1.1. Сущность, структура и функции политического решения
Политические решения - это политические действия по преобразованию социаль-ных потребностей общества и многообразных интересов социальных групп в наиболее приемлемые формы отношений. Через конкретные политические действия политическая власть взаимодействует с обществом, трансформирует политическую волю в непрерыв-ный управленческий процесс; в таких политических действиях находят воплощение притязания различных субъектов (политических акторов), их амбиции относительно власти, Но прежде всего политические решения представляют собой технологию властво-вания, которая имеет определенные компоненты и динамику развития, испытывающую на себе влияние различных субъективных и объективных факторов рационального и иррационального характера.
Процесс властвования всегда обусловлен принципами, на которые опирается власть. Эти принципы проявляются в методах формирования государственных структур и поли-тических институций, то есть в характере политического режима. Даже поверхностный подход к типологии политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократичес-кий) позволяет увидеть различия в процессе принятия политических решений при каждом из них. Но существует и нечто общее: во всех (417) режимах процесс этот является "черным ящиком" политической системы. Результат действия этого "черного ящика", его эффективность сказывается на уровне поддержки политического режима обществом.
Эффективность политического режима определяется его способностью решать проблемы, отвечать на вопросы и запросы, которые поступают из общества. В политической науке в качестве критериев эффективности деятельности политической власти принято считать наличие у нее способности: 1) определять приоритеты в системе противоречивых требований; 2) наиболее оптимально использовать ресурсы; 3) координировать конфликтующие цели; 4) возмещать ущерб властным группам; 5) репрезентовать многочисленные неорганизованные интересы как хорошо организованный общий интерес; 6) обеспечивать выполнение государственной политики; 7) обеспечивать политическую стабильность; 8) представлять интересы государства на международной арене; 9) управлять политическими противоречиями так, чтобы они не переросли в гражданскую войну [См.: Weaver R. Kent and Rockman Bert. Do institutions matter? Goverment Capabilities in the USA and abroad. - Washington B.C., 1993.- P.6].
Таким образом, политические решения - это политичебкие действия, целью которых является распространение и поддержка традиционных ценностей, верований, распределе-ние и контроль за использованием ресурсов общества. Американский полито-лог Д. Ронг определяет решения как проявления силы и авторитета власти. Еще один западный исследователь, Ж.-Д. Дюроссель, говорит о политическом решении как о политическом действии информированного субъекта власти по реализации своей цели в общении с равноправными субъектами власти других государственных образований. Данные определения политического решения акцентируют внимание на его рациональном содержании. Однако следует изначально учитывать, что решения принимают (вырабатывают и одобряют) всегда в атмосфере напряженности, повышенной эмоциональности. Это во многом обусловлено нехваткой времени для взвешенного изучения проблемы и возможных последствий решения, постоянным давлением со стороны заинтересованных групп, политического лобби. Поэтому политические (418) решения почти всегда принимаются в крайне неблагоприятной психологической атмосфере. Это значительно сужает перспективы поиска рационального и оптимального варианта, превращается в некий поспешный и непродуманный "компромисс между ресурсами и убеждениями" [Wildavsky A. Speaking truth to power. The art and craft of policy analysis. - New Brunswick, 1987.- P.27].
Как политическое действие, решение выполняет определенные функции:
1) регулятивно-координационную - в политическом процессе всегда действует огромное количество участников с различным уровнем информированности, включенности в политику, представляющих порой взаимоисключающие интересы, что требует согласования усилий в изменяющихся обстоятельствах и ситуациях;
2) корреляционно-ограничительную - из-за крайней подвижности ситуаций возникает постоянная необходимость изменять тактику и корректировать стратегию политических субъектов;
3) ограничительно-программирующую - выбор наиболее адекватного сочетания целей, средств и методов реализации потребностей и интересов в обществе и для общества, поиск наиболее рационального варианта осуществления политики.:
В силу того, что решаются крайне сложные проблемы, на характер решений воздействует множество факторов. Американский политолог Р. Даль выделил следующие факторы, от которых зависят политические решения: 1) выбор решения зависит во многом от того, существует ли выбор политических курсов; если возможен лишь один политический курс, невозможно принять решение; 2) характер решения основывается на возможных последствиях каждого из альтернативных курсов; 3) характер решения зависит от значения результатов каждого из альтернативных курсов действия; 4) в сомнительных ситуациях характер принимаемого решения зависит от возможности достичь определенных результатов; 5) в сомнительных ситуациях характер принимаемого, решения зависит от психологической подготовки к риску, учета фактора непредсказуемости, спекуляций [См.: Dahb'R, Political Analysis.- 1979.- P. 89].
