logo
Политология-учебникСазонова-хх

4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение

Второй блок политических теорий включает в себя различные теоретические конструкции и концепции государствоведения, которые традиционно рассматриваются немецкой политической мыслью в качестве важнейшей и центральной части полити-ческой науки, принципиального фундаментального введения (пролегомен) к более частным эмпирическим исследованиям. Проблематика государства активно прорабаты-вается в рамках нескольких направлений, которые условно можно обозначить как: 1) философию государства и 2) политическую социологию государства.

Первое направление - философия государства - занимается исследованием его нормативных основ в двух основных аспектах: 1) с точки зрения положения индивида по отношению к государству и обществу, политико-философской антропологии; 2) с точки зрения (196) этических и социально-философских принципов организации его как целого, представляющего все общество.

На разработку проблем государства не только в немецкой, но и вообще в современной политической науке большое влияние оказал известный государствовед и видный консервативный мыслитель Карл Шмит (1888 - 1985). Исследуя в серии работ 20 - 30-х годов фундаментальные вопросы функционирования политических явлений, он приходит к выводу о том, что они неразрывно связаны с проведением экзистенциального

различения друзей и врагов: политика, по мнению Шмитта, начинается именно там, где есть "мы" и "они", свои и чужие. Поэтому политические отношения всеобщи и не могут быть отдельной "сферой" общества или сосредоточиваться в какой-то одной ее части: для создания любой органически целостной группы людей необходимо противопоставить ей внешнего врага. Те отношения, общие чувства и переживания, которые связывают всех в противопоставлении кому-то, собственно, и являются основой формирования "политической общности" - она всегда обнимает все общество и совпадает с ним.

Либеральная демократия, развивая обманчивое впечатление о дуализме общества и государства, об особом, независимом существовании политической сферы наряду с другими, допускает опасную "нейтрализацию и деполитизацюо" остальных сфер действия политического (то есть выявления диспозиции своих и чужих, друзей и врагов) в областях религии, культуры, экономики, образования и т. д. В действительности, по мнению ученого, "нет никакой политической ассоциации наряду с другими ассоциациями", есть одно фундаментальное и всеобщее "политическое единство", "политическая общность", которая демаркирует "своих" и "чужих", "друзей" и "врагов" в любой области и сфере социальной человеческой деятельности: от религии до литературы, от экономики до моды или кулинарного искусства; политическая общность, утверждает Шмитт, есть высшее "главенствующее единство, которое есть нечто специфически иное, а по отношению к остальным ассоциациям - нечто решающее" [Шмитт К. Понятие политического // Вопр. социологии. - 1992. -№ 1.- С.49]. (197)

Основная идея К. Шмитта состоит в том, что либеральное "правовое государство" должно уступить место более высокому типу социальности - "тотальному государству", которое станет тождественно самому обществу. Преодолевая это пагубное разделение, "тотальное государство" утверждает субстанциональное единство нации-государства, возникающего из экзистенциальной воли народа к политическому существованию и органической целостности. В качестве высшей "ценностной общности" (Wertgemeinschafl) "тотальное государство" восстанавливает разорванное эпохой Просвещения единство метафизического и политического, государственного и сакрального, гражданского и этического. Гомогенный и прошедший политическое самоотождествление (идентифици-ровавший себя в диспозиции свои/чужие) народ становится способным к политическому действию, которое есть не поддающийся количественной экспликации высший экзистенциальный выбор, вырастающий из глубин народной воли; трансцендентная легитимность этого выбора выше любой позитивной легальности и поэтому приоритетна по отношению к любым установленным правилам и нормам, то есть абсолютна.

Возрожденная К. Шмиттом под новым названием абсолютистская теория Т. Гоббса стала, по мнению многих исследователей, политической формулой диктаторских режимов середины XX века [См.: Медушевский А. Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопр.фшюс. - 1993.- № 10.- С. 17 - 19J. Внастоящее время теория К. Шмитта остается классикой консервативной мысли, одним из фундаментальных источников изучения политического в современной политической философии.

