1.1. Определение, структура и функции этнополитики
Этнонациональная политика в сложных и неоднозначных условиях современных национальных процессов, роста национального самосознания приобретает новое содержание. Многонациональные государства, колониальные империи, образованные путем порабощения других народов и реализации имперской политики "разделяй и властвуй", не выдержали испытания временем и распались под натиском национально-освободительной борьбы народов за право быть свободными и независимыми. Приоритет общечеловеческих ценностей, ставший главным принципом в деятельности демократических государств, обусловил необходимость выработки новых подходов политико-властных структур к национальному вопросу.
В западной политологии существует ориентировочно три различных точки зрения на политику государства по отношению к этносам. Сторонники первой точки зрения, А, Степей, И. Уоллерстейн и др., считают, что государство должно разрабатывать и проводить определенную политику, направленную на распределение ресурсов, создание благоприятных условий для развития всех этносов, в то же время не вмешиваясь в их национальную самобытность. Другие исследователи - М. Леви, М. Хехтер и др. - утверждают, что государство по отношению к этносам является в определенной степени автономной силой, политическая элита которого преследует собственные корпоративные цели, направленные на удержание власти, даже иногда вопреки интересам титульной нации (нации, давшей имя данной стране). Третью точку зрения представляют П. Ванден Берг, Э. Смит и др. Они рассматривают государство как. инструмент титульной нации, которая осуществляет контроль над государственным аппаратом и обществом. Наличие различных точек зрения, с одной стороны, отражает реальное положение вещей в сфере решения названных проблем в разных странах, с другой - усложняет понимание проблем,
содействуя поиску оптимальных путей их решения.
В украинской политологической мысли периода колониальной зависимости важней-шим условием пробуждения народа была, писал М. Грушевский, державницкая идея как символ борьбы украинского народа за национальную свободу, за создание независимого государства. Сердцевиной идеи было провозглашение неотъемлемого права украинского народа на самоопределение и поиск его оптимальных форм. Со времен Переяславской рады 1654 г. таким было требование автономии Украины, которое в XIX в. было дополнено идеей автономии Украины в федерации свободных славянских народов, а в начале XX в. - лозунгом "Свободная Украина в составе демократической федерации свободных народов России". Однако нежелание Временного правительства (1917) предо-ставить Украине даже такой статус (имперские силы не желали признавать украинцев самостоятельной нацией) и неприкрытая агрессия большевиков против УНР обусловили необходимость провозглашения полной независимости и суверенитета Украинской Народной Республики (IV универсал, 1918 г.). Как в период Центральной Рады, так и в настоящее время, украинское правительство ставит задачу свободного развития всех граждан любой национальности, проживающих в Украине. М. Грушевский писал в книге "Кто такие украинцы и чего они хотят": "С ними (этносами) украинцы будут договарива-ться во всем, что касается нового строя на Украине. Совместно с ними они постараются упорядочить новую жизнь так, чтобы она была хорошей не только для самих украинцев, но и для всех Других народностей, которых судьба исторически расселила на Украине и которые хотят быть ее хорошими гражданами и верными сьшовьями, вместе с украинцами".
Таким образом, содержание этнополитики желательно рассматривать с учетом того, что этнические общности как субъекты политики взаимодействуют на (636) разных уровнях, в частности: между титульной нацией и другими национальностями, проживаю-щими в данном государстве; между этносами за право участия во властных структурах, с одной стороны, и этническими общностями и государством за возможность удовлетво-рения национально-специфических потребностей - с другой; по вопросам взаимодействия государственных наций в федеративном и конфедеративном государстве, а также на межгосударственном уровне в мировых сообществах.
В формировании этнополитики важная роль принадлежит национальному самосоз-нанию. Его характеризует совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений между ними?' В процессе формирования территориальной, социально-экономической и духовной общности на фоне действия этнопсихологических факторов усиливается процесс самоидентификации и консолидации людей в общность типа этноса, нации. В совокупности эти факторы, а также нравственные, эстетические, философские, религиозные и другие взгляды опреде-ляют национальное самосознание. Последнее подготавливает и формируя социальные потребности этноса и его интересы. Властно значимые интересы осознаются как экономические - право распоряжаться своим национальным богатством, политические – право быть хозяином на своей этнической земле, духовные - право пользоваться род-ным языком, национальной культурой во всех сферах жизни и т. п. Совокупность подоб-ных требовании и взглядов составляет этнополитическое сознание.
Сущность этнополитического сознания состоит в сопоставлении своих интересов с запросами других этносубъектов, а также в уяснении средств и степени государственного вмешательства в процесс согласования и реализации притязаний этих общностей. Этнополитическое осознание интересов позволяет вычленить из них такое содержание, которое может быть реалізовано только при участии государства. Оно также стимулирует
участие этногрупп в диалоге с другими субъектами политики и институтами власти. Этносы, неспособные под(637)няться до уровня понимания своих политических интересов, превращаются в объект манипуляции или средство достижения интересов иных политических субъектов (американские индейцы, народы колоний и др.). Для этносов, осознавших свои интересы как политические, возникает потребность в самовыражении через определенные институты - национальное государство, разновидности автономии, национальные движения, партии и т. д.
