3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
Специфический характер становления и развития демократии в стране. Политичес-кая система современнойВеликобритании в основных своих параметрах сложилась несколько столетий тому назад. Ее высшее достижение - парламент (XIII в.) – родонача-льник парламентов всех демократических стран Западной Европы.Вместе с тем для стран, ставших на путь демократических преобразований в конце XX века, английская полити-ческая система представляет собой образец, который можно изучать, но которому трудно следовать.
Великобритания не имеет конституции в общепринятом понимании этого слова. Политическая системастраны опирается на две различные по форме основы -писаную и неписаную конституцию. Писаную частьконституции составляют ряд законов парламента, к которым прежде всего относится Великая Хартия Вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт - Закон о неприкосновенности личности, принятый парламентом 1679 г.,Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и1949 гг., Вестминстерский устав 1931 г., Акты о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг., Акт о пэрах 1963 г.,Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1971 гг.,Акт о местном самоуправлении 1972 г. и многие другие.К писаной части конституции относятся также судебные решения, рассмотревшие споры по вопросам прави свобод граждан. Неписаную часть конституции составляют сложившиеся в политической практике обыкновенные или так называемые "конституционные соглашения", к которым относятся: процедура формированияправите-льства лидером победившей на выборах полити-(723)ческой партии, парламентская ответ-ственность министров и другие обычаи. В эту часть конституции включается и система "общего права", в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты.
Из конституционных актов и обычаев следует, чтоинституты политической системы страны отражаютчерты двух эпох - феодальной и буржуазной. С актамио правах и свобо-дах, парламенте и народном представительстве соседствуют нормы о монархии и верхней палате парламента - палате лордов, где законодательствуют по праву наследства предста-вители именитыхродов - герцоги, графы, виконты, бароны и частичнопожизненные пэры.
Огромные экономические и социальные перемены,которые произошли в мире за последние столетия, необошли стороной Британские острова. Но если во многихстранах Европы (нагляднее всего во Франции) разрешениесоциально-экономических противоре-чий сопровождалоськрутой ломкой старых, созданием и совершенствованием новых политических структур (что фиксировалось вконституциях), то в Великобритании социально-экономическое развитие сопровождалось параллельнымэволюционным изме-нением политической системы.При сохранении существовавших политических институ-тов менялись их место в структуре власти и роль впринятии политических решений. Одним из важных условий, облегчающих такое приспособление политическойсистемы к экономической и социальной ситуации, былоотсутствие конституции как единого писаного акта, вкотором обычно провозглашается принцип разделениявластей и определяются границы компетенции каждогоиз институтов государственной власти.
Полномочия политических институтов страны четкоюридически не зафиксированы, они регулируются сложившимися неписаными конституционными соглашениями, парла-ментскими актами, не обладающими устойчивостью, свойственной писаным конститу-циям.Такая гибкость английской конституции позволяет политическим институтам легко приспосабливаться к потребностям общественного развития. Так, если во времена королевы Виктории (1835-1901) премьер-министрв принятии политических решений правительством былтолько "первым среди равных" и выполнял роль связующего звена между Короной и парламентом, то в(724)наши дни, когда ответственность исполнительной власти за осуществление экономической и социальной политики резко возросла, статус премьер-министра в правительстве существенно изменился и теперь близок кстатусу президента, а монархия, заметно потеряв былоевлияние на политику, стала не более чем декоративнымфасадом деятельности правительства.
Успешная адаптация старых институтов политической власти к реалиям XX века во многом объясняетсяи особенностями социально-классовой структуры, характером взаимоотношений социальных групп, а такжеспецификой политической культуры английского общества, ценностными ориентирами абсолютного большинства населения страны.