В 50-е годы, полемизируя с К. Шмиттом, Эрнст Френкель попытался заново определить соотнесение общества и государства. В его критике К. Шмитта можно выделить два положения:

1) следует отвергнуть представление о "единой воле народа", которое ставит под угрозу принцип свободы, то есть признание "законности" различия интересов и мнений;

2) однозначно установленной общественной (всеобщей) воли не существует, ее не способно однозначно установить и государство, (198). По мнению Э. Френкеля, задача современного демократического государства состоит скорее в достижении общегражданс-кого консенсуса путем учета и координации множества зачастую противоречивых инте-ресов различных групп населения. Ученый считает, что в плюралистически, а не гомоген-но организованной демократии достижение блага осуществляется через сбалансирование групповых интересов в рамках государства при соблюдении минимальных требований общеобязательного кодекса ценностей.

Современные консервативные теоретики государства (В. Вебер, Р. Герцог, Э. Форстхофф), в принципе уже признавая плюрализм в жизни современного индустриаль-ного общества, делают акцент на опасностях "обобществления" государства, которое все шире используется обществом в качестве инструмента для достижения своекорыстных целей. Превращаясь, по выражению В. Вебера, в "аппарат предоставления услуг", государство оказывается под контролем "олигархических групп господства", к которым он относит политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и прочие группы давления. Государство становится "добычей" групп интересов, пространством игры конкурирующих олигархий, в то время как его призвание как высшей инстанции состоит в интеграции этих групп в целостный порядок, который создает общеобязательную высшую волю, ответственную за все политическое целое. По мнению консервативных теоретиков, все реальные и потенциальные олигархические носители власти (партии, лобби, кланы и другие "группы интересов"), которые беззастенчиво манипулируют государством, должны быть поставлены под его контроль и подчинены его

высшему авторитету.

Несколько иначе оказались расставлены акценты в политической социологии государства, традиции которой восходят к работам Г. Хеллера (1891 - 1933). В них он определил государство как общественное объединение, которое в качестве высшей инстанции обеспечивает упорядоченную согласованность всех общественных действий на определенной территории. Хеллеровское определение возникло как своеобразное развитие идей М. Вебера, который видел в государстве организованное единство обладающих властью и подчиняющихся (199) ей. По Хеллеру, государство это также постоянно самообновляющаяся структура господства, которая упорядочивает общественные акты в определенной сфере и в последней инстанции. Однако, в отличие от М. Вебера, Хеллер делает упор не на функциональную характеристику государства (монополия физического принуждения), а на общее социальное назначение государства, его воздействие на распределение власти и формирование общественной жизни в русле "товарищеского сотрудничества" членов общества.

После Второй мировой войны концепцию Г. Хеллера начал развивать О. Штаммер в своей политической социологии государства. Политическая социология, по его мнению, делает объектом исследования государство как организованный союз господства в его отношении к социальному порядку, то есть изучает проблематику государства в контексте внутренней взаимосвязи всех норм, образцов поведения, институтов и групп, влияющих на политическое волеобразование и политическое решение. По Штаммеру, государство - это политический порядок совместного существования, составляющее ядро политической организации господства и в своих высших органах - форум для принятия верховных политических решений.

Ученый формулирует три функции государства относительно общества: 1) обеспечение порядка; 2) осуществление господства; 3) направление (целеполагание) общественно-политического развития. Таким образом, социальная функция государства, согласно Штаммеру, состоит в том, чтобы гарантировать существующий общественный порядок с помощью созданного государством правопорядка и аппарата господства. Специфический интерес политиче-0ябй социологии государства прежде всего направлен на социальный процесс образования всеобщей государственной воли и факторы этого образования, ибо социальные силы общества имеют различные организационные возможности воздействия на этот процесс. Такова ключевая социологи-

ческая основа проблемы демократии, так как ее нельзя понимать лишь в виде процесса переноса аморфной всеобщей народной воли (через образование большинства и выборы) на государственную волю. По мнению (200) О. Штаммера, современные демократические государства с помощью сформулированного ими же целеполагания пытаются определенным образом выравнивать конкурирующие воли, образуя единую государственную волю с помощью сложной системы многоступенчатых "фильтров".