1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
Развитие российской политической мысли Нового времени начинается с разработки различных вариантов учений о "просвещенной" абсолютной монархии, призванной наиболее эффективным образом провести модернизацию общества и обеспечить "общее благо" всех подданных. Первые истоки этих учений восходят, пожалуй, еще к сочинениям Симеона Полоцкого (1629 - 1680) - блестящего выпускника Киевско-Могилянской академии и иезуитской Виленской коллегии, прибывшего в 1664 г. в Москву на должность наставника царских детей. В своих работах мыслитель последовательно обосновывал идеал просвещенного монарха, который, соединив веру с мудростью, правил бы "праведно, свято, щедро, божественно". Только такой правитель, в противоположность жестокому и несправедливому тирану, стойко "хранит правду" и "утверждает ее во всем царстве".
Непосредственное продолжение и развитие эти идеи получили в трудах Юрия Кршканича (ок. 1618 - 1683), родившегося в Хорватии видного деятеля западно-славянской и русской общественной мысли, католика-миссионера, оказавшегося в 1659 г. на службе у русского царя Алексея Михайловича (1661 - 1676 - ссылка в Тобольске, 1678 - покидает пределы России). Среди его произведений выделяется сборник трактатов, известный под названием "Политика" (1663 - 1666), который может рассматриваться в качестве первой попытки специальной разработки науки о политике в России. Следуя аристотелевской традиции, Крижанич делит государства на три правильные - "совершенное самовладство" (монархия), боярское правление (аристократия) и посадское правление (республика), - и три неправильные формы - тиранию, "младовладство" (олигархия) и "общеводство" (анархия). Лучшей формой является "совершенное самовладство", то есть просвещенная абсолютная монархия, которая обеспечивает соблюдение всеобщей справедливости, спокойствие и согласие в народе с вытекающим отсюда безопасным развитием общества и государства. Политический идеал Крижанича выражает просвещенный король-философ, (85) который умело и грамотно управляет государством во имя "всеобщей пользы", заботясь в первую очередь о мире, благополучии и процветании своих подданных. Противоположностью такого правления является, по Крижаничу, "людодерство", то есть тираническое правление во имя личных интересов, а не блага народа. Главной и основной гарантией против превращения "совершенного самовладства" в "людодерскую" тиранию является, кроме короля-философа на троне, при-
нятие и соблюдение хороших законов, которые обязательны не только для подданных, но и для правителей. Важным элементом этой системы законов должна, была быть нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, - правовое закрепление как политико-экономических прав каждого из сословий, так и их обязанностей по отношению к обществу. При этом "слободинам" (свободам) отдельных, преимущественно торгово-промышленных сословий и городов, по Крижаничу, предоставлялись определенная самостоятельность и права самоуправления в ведении всех своих дел. "Политика" Ю. Крижанича - выдающееся явление российской жизни XVII ст., первый обширный и подробный трактат по политической науке в России. По своему духу и развиваемым идеям "Политика" представляет собой своеобразную демократическую (по меркам тогдашней эпохи) версию абсолютистской государственности, намечающую пути "мягкой" модернизации общества на основе широкого социального консенсуса. В этом смысле "наука о политике" Крижанича продолжает соответствующую тенденцию развития русской средневековой политической мысли.
Радикальная и насильственная "европеизация" российского общества, осуществленная в конце XVII - в начале XVIII ст. в ходе преобразований Петра I, перевернув Россию, обозначила, однако, совершенно иную, более жесткую и конфликтную модель протекания модернизации: во-первых, главным и основным проводником модернизационных процессов выступило государство, что еще более закрепило уникальную роль государственного начала в жизни страны; во-вторых, домини-
рующей парадигмой модернизации стали преобразования "сверху", то есть реформационные преобразования, исходящие от правящей элиты, "господствующего клас (86)са", роль же импульсов "снизу", со стороны различных подсистем гражданского общества оказалась минимальной; в-третьих, динамика модернизации (и общественной эволюции вообще) стала определяться прежде всего изменениями самой правительственной политики (борьбой реформаторов и консерваторов внутри правящей группы), но никак не динамикой социально-политической борьбы в самом обществе. Поэтому те пружины социально-экономической и политической модернизации общества, которые в Европе нового времени были связаны с постепенным вызреванием предпосылок гражданского общества и правового государства органичным путем "снизу", в России оказались закрепленными за машиной военно-бюрократического государства, которое лишь в духе времени рационализировала и осовременила исходный византийско-азиатский архетип развития, заложенный в эпоху Московского царства.
