logo
Политология-учебникСазонова-хх

2.2. Национальный вопрос

Национальный вопрос - это форма открытого выдвижения в повестку дня проблем этнополитического бытия. Марксистский подход предполагает решение всех националь-ных проблем на базе социализма. Была попытка доказать, что в Советском Союзе якобы национальный вопрос разрешен полностью и окончательно. Но в действительности он был загнан вглубь. В течение десятилетий под лозунгом воплощения ленинского "пред-видения" о том, что "социализм гигантски ускоряет сближение и слияние наций" в "единый советский народ", игнорировалось право этих народов на национальное развитие и самобытность. Национально-государственные формы и федеративное устройство носили формальный характер в системе унитарного государства. Многие автономии были ликвидированы, а их народы репрессированы...'Накопившиеся в течение "советского периода развития" острые национальные проблемы вышли на первый план уже в годы горбачевской перестройки. Национальный вопрос углубил общий системный кризис общества, что и привело к развалу Союза. Не Беловежские соглашения 1991 года, подписанные лидерами БССР, РСФСР и УССР о прекращении существования СССР, не рука Запада или нерешительность президента М. Горбачева, якобы не остановившего развал советской империи силой, как это пытаются доказать сторонники восстановления Советского Союза, а волюнтаристская и одновременно бесперспективная национальная политика КПСС стала причиной поистине планетарного потрясения конца XX столетия.

Представители иной точки зрения утверждают, что якобы с установлением полити-ческой демократии в многонациональном государстве национальный вопрос словно испа-ряется, исчезает. Но практика показывает, что национальный вопрос возникает и даже приобретает острые формы и в тех странах, где нации, этногруппы находятся приблизи-тельно на одинаковом уровне социально-экономического развития, где нет национального гнета и созданы условия демократического развития. В Англии, например, причиной обострения национального вопроса стали проблемы самоопределения Северной Ирландии (Ольстера), Шотландии, отношения между католиками и протестантами. В Бель(648)гии - это вопрос о языковых взаимоотношениях между валлонами и фламандцами, в Канаде - несогласия по культурно-языковым проблемам между англоязычной и франкоязычной общинами.

Нам представляется наиболее правильной точка зрения, в соответствии с которой национальный вопрос может найти свое выражение и в виде проблем социально-экономического или языково-культурного развития, и даже как вопрос экологической защиты. Его постановка всегда будет иметь важный этнополитический аспект. Выступая как вопрос политической демократии, национальный вопрос каждый раз вскрывает недостатки той или иной стороны существующей политической системы, вновь и вновь выдвигая проблему национального равноправия. В Испании это проявляется в борьбе за политическое равенство и получение автономии пятью ее провинциями. В Бельгии так реализуется принцип федерализма, а Квебек в Канаде продвигается к политической независимости. Даже государственные нации нуждаются в языково-культурном содействии и покровительстве - во Франции, Швеции, Голландии и др.

Прогресс многонационального общества обусловливает необходимость целенаправ-ленной этнополитики. Распад социалистических федераций сам по себе не мог решить сложный национальный вопрос. Сохранились проблемы межнациональных и внутрина-циональных отношений во вновь образовавшихся государствах, например, Кавказа, Сред-ней Азии, Казахстана, Молдовы и др. Сложные проблемы этнополитики сохраняются в Российской Федерации, в составе которой свыше 30 национально-территориальных автономий и 60 коренных народов, нуждающихся в решении национальных проблем. В этой связи существует точка зрения, согласно которой большевики якобы допустили ошибку, построив СССР по национально-государственному принципу, что привело к росту национального самосознания народов страны и сепаратизму, и что такая перспек-тива ныне возможна и для Российской Федерации. Выдвигаются требования упразднить национально-государственные образования и возвратиться к прежнему губернскому территориальному устройству (как было до 1917 г.), с сохранением для мест компактного проживания этносов национально-культурной автономии. Наконец, предлагают сохранить национально-территориальные авто(649)номии, приравняв их статус к статусу губерний (бывшие области). Тут автономии и губернии становятся равноправными субъектами федерации, с которыми центр строит свои отношения на договорных началах. Нынешняя российская политика отдает предпочтение этому варианту, считая, что его эффективность станет очевидной в будущем.