Большинство изучающих английское общество специалистов указывают на присущую ему (и общую длявсех индустриализированных обществ) дифференциацию - деление на социальные классы и, независимо отих идеологических ориентации, подчеркивают особенность социально-классовой структуры в Великобритании - отсутствие существенного социального расслоения.Понятие "социальный класс", которым оперируют ученые,отражает объективные явления общественной жизни.Класс имеет первичную экономическую основу - источники и размеры получаемых доходов - и включаетвторичные, производственные признаки - доступ к товарам и услугам, к чему относится прежде всего возможность получения высшего образования. Так, на десятую чисть самых низкооплачиваемых работников вАнгщган приходится примерно 2 % национального дохода страны, в то время как в США - только около 1 %;в Англии десятая часть самых высокооплачиваемых работников зарабатывает четвертую часть от национального дохода, в США и Германии - одну треть.
Интересы различных классов отражают основныеполитические партии страны: лейбористы – рабочегокласса, консерваторы (в меньшей мере - либералы)среднего и высшего классов общества. Отмеченное отсутствие существенного социального расслоения, усиливающаяся тенденция "обуржуазивания" рабочегокласса сопровождает-ся сближением политических подходов партий при несении ими бремени правительст-венной ответственности. Лейбористы часто говорят осоциализме и на своих партийных собраниях поют(725)"Интернационал". Консерваторы заявляют о необходимости отказа от государственного вмешательства в экономику и ликвидации программ социальной защиты.Но на практике, находясь у власти, обе партии демонстрируют удивительное сходство. Лейбористы при осуществлении политического курса исходят из того, чтоэкономика была и будет базироваться на частной собственности, настаивают на национализации отдельныхотраслей промыпетенноети и увеличении социальныхгарантий для малоимущих. Консерваторы, став правительственной партией, оставляют фактически без изменений существующую систему социального обеспеченияи национализированный сектор экономики (заметныеизменения произошли только во время правления кабинета М. Тэтчер). Единственное, в чем проявляетсянесовпадение подходов политических партий - это ввопросе о мере государственного вмешательства в экономику и об уровне социального обеспечения.
Сохранять стабильность политической системы иобеспечивать способность политических институтов постепенно приспосабливаться к переменам Англии удаетея не только благодаря сложившему;" характерувзаимоотношений социальных групп и основных партий, но и определенному типу культуры политическогоповедения правительства и граждан в процессе принятия и исполнения политико-управленческого решения.Специалисты характеризуют политическую культуру английского общества как "современнонррадационную". Важнейшими понятиями, с помощью которых можно выразить культуру отношения граждаи сараны к действиям властей, являются уважение, доверие и прагматизм. В наши дни, как и сто лет назад, большинство подданных королевы проявляют лояльность к существующей политической системе. Англичанам присуще уважительное отношение к власти как таковой и власти политической элиты, рекрутируемой главным образом из верхних слоев общества. Большинство граждан дове-
ряют своему правительству и не ставят иод сомнение необходимость тех средств, которые оно использует в процессе осуществления политических решений. Уважительное отношение к правительству сопровождается готовностью подчиниться его предписаниям. Такая позиция граждан основывается на убеждении в достоинствах существующей политической системы и (как показывают (726) исследования) вере в честность правительства. Со своей стороны, правительство по отношению к избирателям проявляет терпимость, доброжелательность и действует в рамках существующих политических норм. Правительство Великобритании в значительно большей степени выполняет обещания, данные избирателям победившей в ходе выборов партией, чем это делается правительством США. Английские избиратели одобрительно относятся к своему правительству и из-за его традиционного стремления к достижению практического .результата. И в Великобритании во время избирательных кампаний имеют место идеологические баталии, но, в сущности, британская политика весьма прагматична. Характеризуя внешнеполитический аспект деятельности правительства, У. Черчилъ в свое время заявил, что у Англии нет постоянных союзников и постоянных врагов, постоянными являются только ее интересы.
Исполнительная власть. Великобритания - унитарное государство, состоящее из четырех частей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. По форме правления Великобритания - конституционная монархия. Согласно конституционным соглашениям главой государства и главой исполнительной власти является монарх (король, королева). При монархе действует Тайный Совет, включающий всех членов кабинета министров во главе с премьер-министром, бывших членов кабинета, а также других лиц, назначенных монархом по рекомендации премьер-министра. Решения Совета оформляются как "Приказ короля в Совете".
