2.2. Теория "идеального государства" Платона
Наиболее последовательная и законченная концептуализация принципа геометрического равенства принадлежит выдающемуся древнегреческому философу Платону (427-347 до н.э.), который в диалоге "Государство" разработал теорию "идеального" государственного строя.
Если у Конфуция "государство есть большая семья", то у Платона государство есть увеличенное воспроизведение человеческой души. По его мнению, строение полиса повторяет строение души человека, где ее трем началам (разумному, волевому и вожделеющему) соответствуют три аналогичных государственных начала: совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три общественных класса-сословия: философов-правителей, воинов и производителей.
Смысл и требование справедливости состоят в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела: "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое" [Платон. Государство. - 433, с]. Поэтому для обеспечения справедливости в общих для всего полиса делах необходимо достигнуть иерархического соподчинения различных начал на основе учета внутренних качеств каждого из них. Разумное начало (философы) должно господствовать, волевое начало (стражи) - быть вооруженной защитой от внутренних и внешних врагов, подчиняясь первому началу (аналогично собакам, помогающим пастухам пасти стадо); оба эти начала управляют началом неразумным и вожделеющим – рядовыми свободными гражданами, которые занимаются различными видами хозяйственной деятельности ("по своей природе [это начало] жаждет богатства" [Там же.- 442]).
В этом случае общая политическая справедливость становится выражением частной справедливости в от каждого отдельного человека: каждый получает и имеет то, что соответствует его добродетели, внутренним морально-культурным качествам. Поэтому социальная дифференциация (философов, стражей и (46) рядовых граждан) у Платона, как и в несколько иной форме ранее у Конфуция, становится иновыражением морально-культурной градации по соответствующим добродетелям (рассудительности, мужеству и мудрости). Рассудительность есть правильное осознание своего места в социуме, "естественное созвучие худшего и лучшего" в вопросе о том, кто должен господствовать, а кто - подчиняться. В своей простейшей и элементарной форме (понимания места отдельного, частного) рассудительность свойственна, так или иначе, всем. Более высокие формы рассудительности - чувство меры в отношении общего, всего целого, свойственны, однако, лишь немногим: соотносясь с волей и разумом, эти добродетели могут быть определены как мужество и мудрость. Что же это такое? Мудростью Платон считал способность видеть и постигать общий смысл вещей, мужеством - способность поддерживать общий ход вещей. Мудрость образуется понима-нием того, что есть целое, мужество - пониманием того, чем оно не является. Реализация требования справедливости предполагает, следовательно, чтобы те, кто обладает разумом и волей, охватывающими "целое", находились наверху, а те, кто обладает разумом и волей лишь в отношении своего, частного и отдельного, были внизу. Первые должны осущест-влять функцию господства, вторые - подчинения. Платоновский принцип справедливости ("каждому заниматься своим делом") в этом смысле противостоит полисному принципу общего доступа к политическим решениям: в платоновском государстве "ничтожные вожделения большинства подчиняются разумным желаниям меньшинства" [Там же.- 431, с- d]. Да и как может быть иначе, если добродетель обычных граждан состоит, в лучшем случае, лишь в рассудительности, в то
время как добродетель стражей - в рассудительности и мужестве, а добродетель философов - и в рассудительности, и в мужестве, и в мудрости?
Платоновский проект "идеального" государства отнюдь не "есть подобие "восточной деспотии", ибо вертикальная иерархия отношений господства/подчинения легитимирует сферу властной компетенции верхов лишь в границах "целого" (то есть политического, публично-общего), не распространяя ее на область "отдельного", приватного и частного. "Идеальное" государство, ско (47)рее, является такой моделью "геометрической демократии", в которой принцип качественного равенства доведен до своего логического завершения: это тоже своего рода власть большинства, но не количественного, а качественного. Процесс принятия и осуществления политических решений ("решений о целом") осуществляется здесь не всеми в одинаковой степени, а только теми, у кого есть соответствующий уровень разума ("мудрость") и воли ("мужество"). Низший "вожделеющий" разум и воля той части публики, которая не способна возвыситься над своими частными и отдельными интересами, то есть которая обладает рассудительностью лишь в отношении своего, не способна оказать разрушите-льного влияния, ибо ее политический голос в расчет не принимается. Платоновская справедливость состоит, таким образом, вовсе не в том, чтобы к каждому относились так, как будто бы он имеет компетентное представление о "целом" (то есть о политическом), а в том, чтобы имеющие это представление действительно высказались, а не имеющие - "промолчали".
