logo search
Политология-учебникСазонова-хх

1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве

Украинское национальное возрождение продолжалось в XVIII в. Оно было обусловлено политическим, социально-экономическим и культурным положением украинского народа, а также изменениями в общественно-политической и экономической жизни в России вообще. Сердцевину политических концепций просветительства составили антикрепостнические и антисамодержавные идеи. Особое место в духовной жизни того периода принадлежит таким просветителям, как Г. Сковорода, Я. Козельский, С. Десницкий, В. Каразин, П. Лодий и многие другие.

Известный философ, гуманист, поэт и просветитель Г. Сковорода за бескомпромиссное осуждение социального зла и конкретных носителей социально-политического насилия заслужил глубокую любовь народа. Отстаивая интересы людей труда, он решительно протестовал против всех видов несправедливости. Свою главную цель Г. Сковорода видел в том, чтобы разбудить народ, помочь ему осознать себя как активную творческую силу в обществе. В своих произведениях мыслитель отстаивал интересы трудового народа и его права, честь и достоинство. Г. Сковорода мечтал о справедливом обществе, путь к которому лежит, по его мнению, через просвещение и моральное совершенствование человека. Создав оригинальную теорию "сродности", он хотел понять с ее помощью причины конфликтов в обществе и сформулировал концепцию нового мировоззрения. Свой социальный идеал Г. Сковорода видел в обществе, (130) формой правления которого будет республика, основанная на справедливости, равенстве, дружбе, где каждый человек сможет трудиться и приносить пользу себе и обществу. В этом обществе будут существовать законы, которые обеспечат свободу всем гражданам, независимо от материального положения, пола, расовых и религиозных различий, никто не будет препятствовать гражданам занимать посты даже в высших органах власти, государственный аппарат будет демократичным.

Понимая, что общество представляет собой совокупность взаимосвязанных людей и что именно их деятельность образует облик и содержание социума, он первоочередное внимание уделял человеку, его сущности. Осмысление своих потребностей, интересов, объективной реальности становится предпосылкой творческой деятельности человека, в которой свобода приобретает значение необходимого условия жизни каждого индивида

Г. Сковорода был убежден: если во всех странах мира люди будут свободными и утвердится принцип "сродности" труда, то на земле воцарятся общее братство и справедливость. Путь к идеальному обществу, где все равны, он видел в воспитании и самовоспитании.

Развивая концепцию "естественного права", украинские просветители выдвигали тезис, в соответствии с которым справедливы лишь те государственные законы, которые основываются на "естественных правах" человека. С таких теоретических позиций они рассматривали вопрос о противоречиях между "естественными правами" человека и феодальной системой, что порождало потребность реформирования, изменения, перестройки общества на основах разума, или природы.

На этой основе украинские просветители развивали мысль о том, что правовое учение и мораль являются основными факторами совершенствования человека и общества.

Важное место в просветительской идеологии занимала договорная теория государства и общества.

Украинские просветители Я. Козельский, В. Капнист, П. Лодий, В. Каразин были радикально настроены, однако они считали нежелательным использование революцион-ных методов преобразования общества, а стре (131)мились использовать мирный путь его развития. Образование и моральное осуждение общественностью деспотических порядков - вот средства борьбы за утверждение общественного договора, подчеркивали они.

Просветители выдвигали свой идеал общественного прогресса на основе идей свободы, равенства и собственности. Эти требования были положены в основу концепции переустройства государственно-политического строя. Позиции, взгляды просветителей имели свои особенности, однако все они сходились на том, что решающую роль играют законы, которые направлены на достижение общего блага. При этом для них не имела особого значения государственная форма правления - монархия, республика или само-державие, только бы были разумные, легитимные правители. В частности, Я. Козельский был склонен к республиканской форме правления, так как только она является базисом всех человеческих добродетелей и законодательства. Он считал, что возможна и монар-хическая форма правления, но основанная на законах, направленных на общественное благо. В своей программе преобразования государства С. Десницкий, хотя и не ограничивал серьезно монарха в осуществлении законодательной власти, все же выдвигал, требование укрепить орган народного представительства - сенат, члены которого должны были пользоваться равными правами и отстаивать общенародные интересы. Сенат как орган народного представительства должен избираться из числа земледельцев, купцов, ремесленников, духовенства и представителей интеллигенции, которые должны защищать общественные интересы. С. Десницкий требовал независимости и несменяемости судей, равенства всех перед судом, а также введения суда присяжных, внедрения местного самоуправления. В. Каразин считал государственным идеалом монархию, которая, руководствуясь обязательными законами, гарантировала бы всем право "наслаждаться целиком жизнью".Этой же мысли придерживался и П. Лодий.

Итак, просветительская мысль в Украине развивалась в русле требований общест-венно-политической жизни своего времени, осмысления наиболее острых и наиболее важных проблем. В центре воззрений просветителей был человек как самоцель. (132)