Широкие полномочия принадлежат монарху в области внутренней и внешней политики. Он назначает премьер-министра и министров, распускает Палату обшин, накладывает вето на законопроекты, принятые парламентом, назначает высших военных и гражданских должностных лиц. Монарх определяет внешнюю политику: объявляет войну и заключает мир, заключает и ратифицирует международные договоры, представляет страну во внешних сношениях и т. п.
Монарх как глава государства, - символ всей нации, ее единства и целостности, при осуществлении своих полномочий обязан действовать от имени всего народа. Это самая сложная задача, от успешного решения которой зависело и зависит само существование монархии как института. По мере расширения возмож(727)ностей народа как политически активного субъекта расширялись (с 3% взрослого населения с правом голоса 100-150 лет назад - до практически 100% взрослого населения сегодня), сужались возможности монарха реально влиять на принятие политических решений [См.: Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. - М., 1979. - С. 241-242].
В процессе демократизации общества произошел ставший характерным для английс-кой государственно-правовой доктрины разрыв между формально-юридическими и фактическими полномочиями и монарха, и других институтов политической системы. Многие из парламентских соглашений, определявших в прошлом статус монархии в структуре высших органов власти, сегодня устарели, представляя собой лишь историчес-кий интерес, но формально не отменены и продолжают действовать как часть английской конституции. В настоящее время, как и в далеком прошлом, политические решения по изложенным выше вопросам внешней политики подписываются наследственным монар-хом (королевой) и от его имени публикуются, но готовят и принимаются эти решения кабинетом министров во главе с демократически избранным премьер-министром. Подписанию документа предшествует обстоятельное совещание монарха с премьер-министром и главами министерств, ответственных за подготовку проекта.
Согласно конституции монарху принадлежит право вето на законопроекты, принятые парламентом. Однако со времен королевы Анны (1665-1714) ни один из законопроектов монархом отвергнут не был.
Существует редкая возможность принятия монархом независимого политического решения. Это может произойти в том случае, если ни одна из основных политических партий не набрала на выборах явного большинства. После обязательной консультации с премьер-министром, находящимся у власти, монарх назначает нового премьер-министра.
Таким образом, монархия представляет собой в наши дни скорее "почетный", чем действующий институт в политической системе страны.
Особое место в структуре исполнительной власти принадлежит премьер-министру. Эту должность с 1902 г. занимает лидер партии, получившей на выборах в Палату общин большинство депутатских мандатов. Однако считается, что с формально-юридической точки зрения выбор премьер-министра осуществляет монарх. Он и поручает премьер-министру формирование нового правительства. В силу исторических причин в Англии су-
ществует особое, отличное от других демократических стран понятие правительства, которое здесь не тождественно кабинету министров.
Термин "правительство" охватывает всех министров вне зависимости от их поло-жения и ранга или степени ответственности. Различают несколько категорий министров: государственные секретари, министры и младшие министры. Существуют также минис-терские должности, которые носят иные названия (например, канцлер казначейства - министр финансов). Различие между государственными секретарями и министрами несущественное и состоит оно в том, что первые, в отличие от вторых, возглавляют более значимые и престижные ведомства. Младшие министры "прикреплены" к министрам для оказания им помощи в управлении и приобретении необходимого опыта для будущего продвижения в высшие эшелоны власти. В состав правительства входят также "министры без портфеля", которые выполняют обязанности советников по политическим и другим вопросам. В британском правительстве существует и ряд других должностей, среди которых - ассистенты министров, обеспечивающие связь правительства с парламентом. Английские министры, в отличие от своих американских коллег, остаются членами зако-нодательного органа, активными политиками в своих избирательных округах, и, соответ-ственно, должны выполнять несколько обязанностей одновременно. Общая численность правительства - около ста человек. В этом составе правительство на совместные заседания не собирается и как коллективный орган политических решений не принимает.
