3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
Корни украинского консерватизма как политического течения берут свое начало в период гетманщины. Главное его содержание - сохранение традиционных форм государственного правления и жизнедеятельности общества. Проявления украинского консерватизма имели место и в последующие периоды XX в. Известными представителями украинского консерватизма в эмиграции были профессора В. Липинский, С. Томашивский, В. Кучабский. Центральное место в исследованиях этих ученых занимали: во-первых, анализ украинской государственности с точки зрения монархических традиций в истории Украины; во-вторых, обоснование мысли о необходимости и правомерности монархического государства для Украины в современных условиях.
Консервативные идеи В. Липинского (1882 - 1930) были связаны с созданием независимого украинского государства с формой правления – наследственной монархией. В центре его исследования были взгляды Б. Хмельницкого на процесс создания украинской государственности. Б. Хмельницкий утверждает гетманство по наследству. В 1657 г. казацкий съезд в Чигирине утвердил 16-летнего Юрия Хмельницкого наследствен-
ным гетманом. По мнению ученого, это был шаг к утверждению монархии.
Взгляды В. Липинского относительно форм монархической государственности не были постоянными. Его в конечном счете не устроила идея дуалистской монархии. В последние годы своей жизни он пропагандирует идею парламентской монархии по образцу английской, определенные изменения вносит и в систему государст (157) венного политического управления парламентской монархией.
В парламентской монархии олицетворяет государство "наследственный гетман". Он отвечает за свои поступки только перед Всевышним и самим собою. Он суверенен и не имеет никаких правовых ограничений. Гетман выступает гарантом политической стабильности в обществе. Гетманская управа - исполнительный орган. Члены ее назначаются гетманом по согласованию с Советом присяжных. Классократическое представительство - законодательный орган. В него избираются наилучшие представители от купеческих, рабочих, крестьянских, учительских и других советов.
Следовательно, будущее государство, по мнению В. Липинского, должно опираться на три независимые ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В его концепции украинской государственности в новое время предпочтение отдавалось классократии. По мысли ученого, классократия - это равновесие между властью и свободой, сильная и стабильная государственная власть, четкая классовая структура общества и сотрудничество классов под руководством национального правящего слоя. Таково, по В. Липинскому, идеальное устройство общества.
Демократическую республику как форму государственного управления В. Липинс- кий называет политической бутафорией. Однако при этом саму идею создания демокра-тического общества в Украине при предварительном прохождении монархического этапа он не исключает.
Заслуживают особого внимания сегодня политические идеи В. Липинского, касающиеся территориального патриотизма украинской нации – пробуждение чувства солидарности между всеми постоянно проживающими на украинской земле, независимо от их этнической, религиозной, политической, организационной и другой принадлежности. Эту очень важную мысль он связывал с будущим украинской государственности. В. Липинский писал, что дело украинской государственности всегда губило отсутствие единства между украинцами.
Политические взгляды В. Липинского о будущем украинской государственности во многом разделял и (158) С. Томашивский (1875 - 1930). Однако консервативные идеи последнего отличались от консерватизма В. Липинского. В частности, С. Томашивский не проводит четкого разграничения между монархической и республиканской формами правления, не отождествляет демократию с республикой. Его консервативная концепция зиждется на клерикальной монархии, которая объединяет элементы католицизма, консерватизма и прагматично-релятивистской философии Джеймса и Шпенглера.
Особой также является позиция Томашивского относительно образования украин-ского государства. Если М. Грушевский находил истоки первого украинского государства в Киевской Руси, а В. Липинский - в казацко-шляхетском государстве Б. Хмельницкого, то С. Томашивский считал первым украинским государством Галицко-Волынское княжество XIII - XIV веков. Все свои политические концепции ученый строит на трех критериях исторического развития: земля, нация и государство. Землю С. Томашивский рассматривает как географическую целостность, игнорируя тем самым этнический характер отдельных частей Украины. Процесс образования украинским племенем своей территории - это долгая и жестокая борьба оседлой земледельческой культуры против кочевого варварства. Второй критерий исторического развития - нация. Процесс создания и формирования украинской нации С. Томашивский считал результатом окончательного распада восточного славянства, или русской группы, на отдельные современные народности: украинскую, московскую и белорусскую. Третий критерий исторического развития, по С. Томашивскому, - государство. Ученый считал, что после окончательного распада Киевского Варяго-Русского государства образовывается новое Галицко-Волынское княжество, которое по существу объединяет уже не только украинские земли. Он называет князя Романа творцом первого украинского государства, основой которого стала Галиция.
