logo
Политология-учебникСазонова-хх

2.1. Общие черты американской политической науки

Особенностью развития политической науки США является ее ярко выраженная эмпирическая направленность, упор на социологические и социально-психологические методы и подходы. Систематическое применение в ее рамках эмпирических методов исследования различных аспектов политической власти и политического поведения стимулировало бурный взлет доминирующего и самого влиятельного направления американской политологии - политической социологии. Концептуальной основой интерпретации данных эмпирических исследований стала новая аналитическая перспектива "реалистической" политической науки, разработанная в трудах М. Вебера, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса. Результатом эмпирического и теоретического планов анализа стало рождение целого ряда новых исследовательских парадигм ("политической системы", "политической культуры", "полиархии", "модернизации" и т. д.), которые позволили поднять уровень осмысления политических феноменов на качественно более высокую ступень. (175)

Политико-социологическая ориентация политических исследований в США восходит еще к первой четверти XX в., когда обнаружилась недостаточность традиционных нормативно-юридических и сравнительно-исторических методологий при анализе таких явлений политического процесса, как соперничество различных ветвей системы государственного управления, общественное мнение и его влияние на политику, воздействие на политический процесс "заинтересованных групп" и т.д. Некоторые политологи и государствоведы (В. Вильсон, Ч. Бирд, Л. Лоуэлл, Г. Форд, А. Харт, Ф. Гуднау и др.) попытались в этой связи обратиться к помощи научных дисциплин, изучавших реальные социальные структуры и процессы, и прежде всего к быстро разви-

вающейся социологии и психологии.

Наиболее выпукло новые тенденции анализа политической жизни проявились в работе Артура Бентли (1870-1957) "Процесс правления" (1908), которая обычно рассмат-ривается как первое политико-социологическое исследование реальных политичес-ких процессов в США. А. Бентли исходит из того, что деятельность людей, определяемая их интересами, структурируется по тем или иным направлениям с помощью различных "заинтересованных групп". "Каждой группе соответствует интерес, каждому интересу - группа", - таково теоретическое кредо А. Бентли. В ходе политического процесса эти многочисленные группы и подгруппы свободно комбинируются, распускаются и вновь комбинируются в самых разных сочетаниях в зависимости от их внутреннего сцепления и силы влияния. Деятельность заинтересованных групп и их отношение друг к другу рассматривается А. Бентли как постоянно изменяющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил (интересов) на правительство с целью принудить его подчиниться их воле. В этом процессе сильные группы доминируют, подчиняя и заставляя подчиниться более слабые, а само государст-венное управление включает в себя адаптацию, урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами. При этом, по мнению А. Бентли, политическое управление значительно шире различных "официальных" взаимодействий в рамках ин(176)ституциализированных структур, поэтому необходимо эмпирически иссле-довать менее формальные механизмы взаимодействия различных "скрытых" малоинститу-циализированных групп и сил общества. Анализируя политический процесс сквозь призму борьбы интересов различных групп между собой, А. Бентли по сути намечает контур ключевых положений новой "реалистической" (процессуальной) интерпретации теории демократии.