Все полномочия по ведению внешней и внутренней политики осуществляет созда-ваемый внутри правительства кабинет. В состав кабинета входят министры, занимающие "важнейшие посты в правительстве. Численность кабинета - обычно 18-25 человек. Свои политические решения кабинет принимает на закрытых заседаниях. При нем существует ряд комитетов, назначение которых состоит в предварительном детальном (729) изучении вопросов, выносимых на заседание кабинета. Каждый член правительства имеет своего теневого дублера, стремящегося занять министерский пост. Из определенного числа таких дублеров формируется так называемый "теневой кабинет", который играет важную роль в деятельности оппозиции. Лидер оппозиции является альтернативным премьер-министром.
Законодательная власть и ее взаимоотношения с исполнительной властью. Парламент Великобритании, согласно ее Конституции, состоит из монарха и двух палат - Палаты общин н Палаты лордов.
Нижняя палата парламента - Палата общин формируется путем всеобщего и прямого голосования по мажоритарной системе относительного большинства. Существуют неко-торые ограничения пассивного избирательного права при выборах в этот представитель-ный орган нации. Они распространяются на такие категории граждан, как представители духовенства, судьи, послы, служащие полиции и вооруженных сил, а также пэры. В состав Палаты общин входят 635 человек. Верхняя палата - Палата лордов - формируется, глав-ным образом, по наследственному принципу. В ней заседают также те депутаты, которые получили титул пэра пожизненно. Право последних участвовать в работе Палаты лордов возникает с издания специального указа монарха яосле предварительных консультаций с правительством. Благодаря установлению института дарования титула пэра (1958 г.) количество депутатов-лейбористов в составе верхней палаты увеличилось, хотя далеко еще не уравновешивает консервативную часть депутатов. В состав палаты входит около тысячи человек.
Важной составной частью английского парламента являются его комитеты. Их статус и характер работы непосредственным образом влияют на роль парламента во взаимоотношениях с правительством при осуществлении законотворческого процесса. По количественным и качественным характеристикам английские парламентские комитеты в известной мере напоминают комитеты французского парламента и существенно отли-чаются от комитетов Конгресса США и Бундестага ФРГ. В Палате обшин английского парламента всего восемь постоянных комитетов. Постоянной фигурой комитета является только его председатель, остальные же члены, отражая партийный состав палаты, вклю-ча(730)ются в него в зависимости от характера подготавливаемого законопроекта. Комитеты работают в течение парламентской сессии. Их задача состоит не в осуществле-нии объективной экспертизы или, в случае необходимости, в изменении самой основы поступивших законопроектов, а в их улучшении и совершенствовании. Законопроекты поступают в комитет после того, как они были предварительно рассмотрены в парламенте. Таким образом, возможности комитетов в законодательном процессе весьма ограничены. Представляя собой Палату общин в миниатюре, они позволяют правительст-ву доводить законопроекты до нужного качества без риска для его авторитета при обсуждении поправок к проектам в парламенте.
Структура парламента и его внутренняя организация, сложившиеся на протяжении эпох, остались практически без видимых изменений до настоящего времени. И в наши дни некоторые из характерных особенностей английского парламента носят отпечаток средневековья. Войдя в историю как "мать парламентов", английский парламент сегодня, как и в прежние времена, формально обладает широкими полномочиями в области законо-дательства, бюджетно-финансовой и судебной областях, в области контроля за правитель-ством. Как и прежде, парламент суверенен - все его решения становятся законами. Ибо не было и нет механизмов, с помощью которых можно было бы поставить под сомнение принятые парламентом акты.
Однако в функциональном плане роль парламента существенно изменилась. Центр принятия политических решений постепенно сместился в кабинет. Представляя правительственное большинство депутатского корпуса, кабинет выносит проект решения, и дисциплинированные члены партии почти наверняка "ратифицируют" в парламенте это решение партийного руководства. Члены партии хорошо знают, что голосовать против "своих" равносильно политическому самоубийству.