На решение оказывает воздействие множество факторов, но и оно влечет за собой целую череду следствий. Американский основоположник теории принятия (419) полити-ческих решений Г. Саймон в работах "Административное поведение" (1947), "Новая наука управленческих решений" (I960) выделил следующие группы следствий: 1) изменение поведения индивидов и социальных групп; 2) структурирование и переструктурирование общества. Итак, политические решения по своему влиянию всегда носят общезначимый характер. Результаты принятия политических решений отражаются в ответной реакции общества на деятельность властных структур. Сами же решения фиксируются в соответст-вующих документах: программах партий, постановлениях государственных органов - от высших до местных уровней (законы, директивы, распоряжения, инструкции, договоры).
В зависимости от характера решений выделяют следующие их типы: национальные и региональные; глобальные и специфические; стратегические и тактические; эмпиричные и интуитивные; рутинные (шаблонные) и новаторские; радикальные и инкрементальные. Стратегическим решениям присущи перспективность и масштабность, тактическим - постепенное продвижение к цели в соответствии со стратегическим замыслом, оператив-ные решения принимаются для регулирования текущих процессов, требующих немедлен-ной реакции. Радикальные решения отличает моментальность, неожиданность и решите-льность, они содержат в себе элементы деструктивности, ибо нарушают привычный порядок. Инкрементальным решениям свойственны постепенность, поэтапность, прира-щение, что обеспечивает преемственность государственной политики.
Американский политолог Дж. Сартори выделяет такие типы политических решений в зависимости от числа участников процесса: а) индивидуальные; б) групповые; в) коллек-тивные; г) коллективизированные. В соответствии с этой классификацией, индивидуаль-ные решения каждый принимает независимо от внешних и внутренних факторов, могущих воздействовать на него. Групповые принимаются тесно сотрудничающими инди-видами, осознанно участвующими в принятии подобных решений. Коллективные реше-ния западные политолога определяют как решения среднего уровня (средние решения): их принимает большинство коллектива, которое не может быть представлено публично в силу его многочисленности. Коллективизированные ре(420)шения объединяет с коллек-тивными их неиндивидуальный характер. Но, в отличие от индивидуальных, групповых и коллективных, в коллективизированных не содержится ссылки на какой-то определенный субъект. Эти решения навязывают обществу, независимо от того, приняты они одним лицом или целой группой. Основной его критерий - диапазон действия: кто бы его ни при-нимал, выполнение данного решения обязательно для всех членов общества. Главные особенности коллективизированных решений: а) им принадлежит верховенство, так как они могут отменить любой закон, уже принятый и действующий; б) решения распростра-няются в территориальных границах, которые определяют гражданство; в) они санкцио-нируемы, потому что поддерживаются монополией государства на легитимное насилие.
Независимо от уровня, на котором принимается политическое решение, от количест-ва участников, заинтересованных в этом процессе, такое действие имеет определенную структуру: 1) оценка ситуации субъектами процесса выработки и принятия политического решения; 2) выявление проблемы в структуре субъекта и объекта власти; 3) определение проблемы экспертами; 4) определение проблемы и привлечение к ней внимания; 5) разработка проблемы экспертами; 6) выбор цели и способов ее достижения; 7) обсуждение и принятие резолюции по проблеме. Саму структуру политического решения составляют: 1) субъекты власти; 2) эксперты; 3) опосредованно средства массовой инфор-мации. Такая сложность структуры политического решения уже говорит о том, что его природа неоднозначна, противоречива и многопланова, как и природа самой политичес-кой деятельности. Значимость политических решений в общественных процессах опреде-лила необходимость создания теории принятия политических решений. Она появилась в годы Второй мировой войны в США и с тех пор интенсивно развивается западной поли-тической наукой.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791