Платон отвергает все существующие виды государственного устройства как неустойчивые и порочные именно потому, что в них власть всегда есть реализацией и господством партикулярных эгоистических интересов определенных социальных групп во имя собственного блага, то есть преобладанием "частного" над "целым". В знаменитой VIII книге "Государства" Платон дает яркую и сочную характеристику четырех наиболее распространенных форм порочного государственного строя, в которых вместо разумного господствует сначала волевое (тимократия), а потом "вожделеющее" (олигархия, демократия, тирания) начало. По мере последовательного превращения одной формы в другую, соответственно возрастает отклонение и от высшей добродетели "идеального" го-
сударства - справедливости, что связано с разрушением внутренней гармонии и единства социально-политического целого. Так, господство честолюбивых воинов (тимократия) всегда вырождается в олигархию – власть ограниченного числа богачей, ибо погоня за почестями и славой, не контролируемая разумом, неизбежно превращается в погоню за богатством. Противостояние же в олигархии неимущего большинства богатому меньшинству всегда заканчивается победой первого, что уста (48)навливает еще худший государственный строй - демократию. "Демократия, - отмечает Платон, - на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию" [Там же.- 557, а].Так как в демократии никто "нисколько не озабочен тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности", то это приводит к господству "наглости, разнузданности и распутства", деформации понятий должного и недолжного, смещению критериев разграничения добра и зла: "наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством" [Там же.- 558,b; 560, е]. Как ненасытное стремление к богатст-ву погубило олигархию, так ненасытное стремление к свободе во всем и везде приводит к превращению демократии в тиранию, ибо народные вожди неизбежно рано или поздно превращаются в жестоких тиранов. Поэтому "тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, - выводит Платон свою знаменитую формулу, - из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство" [Там же. - 564, а].
Платоновская альтернатива "идеального" государства состоит в создании принципиально неразрушающегося и неразлагающегося общественного строя именно бла-
годаря тому, что власть перестает быть выражением эгоистических "отдельных" интересов тех, кто по своей природе "знает" лишь потребности своих вожделений. Чтобы реализовать интересы исключительно всего общества, целого как такового, правящее сословие (философов и стражей) освобождается от всех частных отдельных привязанностей, прежде всего личного имущества и семьи. По Платону, у них a priori не должно быть ничего, что было бы дорого лично им, а потому все вещи, женщины и дети "должны стать общими", принадлежащими всем вместе, но никому в отдельности. Таким образом, власть становится действительно независимой от давления эгоистических частных интересов: у тех, кто находится у власти, им возникнуть неоткуда, а те, кто ими обладает, доступа к политическим ("общим") решениям не имеет. (49)
Смысл конструкции Платона состоит в фундаментальной морально-этической перестройке самого полисного жизнеустройства: во-первых, отстранении от управления обществом всех, кто свои частные интересы ставит выше общественных, личное благо выше блага общего; во-вторых, в передаче функций господства/ подчинения тем, кто способен на обратное. По мнению многих исследователей, например, К. Поппера, "идеальное" построение Платона стало первым опытом конструирования тоталитарного государства, на первое место в котором поставлены интересы его самого, но отнюдь не интересы людей, которые его образуют. Государство у него должно быть счастливо "не в отдельно взятой его части, не так, чтобы кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо в целом" [Там же. - 420, с]. Последовательный же примат "целого" над "частью" может быть осуществлен только принесением в жертву интересов "части" интересам "целого".
В конце своей жизни Платон в диалоге "Законы" создает "приземленную" версию "второго по совершенству государства". Невозможность непосредственно прямого перехода к "идеальному" государству из-за несовершенства человеческой природы (ее неготовности поступиться своими интересами) приводит Платона к мысли о необходимости подготовительной ступени к нему. "Второе по совершенству государство" является приближением утопии к реальности, продуктом компромисса с действительностью. Ведущим способом практической реализации идеи примата "целого" над "частью" становится не внутренняя сознательность ("рассудительность"), а жесткое законодательное регулирование всех сторон жизни "второго по совершенству государства": не только сферы публично-общего, но и сферы частного, приватного жизненного пространства каждого отдельного человека. Иными словами, если общество из-за низкой сознательности не готово стать счастливым, то его необходимо заставить стать таковым.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791