Признание решающего значения партийной дисциплины для успешного превращения правительственных решений в парламентские нормативные акты порожда-
ет вопрос о возможной устарелости сложившихся в прошлом процедур рассмотрения законопроектов, о том, что связанная с этим значительная часть работы парламента - ненужная трата времени. (731)
Законодательный процесс начинается внесением вопроса в повестку дня работы парламента, продолжается обсуждение проекта в Палате общин, затем - в Палате лордов и завершается королевским одобрением законопроекта.
Прохождение законопроекта через упомянутые стадии является обязательным как для проектов, подготовленных по предложению правительства, так и по инициативе отдельных депутатов парламента. Теоретически оба вида законопроектов имеют одинаковые шансы быть рассмотренными, но быть одобренными могут практически только те проекты рядовых членов парламента, которые являются частью правительст-венной законодательной программы.
Главным источником политического поведения пришедшего к власти правительства является предвыборная программа партии. Переводом политических идей на язык правовых понятий занимается кабинет. В кабинете проект закона непосредственно готовит комитет, в состав которого входят представители определенных ведомств. Согласованный с представителем госбюджета проект рассматривается всем кабинетом. После одобрения кабинетом проект направляется в Палату общин, где проводится его первое чтение и печатное распространение среди депутатов. Спустя две-три недели прово-дится второе чтение проекта – главный политический спор на основах законодательства. Если Общины в принципе с законопроектом согласились, последний поступает в комитет палаты для детального изучения и внесения поправок. Доработанный законопроект читается третий раз и направляется в Палату лордов. Поправки к законопроекту, сделанные в верхней палате, должны быть рассмотрены Палатой общин. Согласованный законопроект в конечном счете получает королевскую санкцию, которая является автоматической. Хотя появление тупиковых ситуаций при прохождении законопроекта через различные стадии его подготовки в парламенте встречаются редко, конституцией предусмотрены различные процедуры для их преодоления. К ним относятся: право правительства закрыть дебаты по законопроекту, лимитировать время обсуждения отдельных частей проекта, право Палаты общин объявить повторно отвергнутый Палатой лордов законопроект Актом парламента и ввести его в действие и (732) некоторые другие. Таким образом, партийная дисциплина, хотя и стала обязательной составляющей законодательного процесса, она не предопределяет с неизбежностью его результат. Незначительная часть правительственных законопроектов так и не становится законами. Наличие парламентских процедур обеспечивает легальное и гласное прохождение проекта нормативного акта, позволяет внести в проект, который казался кабинету вершиной совершенства, поправки, отражающие интересы различных слоев английского общества.
Свидетельством возросшей роли исполнительной власти является делегирование кабинету части законодательных полномочий - права издавать общеобязательные решения по вопросам, требующим оперативного регулирования. При этом контроль за принятыми кабинетом решениями осуществляет парламентская комиссия по законодательным актам, а в случае необходимости - Палата общин.
Важной составной частью полномочий парламента является надзор за деятельнос-тью кабинета. Он осуществляется с помощью двенадцати особых комитетов, которые функционируют параллельно с ведомствами правительства. Главное назначение парламентского надзора - выяснение основных приоритетов правительства во внешней и внутренней политике и оценка мер по их реализации. Учитывая то, что британское пра-вительство работает в условиях строгой секретности, такой контроль парламента позволяет предотвращать возможные нарушения правовых норм со стороны представите-лей исполнительной власти. Механизмом, приводящим в действие этот процесс, является "час вопросов". С него начинается заседание парламента (в течение четырех из пяти дней рабочей недели). В "часе вопросов" принимают участие все члены британского правительства. Вопросы формулируются в письменной форме и подаются не позже чем за 48 часов до начала заседания парламента.
В процессе противоборства двух ветвей власти парламенту все труднее удерживать свой приоритет. Это связано с тем, что рычаги политического влияния - информация, доступ к штату сотрудников и партийная дисциплина - находятся в руках премьер-министра - фактического главы исполнительной власти.