Что же следует понимать под этнонациональной политикой? Дж. Мейс определяет этнополитику как отношения государственной нации с другими этническими группами, а также взаимоотношения национальных групп внутри государства. В. Евтух считает, что это деятельность государства по регулированию межэтнических отношений и обеспечению прав существующих этно-струкгур. В данных определениях субъектом этнополитики преимущественно выступает государство. На деле же государство, в частности правовое, вместе с этносубьектами разрабатывает пути достижения баланса интересов и стабильности общества. Поэтому этнонациональную политику можно определить как конкретную деятельность государства и этносов (или "их представителей в лице партий, движений, этноэлит), направленную на достижение стабильности многонационального общества путем учета, согласования и разрешения национальных интересов и требований.
" Этнонациональная политика имеет определенную структуру, компонента которой тесно взаимодействуют с общей политикой К ним относятся:
1. Этнополитические отношения, выражающие определенный характер взаимосвязей этносов между собой и институтами власти содержательном смысле они характеризуют многообразное взаимодействие национальной элиты и многонационального электората, национальных движений и партий и т. д. Показателем этнополитической жизни и является характер отношений субъектов этнополитики в соревновании за политическое господство или удовлетворение своих интересов - осознанное национальное примирение или межнациональный конфликт, стабильность или кризис многонационального общества
2. Этнополитическое сознание, отражающее зависимость политической жизни от отношения этносов к ин(638) статутам власти. Эгаополитика здесь представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и институализацию национальных идеалов, целей, норм и установок, механизм рекрутирования национальных элит.
3. Этнополитическая организация,1 как часть организационных структур государства и представителей этносов в лице этноэлиты национальных автономий, национальных движений, партий и других звеньев. Отражая национальный состав государства, она сосредоточивает в себе властные волеизъявления этнообщностей, воплощает их в управленческих решениях, придает определенную направленность процессу межэтнических отношений.
Наличие и взаимодействие этих структурных элементов позволяет этнополитике выполнять определенные функции в обществе. Можно выделить некоторые функшш этнополитики. Это, например, (функция обеспечения специфических потребностей различных этнонациональных групп в области языка, национальной культуры, традицией др. Важное значение имеет функция стабилизации межэтнических отношений, предпола-гающая установку на согласие и межэтнический консенсус, разрешение межэтнических коллизий и конфликтов на основе взаимного учета интересов, исключения конфронтации из арсенала взаимодействия народов, сознательный выбор конфликтующими сторонами диалога как общепринятой формы решения спорных вопросов. Функция формирования культуры межнационального общения включает нормативные требования, возведенные в ранг закона и регулирующие взаимоотношения представителей различных националь-ностей, а также нормы отношений между этносами, сложившиеся в процессе общения, в которых отражены общечеловеческие идеалы дружбы, уважения к другим народам. Способствуя реализации национальных интересов, этнополитика обеспечивает моделиро-вание и прогнозирование этнополитических ситуаций, которые могут возникнуть как в отношениях между этносами, так и в отношениях этносов с государством. Инновацион-ность должна базироваться на изучении тенденций национального развития, мотивации и направления деятельности основних субъектов этнополитики, на учете степени обостре-ния конфликтных ситуаций, особенностях этнопсихологии населения, традиций и т. п. (639)
Одной из важнейших задач этнополитики является зашита прав человека. Национальные права относятся к числу неотъемлемых прав личности. Однако они не индивидуальны, как, скажем, политические, гражданские и др. Это связано с тем, что каждый отдельный человек может реализовать свои национальные права не иначе, как че-
рез коллектив, то есть через определенную этническую общность. К таким правам, которые зафиксированы в документах международного сообщества и реализуются демократическими государствами, принадлежат:
- право на этническую идентичность, сохранение и развитие своей этнической самобыт-ности, этнокультурной среды. Государство обеспечивает для этносов возможность свободного развития национальной культуры, пользования родным языком, вероис-поведание традиционной религии, удовлетворение национальных обычаев, обрядов и др.;
- право нации, народа на самоопределение, которое, в зависимости от конкретных условий, осуществляется в различных формах: образование независимых государств; территориальная автономия в границах государства (преимущественно для этносов, про-живаючих на своей этнической территории); национально-культурная автономия (при-мущественно для национальных групц, этническая родина которых находится за предела-ми страны проживания). У представителей инонационального населения сохраняется право на реиммиграцию, то есть на выезд на свою этническую родину или в другие страны;
- право на защиту от дискриминации по национальному признаку. Никто не может быть ограничен ни в каких правах из-за своей национальной принадлежности. Как отдельная личность, так и весь народ в случае дискриминационных действий государства имеет право на полную реабилитацию и компенсацию последствий этих антигуманных действий.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791