logo
Политология-учебникСазонова-хх

2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.

Первая половина XIX в. характеризуется кризисом и началом распада феодально-крепостнических отношений в Украине и во всей России. Это обусловливает значительный подъем развития общественно-политической мысли, отражающей происходящие изменения в экономической и социальной жизни.

На особенности развития политической мысли в Украине оказали воздействие российская крепостническая действительность, отраженная в различных общественно-политических воззрениях, западноевропейская политическая мысль, в частности, идеи Великой Французской революции 1789 - 1794 гг., отсутствие самостоятельной государст-венности, раздел Украины между Россией (большинство украинских земель Левобережья,

Слобожанщины, Правобережье, Юг) и Австрийской монархией (западноукраинские земли - Восточная Галиция, Южная Буковина и Закарпатье). Условия для развития политических идей, и прежде всего проблем государственности, в Украине были неблагоприятными.

Новые концепции развития государственности появляются в Российской империи, куда входила и Украина, в начале XIX века, в период царствования Александра I, Идеи либерализма, республиканизма, конституционного строя проникают в Российскую империю еще со времен Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. Носителями этих идей было российское дворянство, в частности, офицеры - участники заграничных походов российских войск. Они могли ближе познакомиться с государственными процессами в Западной Европе. С целью осмысления увиденного на Западе российские дворяне cтали создавать тайные общества. В начале XIX в. они существовали на всей территории Российской империи. Деятельность тайных политических организаций дворянских революционеров тесно связана с Украиной: были созданы и действовали управы в Тульчине, Пол(133)таве и в других городах. Наряду с этим существовали кружки прогрессивной интеллигенции в Киеве, Каменце, Яготине, Харькове и других городах. В1818 г. Новгород-Северско-Полтавское общество издало "Историю Русов" – много-плановое произведение с ярко выраженным государственным политическим подтекстом. Полтавская масонская организация "Любовь к истине" среди своих программных задач на первое место поставила вопрос о формировании украинской государственности.

В 1819 г. в Киеве образовалось Общество соединенных славян, участники которого отстаивали идею федерации славянских республик как союза государств, среди которых важное место будет принадлежать Украине. В марте 1821 г. на заседании Тульчинской управы было решено создать организацию, которая получила название Южного общества. Написанный его руководителем П. И. Пестелем программный документ организации "Русская правда" должен был после военного переворота стать "верным наказом как для народа, так и для временного верховного правления". "Русская правда" предусматривала прежде всего ликвидацию сословий, превращение всех людей в государстве в граждан, равных перед законом. После свержения самодержавия России должна была быть провозглашена республикой. Политические права получали вне зависимости от материального ценза все мужчины, достигшие 20 лет. Верховная власть делилась на законодательную (Народное вече), исполнительную (Государственная дума) и наблюдательную (Верховный собор). "Русская правда" предоставляла всем гражданам свободу слова, печати, вероисповедания, передвижения.

П. И. Пестель считал, что Российская республика должна быть централизованной "единой и неделимой" державой. Федеративное же устройство, по его мнению, привело бы к ослаблению государства. Признавая за всеми народами равные права, Пестель не считал возможным предоставить нероссийским народам право на самоопределение. Несмотря на непоследовательность программы декабристов Южного общества, требо-вания, которые они выдвигали, свидетельствуют об их прогрессивности и демократизме, а в "Русской правде" по (134)лучили дальнейшее развитие проблемы свободы, равенства и новой государственности.

После убийства в 1801 г. императора Павла I и с восшествием на престол Александра I начался период некоторой политической либерализации, что, в свою очередь, создавало условия для развития культурно-политических процессов. Положительную роль в этом сыграло открытие в 1805 г. первого в Украине Харьковского университета, основателем которого стал В. Н. Каразин. Среди четырех отделений университета было и этико-поли-тическое, немало сделавшее для подготовки специалистов в сфере политических знаний.

Состав преподавателей этого учебного заведения был разнообразен: часть профессоров приглашалась из стран Западной Европы (в первую очередь из Германии), а

также из Москвы. Немецкие ученые принесли с собой передовые на то время идеи немецкой политической философии - идеалистов Фихте, Шеллинга, Гегеля, романтиков братьев Шлегелей, немецкой политической истории, в частности, идеи Л. фон Ранке.

Одним из видных представителей немецкой шеллингианско-романтической идеоло-гии в Украине был И. Я. Кроненберг (1788 - 1838) - профессор и ректор Харьковского университета, автор многих работ по эстетике и философии. Труды этого ученого способствовали распространению в Украине идей Шеллинга и братьев Шлегелей. Концепции Гегеля популяризировал профессор М.М.Лукин (1809 - 1844). Последователем И. Я. Кроненберга и М. М. Лукина бьи первый украинский политолог (а не только историк) Н.И. Костомаров (1817-1885), который исследовал украинскую государственную жизнь, опираясь на достижения европейской науки. Н. И. Костомаров одним из первых в украинской политической мысли раскрыл в общих чертах политическую доктрину и изложил базисные положения о происхождении власти и ее характере. Он отметил положительные и отрицательные черты, на его взгляд, политических устройств и сформулировал политический идеал - федеративно-конфедеративное славянское государство. Н. И. Костомаров - не только ученый, но и практик, один из идеологов и создателей Кирилло-Мефодиевского общества. (135)