую никчемность отдельного человека, который якобы мало влияет на политическую жизнь. Этот стереотип мышления необходимо разрушить. Нужно осознать, что групповая коллективная солидарность людей превращает каждого человека в весомую политическую единицу, которая может и должна сдержать произвол и насилие власти.
Завершая краткий теоретико-познавательный анализ понятия "группы интересов", обратим внимание на термины, отражающие смысл этого понятия, которые встречаются в литературе на данную тему. Так, разные авторы употребляют следующие термины: "группы интересов", "заинтересованные группы", "группы организованных интересов", "группы организованных политических интересов", "группы специальных интересов". Все эти термины более или менее "равноправны" в структуре политологического знания о политике. Но наиболее полно и точно смысл понятия "группы интересов" отражены в словосочетании "группы организованных политических интересов". Именно такие группы являются собственно объектом изучения политологии. Термин "группы организованных политических интересов" отражает зрелость группы интересов, а именно тот факт, что группа, во-первых, способна сформулировать свои политические интересы; во-вторых, располагает определенными ресурсами для воздействия на политическую власть; в-третьих, разработала собственные формы политического представительства своих интере-
сов и создала специальную организацию с целью удовлетворения этих интересов.
Таким образом, гносеологический анализ групп интересов показывает, что в структуре теоретического знания о политике применение понятия "группы интересов" дает исследователю большой познавательный (577) материал и повышает его научную продуктивность. Это понятие существенно расширяет наши знания о субъектах и истоках политики, является теоретическим отражением огромного класса политических явлений в гражданском обществе, объясняет причины консолидации или дробления политического общества.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791