В соответствии с доктриной "парламентского суверенитета", краеугольного камня английской конститу-(733) ции, суд не включается в законодательный процесс и, таким образом, не может осуществлять надзор за ходом законотворчества. В системе политических институтов, где парламент имеет наивысший приоритет, отсутствуют механизмы, с помощью которых можно было бы объявить тот или иной принятый парламентом закон неконституционным.
Роль суда в политическом процессе проявляется в иной форме - в объявлении решений правительства такими, которые выходят за пределы его полномочий. Суд может требовать объяснений действиям правительства, если нарушается Хабеас корпус акт 1679 г., который гарантирует неприкосновенность личности. Активизации деятельности судов в этом направлении способствовало вступление Великобритании в Европейский союз, одной из задач которого является защита гражданских прав.
Английская демократия с давних времен складывалась как демократия представите-льная по своей форме. Но в последние годы появились признаки того, что в стране наряду с сохранением традиционных способов выражения воли народа происходит становление нового центра принятия политических решений. Начало новой, непосредственной форме демократии положили проведенные в 70-е годы два референдума: общенациональный - о вхождении Великобритании в Общий рынок.и местный - о характере власти в Шотландии и Уэльсе. Официально было объявлено, что итоги референдумов будут иметь только рекомендательный характер. Однако главные политические партии страны признали результаты референдумов обязательными для властей при принятия ими соответствую-щих решений.
Местное самоуправление. Его структура, объем полномочий, характер взаимоотно-шений с центральной властью определяются парламентским Актом о местном самоуправ-лении (1972). В соответствии с законом страна поделена на графства: 6 метропольных, в состав которых входит 36 округов, и 52 административных (неметропольных) графства, в составе которых 333 округа. Общим для метропольных и неметропольных графств и входящих в них округов является то, что они управляются советами, которые избираются населением территориального образования. Советы состоят из председателя, его замести-теля и советников. Различие между указанными единицами состоит в распределении ком(734)потенции между ними. Совет неметрополъного графства обладает более широкими полномочиями, чем метропольного. Он, помимо управления полицией, противопожарной службой, дорогами, ведает также и управлением библиотеками, музеями, социальными службами, попечением престарелых. Эти последние сферы общественной жизни в метропольном графстве отнесены к ведению советов округов.
Низшая структурная единица в системе местного самоуправления - приходы- Они существуют только в сельской местности и в ряде городов. Общее количество приходов - около 11 тысяч. Управляются приходы общими собраниями жителей, решения на которых
принимаются большинством голосов.
Аналогичная реформа местного самоуправления была проведена в Шотландии. Система управления Лондоном осталась без изменений Он управляется городским советом, 32 советами городских районов и муниципальным советом Сити.
Особенность правового статуса органов местного самоуправления Великобритании в том, что они не являются автономными образованиями, В отличие от органов самоуправления в США, аналогичные британские организации находятся под жестким контролем центрального правительства. Эта зависимость обеспечивается прежде всего размерами ассигнований на нужды местных территориальных коллективов.
Итак,политическая система Великобритании представляет собой противоречивое единство возникших столетия тому назад политических институтов и новых, современных политических структур^ В результате эволюционных изменений в политической еиетеме, обусловленных конкретно-историческими условиями развития английского общества, в стране установилась форма демократии, невозможная практически ни в одной другой индустриальной стране. Британский парламент, оказавший огромное воздействие на становление демократии в Европе сегодня перестал быть форумом нации. Поиск полити-ческих решений в основном предрешен партийной дисциплиной депутатов. Формально право принимать решения сохранилось за парламентом, но фактически - центр их приня-тия переместился в кабинет, представляющий правительственное большинство в корпусе законодателей. Устойчивость и перспек(735)тивы политической системы Великобрита-нии во многом зависят от реформирования верхней палаты парламента, способности правительства создать механизмы, позволяющие учитывать интересы различных религиозных групп, решить проблему Северной Ирландии, а также обеспечить подъем экономики до уровня экономического развития ее европейских соседей.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791