В создании нового будущего украинского государства С. Томашивский видел особую роль Галиции и униатской церкви, украинского консерватизма, объединяющее начало национальной идеи и европеизации украинского движения с опорой на собствен-ные силы (особенно (159) в Галиции) и традиции. Консерватизм С. Томашивского проявился и в том, что он основные причины поражения украинской интеллигенции в создании украинского государства в 17 - 20-х годах XX в. видел в обращении ее к республиканским и демократическим формам правления, которые, по его мнению, не имели традиций в истории украинского народа.
В названный период в Украине сменилось несколько форм национальной государственности. Сначала Центральная Рада принимает I Универсал, в котором провоз-глашалось, что главной целью всех сознательных сил является создание свободной Украины. Одновременно определялась невозможность отделения Украины от России. II Универсал легитимизировал статус Генерального Секретариата Украины как краевого органа исполнительной власти. III Универсал провозглашает образование автономной Украинской Народной Республики в составе единой Российской Республики. А 21 января 1918 г. Центральная Рада издает IV Универсал, который провозглашает Украину самостоятельной Народной Республикой, и на протяжении четырех месяцев осуществляются практические меры по формированию парламентско-республиканской формы правления. Однако гетмановский.переворот начинает второй, гетмановский, период развития новой украинской государственности, что и делает невозможным реализацию решений IV Универсала.
Перейти к республике и демократии С. Томашивский считал возможным только через монархию. Интересную мысль высказал ученый относительно политической и моральной ответственности национальных кормчих за их поступки, методы и последствия деятельности, предлагая даже принять соответствующий закон. Основы формирования будущего украинского государства С. Томашивский видел в политической автономии западноукраинских земель, собственном законодательстве, армии, образовании. Автономия основывается на традициях украинского народа Галиции, в частности, на монархических традициях Галицко-Волынского княжества. Учитывал он также влияние Австро-Венгерской монархии и польской республики. Образцом для Украины С. Томашивский считал английскую парламентскую монархию, а на местах - самоуправление. (160)
Значительное влияние на развитие консервативного направления в украинской эмигрантской политической мысли оказалА. Кучабский(1895 - 1945). В основу его политических взглядов легла история украинской государственности периода национально-освободительной борьбы украинского народа на рубеже 20-х годов XX в. Он не верил в демократические силы и считал, что аристократия и, прежде всего, земельные собственники, способны создать украинское государство. Демократия, говорит В. Кучабский, стала в оппозицию к гетманщине. Последняя не смогла утвердиться, ибо не имела за собой народа, народной стихии. Свою консервативную позицию ученый строит на привлечении людей военного духа к организации и созданию украинской государственности. Эта концепция получила название "позитивный милитаризм". В. Кучабский ситал, что проблему образования украинского государства может решить не этническое объединение украинцев в границах чужого государства, а формирование действительного "психологического состава" нации в каком-либо одном месте ее проживания. Этим местом может быть Галиция, Киевщина и т. д. По мнению ученого, основой создания государства является не техническая организованность народа, а его духовность. В. Кучабский выдвигает программу украинского консерватизма, в которую включает: отрицание исторического анархизма украинских верхов как необходимого условия для выработки в них умения овладеть анархизмом социальных и национальных низов; сосредоточение усилий на повышении образованности и совершенствовании воспитания молодого поколения; возрождение у остатков старой аристократии духа патриотизма, любви к родной земле, к духовным ценностям Украины; поиск в народе людей с врожденным шляхетским духом.
В Кучабский подчеркивает мысль о верховенстве государства над обществом.
Таким образом, украинские ученые-эмигранты консервативного направления исповедовали различные взгляды об истоках, путях и формах создания будущего украинского государства. Однако у них было и немало общего. И прежде всего это - критическое отношение к либерально-демократическим концепциям, абсолютизация роли государства в обществе, поиск новых мето (161)дов организации государственного строя и общественных отношений. По их мнению, все проблемы украинской государственности могут быть успешно решены только при создании суверенной независимой Украины, где единым общим признаком для людей различного происхождения, различных религий и языков станет государственная принадлежность к Украине.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791