logo
Политология-учебникСазонова-хх

1.1. Специфика развития восточной политической мысли

Во II - I тыс.до н. э.в долинах великих рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ развиваются мощные государственные образования - Египет, Вавилон и Ассирия, древнеиндийские и древнекитайские государства. Благодаря необходимости постоянной организации сложного ирригационного хозяйства развитие этих обществ пошло по пути более или менее жесткой административной централизации, что привело к созданию политических структур "восточного" типа. Основными их особенностями являются: во-первых, пирамидальный характер власти и управления; во-вторых, административно-бюрократический контроль основных экономических и символических ресурсов общества; в-третьих, сакральный характер власти и ее персонификаторов.

Социально-политические представления древневосточных обществ соответственно носят преимущественно религиозно-мифологический характер, подчеркивающий божест-венное (небесное и надчеловеческое) происхождение существующих отношений власти и порядка. Мифологическая традиция санкционирует сложившийся порядок и является как бы идеологической основой его существования, «теоретическим» оправданием вечной необходимости его неизменного сохранения.

Легитимность существующих властных отношений господства/подчинения основывается прежде всего на (34) сакральных свойствах правителя, на вере в его магиче-ские (надчеловеческие) способности обеспечивать благоденствие страны и народа. Правитель (фараон, император, царь) не просто вместилище магических сил, единственный интерпретатор божественной воли, он - связующее звено, символ неразрывности мира богов и мира людей, сферы сакрального и сферы мирского. Такой синтез и взаимопроникновение космического и человеческого обеспечивает превращение первичного неуправляемого стихийного "хаоса" в структурированный социальный "порядок". Именно благодаря постоянному воспроизводству такого сакрально-магичес-кого единства власть приобретает легитимность, становится "законной силой", идеологи-чески оправданной, ценностно и морально должной: power (власть - сила) подтверждается authority (властью - авторитетом).

Собственно политические теории (и политические интерпретации) феномена "восточного" государства, которые обрели принципиально новый (рационалистический и демифологизированный) вид, были созданы, пожалуй, только в рамках китайской общественной мысли. Возникшая в первой половине I тыс.до н.э. концепция небесного предопределения или мандата (тян мин) наметила контур примата этической детермина-ции в управлении людьми: право на владение Поднебесной Небо отбирало у порочного правителя и вручало его обладателю высшей благодати или добродетели дэ. При этом концепция небесного мандата не только подорвала господствовавшую до этого веру в безусловность религиозно-сакральной санкционированности существующей власти, но и придала этическому компоненту главенствующее значение в синкретическом комплексе этико-религиозных представлений о мире. Ведущей темой размышлений китайских мыслителей становится проблема гармонизации социального пространства, его больших и малых элементов. Китайская мысль сразу нащупывает основной узел существования восточного социума: деление общества на тех, кто работает, и тех, кто управляет. На первый план выдвигается задача разработки технологии эффективного управления и оптимального администрирования, этической и социальной иерархизации социума, которые способны были бы стабилизировать внутренне конфликтную конфигура (35) цию социальной структуры "восточного" общества. Рационально-прагматическая концептуа-лизация наличного опыта наметила несколько вариантов решения этой проб-лемы, среди которых выделились два базовых (заложивших фундамент политической культуры китайской цивилизации) и два побочных варианта, оказавших дополнительное влияние на китайскую политическую теорию и практику. К первым двум следует отнести полити чес-кие концепции конфуцианства и легизма, а к двум другим - доктрины моизма и даосизма.

1.2. Этико-патерналистская теория Конфуция

Конфуцианское решение проблемы состояло в разработке этико-патерналистской версии деспотического государства. Основатель самого влиятельного направления китайской мысли Конфуций (Кун-цзы, ок. 551 -479 до н.э.) предлагал строить отношения внутри государства аналогично отношениям внутри семейного клана. Государство у Конфуция и выступает как одна большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям. Как и в семье, в государстве младшие подчиняются старшим, старшие заботятся о младших, но теперь разделение проводится не только по родственно-возрастному принципу, но и по месту в социальной градации. Последнее же, по Конфуцию, должно определяться совокупностью морально-этических достоинств человека; справедливость состоит вовсе не в эгалитарном равенстве (Уравнивании того, что не может быть равным никогда), а в том, чтобы лучшие и достойные были наверху, обыкновенные - внизу, первые должны управлять, вторые - работать. Властные отношения господства/подчинения приобретают у Конфуция мораль-но-культурное измерение: социальная стратификация людей становится следствием и иновыражением их соответствующей моральной градации. В чем же состоит принципиальное различие между теми, кто должен быть наверху и управлять, и теми, кто

внизу и подчиняться? В чем главное отличие «достойных людей» (цзюнь-цзы) от "низких людей" (сяо-жэнь)? Ведь это отнюдь не социальное (благорожденный – простолюдин) и не экономическое (36) тый - бедный) противопоставление. Главное состоит в том, что "достойный человек руководствуется долгом, низкий человек - выгодой". Поэтому стабильное общество возникает лишь тогда, когда моральная дифференциация совпадает с дифференциацией социальной - достойные оказываются наверху, низкие - внизу.

Этические нормы семейно-клановых отношений (чувство родства жэнь, долг и, правила вежливости ли) у Конфуция универсализируются и распространяются на общество в целом. Перенесенное на общество чувство кровного родства жэнь превращается в "человеколюбие", которым теперь объединяется не только семья, но и социум в целом. Понятие долга и, обозначающее исполнение обязанностей младшего по отношению к старшему и наоборот, превращается в понятие "справедливости". Наконец, правила вежливости ли превращаются во всеобщие "правила ритуалов", которые не только предписывают каждому то или иное действие в соответствии с общественной градацией, но и детально регламентируют и нормируют форму этого действия. Четко различая статус и функции, права и обязанности старших и младших, высших и низших, правила ритуалов ли выполняют у Конфуция глобально-всеобъемлющую функцию социального контроля и повседневной регуляции поведения любого члена общества.

Поэтому Конфуций считал, что всеобщее соблюдение правил ритуала ли делает ненужным формальный закон, обезличенный текст которого не просто стирал социальные различия между людьми, но и нивелировал морально-культурное неравенство между ними, в принципе неуничтожимое. Только механизм власти, действующий на основе морально-культурной дифференциации общества, закрепленный в системе "правил ритуала", способен, по Конфуцию, обеспечить стабильность социальной структуры общества и успешное управление им.

Политическая философия конфуцианства - умеренно консервативная "мягкая" версия "опекающего" деспотизма, направленная на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества. Универсализация ценностей этики ("руководство народом с помощью добродетели") и ценностей культуры ("внесение в народ порядка с помощью правил ритуала") становится (37) у Конфуция средством наиболее эффективной гармонизации социума в целом.