Поэтому совсем не случайно то, что в ходе петровских преобразований, нацеленных на установление в стране военно-деспотического варианта абсолютизма, были востребо-ваны прежде всего патриархально-деспотические варианты теории абсолютистского госу-дарства, развиваемые в трудах главы "ученой дружины" Петра I Феофана Прокопо-вича (1682-1736). Опираясь на классические теологические доводы о сакрально-божест-венном происхождении царской власти и на новейшую аргументацию теоретиков "естественного права" и "договорного" происхождения государства, Ф. Прокопович попы-тался как бы с двух сторон, комплексно обосновать неограниченность власти российского самодержца. Обосновывая концепцию абсолютного характера такой власти, Ф. Прокопович при этом также использует тезис о патриархальном происхождении монархического господства: как неограниченный характер имела в догосударственном состоянии власть отца в семье, так и в государстве - большой семье - власть государя абсолютна и не ограничена.
Передавая всю полноту власти своему "новому" отцу - монарху, подданные тем самым навсегда отказываются от каких-либо прав и свобод; как и дети, они должны "без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить". В патерналистской логике Ф. Прокоповича, собственно, в свободе подданных нет (87) и никакой нужды, ибо единственным легитимным носителем "общего блага", выразителем и гарантом общих интересов (а следовательно, и интересов каждого) является "царь-батюшка" (или, как звучала официальная титулатура Петра I, "Отец Отечества"). Именно такая абсолютная власть, по мнению Ф. Прокоповича, в наибольшей степени отвечает огромным размерам территории и характеру Российского государства: уникальные условия последнего делают невозможной эффективную реализацию любых других возможных "образов высочайшего правления" - например, аристократии, потому, что она превращается в узкокорыстный олигархический сговор немногих и раскалывается из-за столкновения разногласных интересов; демократии же "вредительное многоначалие" приводит к тому, что в ней "часто бывают мятежи и смуты народные", кроме того, она может существовать только в небольших государствах. Теория Ф. Прокоповича развивает патерналистско-бюрократи-ческий вариант неограниченной монархии на новом витке эволюции, логически продол-жающей (уже с помощью доводов не только божественного, но и естественного права) авторитарно-деспотическую линию разработки сущности самодержавной парадигмы, начатую мыслителями русского средневековья.
Более мягкую версию абсолютистской государственности выдвигает видный государственный деятель и историк Василий Никитич Татищев (1686 - 1750). На основе использования теории естественного права им предложена оригинальная концепция происхождения государства и социального неравенства. По его мнению, естественный закон предполагает вольность человека, которая, однако, должна реализовываться с "разумом и рассуждением", то есть в социальном взаимодействии требует своего некоторого ограничения: "Воле человека, - отмечает Татищев, - положена узда неволи для его же пользы". По его мнению, эта "узда" бывает трех видов: "по природе", "по своей воле", "по принуждению". Первая узда означает подчинение своим родителям, ее разновидностью как раз и является монархическая власть. Вторая узда основывается на договоре, из которого проистекает, например, подчиненность холопа или слуги. "Договорный" тип подчинения носит двусторонний характер, его разновидностью являются "общенародия, или республики", (88) в которых "общее благополучие собственному предпочитается". Третий вид узды - это насильственное лишение воли в "рабстве или невольничестве", - является противоестественным. Следуя аристотелевской классификации государственных форм, Татищев, как и Прокопович, считает, что в России невозможна ни демократия, ни аристократия: первая эффективно осуществляется лишь в небольших городах-государствах или небольших общностях, вторая - в островных (или хорошо изолированных от вторжения извне) государствах с традицией соблюдения законов без принуждения и жесткого страха; Россия же, Франция или Испания, "как великие государства, не могут иначе правиться, как самовластием". При этом, по мнению Татищева, в силу "естественного закона", монархическая власть должна утверждаться "согласием всех подданных, некоторых персонально, других через поверенных", кроме того, вполне допустимо, что некоторые законодательные функции могут быть доверены "другим в законах довольно искусным и отечеству бескорыстно верным". Концепция В. Н. Татищева, по сути, намечает пути постепенной и осторожной адаптации военно-деспотической модели абсолютистской государственности к потребностям пробуржуазного развития страны: она создает теоретические предпосылки постепенного вызревания идей "дворянского конституционализма" второй половины XVIII - начала XIX в., в которых разрабатывался вопрос о "вспомогательных" органах управления, формирующихся на выборной основе и позволяющих дворянству через своих представителей как-то влиять на разработку и принятие монарших решений.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791