logo search
Политология-учебникСазонова-хх

2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности

Двигаясь в русле обозначенных А. Бентли аналитических задач, "чикагская школа" политической науки (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл) в 20 - 30-е годы развивает принципиально новую, бихевиоралистскую парадигму политических исследований, сущность которой состоит в изучении эмпирически наблюдаемого человеческого поведения в институтах, группах и политическом процессе в целом. Для этого в качестве научного метода из экспериментальной психологии была заимствована идея изучения поведения людей с помощью анализа их установок (attitude), которые можно было выявить и даже измерить с помощью анкет и интервью. По мнению сторонников нового направления, это открывало путь к выяснению различных намерений и мотиваций, лежащих в основе фактического поведения как отдельных людей, так и целых групп. По классическому определению основателя и ведущего ученого этого направления Гарольда Лассуэлла (1902 - 1978), сформулированного им в этапной работе "Политика: кто получает что, когда и как" (1936), новой задачей политической науки становится "изучение влияющих и находящихся под влиянием" [См.: Оберемко О. А. Чикагская традиция и политическая наука Гарольда Лассуэлла // Социол. журн. - 1994.- № 1].

Бихевиорализм достаточно быстро завоевывает широкую популярность и после Второй мировой войны превращается в ведущее направление политической науки СИТА. "Бихевиоралистская революция" 50 - 60-х годов коренным образом изменяет содержание и методологию политических исследований: центром анализа теперь становится не государство, а политическая власть и политический процесс. От изучения формаль (177) ных институциональных структур политическая наука переходит к исследованию более широкого спектра общественных отношений и связей, отодвигаемых на задний план или вовсе игнорируемых традиционной политологией: изучению выборов и общественного мнения, политической социализации и политического рекрутирования, политических партий, неформальных групп давления, политического лидерства элит. В методологичес-ком плане бихевиорализм опирался на заимствованные из точных наук модели, теории и методы исследований. Одновременно политическая наука под его воздействием установила тесные междисциплинарные связи с другими социальными дисциплинами - культурной антропологией, психологией, историей и т.д.

Эмпирические исследования власти и политического поведения, а также теории "среднего уровня" со второй половины 50-х годов дополняются разработкой в рамках бихевиорализма общих теоретико-методологических проблем. В основу таких более общих макротеорий были положены идеи системного и структурно-функционального анализа Талкотта Парсонса (1902 - 1979). Среди них следует выделить прежде всего три глобальные концепции, ставшие фундаментом современной политической социологии: теорию "политической системы", разработанную Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем; теорию "политической культуры", предложенную Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.; теорию "модернизации", связанную с именами Д. Аптера, С. Хантингтона, Э. Шилза, С. М. Липсета, Ф. Риггеа и др. Каждая из них будет специально охарактеризована в дальнейших главах, а мы остановимся на перипетиях одного, но самого важного и сквозного для всей политической теории сюжета - становлении постклассической теории демократии и полемике вокруг нее.