3.1. Основные условия эффективной реализации власти
Реализация власти - стержневая проблема науки о политике. Она, так или иначе, раскры-вается почти во всех разделах книги, поэтому здесь наша задача довольно скромная и состоит в обозначении этой проблемы, перечислении и простой интерпретации основных условий ее решения. Это необходимо не только для достижения определенной завершен-ности рассмотрения проблемы власти, но и в связи с тем, что предыдущий анализ фено-мена власти может вызвать одностороннее представление о ней как о чем-то исключи-тельно положительном. В действительности это не так. Политическая власть достаточно жесткое и противоречивое явление. Она далеко не всегда эффективна, что, по-видимому, и является основанием живучести анархистских концепций. И совсем не случайно большой знаток демократической политики и власти Дж. Сартори в работе "Пересмот-ренная теория демократии" в качестве эпиграфа к четвертой главе приводит следующее высказывание Гельдерлина: "То, что всегда превращало государство в ад на земле, в действительности было попыткой превратить его в рай" [SartoriG.TheTheoryofDemocracyPrevised. - Chatom House. - P. 38].
Власть не всегда реализуется явно. Ученые различают очевидную власть и скрытую власть. Очевидная основывается на действии со стороны субъекта А над субъектом Б, в результате чего Б делает то, чего хочет А. При скрытой власти Б выполняет то, что хочет А не потому, что А требует этого, но потому, что Б знает: А хочет выполнения этого, или по каким-либо другим причинам. Примечательно, что скрытую власть трудно наблюдать и анализировать, так как не всегда можно установить, была она использована или нет.
Оценки и выводы относительно власти чаще осуществляются посредством анализа принимаемых реше(257)ний, путем так называемого десизионализма [decision - англ.) - решение], когда решения призваны устранить или предотвратить конфликт иля какую-либо напряженную социальную ситуацию. Однако с целью всестороннего анализа власти политологи применяют такое понятие как "non-decision" ("не-решение"). Оно отражает ту реальность, когда властное воздействие осуществляется не путем принуждения, принятия решения, а посредством символов, традиций и т. д. Отношения власти, следовательно, могут возникнуть в результате бездействия (непринятия властными структурами определенного решения, чаще всего сознательно) или неучастия определенных социальных сил (бизнеса, например). "...Бездействие или отсутствие участия, - пишет Р. Кинг, - может означать верховную власть - способность сделать так, чтобы с их интересами считались без предпринятая каких-либо действий". По словам Фридланда, "политическая власть может быть молчаливой".
Наиболее показательным примером здесь может быть бизнес. Правительственные чиновники, принимающие решения, исходят из того, что "поддержание бизнеса неиспорченным" аксиоматично для эффективного создания политики. Бизнес влияет на политику своими потенциальными возможностями, посредством экономических ресурсов. Это труду всегда необходимо действовать, соединяясь в профессиональные союзы и т. п. Власть капитала зачастую остается безмолвной, тогда как труд постоянно должен "голосовать свои интересы".
В самом общем виде эффективность реализуемой власти - это ее результативность, то есть степень воплощения ею тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои - элиты. В более конкретном представлении эффективность власти определяется в следующих основных параметрах: во-первых, тем, как обеспечивается высшее право в обществе - права человека, какова степень его свободы и суверенности; во-вторых, в чем содержательно заключаются главные функции власти - в непосредственном воздействии на людей и вещи (тоталитарные государства) или на все виды общественных отношений (правовые государства), причем (258) имеется в виду создание режима благоприятствования для оптимального саморазвития; самодвижения этих отношений; в-третьих, каков уровень моральной поддержки существующей власти со стороны граждан, то есть ее легитимностъ. Последняя, правда, не только характеризует эффективность власти, но и, в свою очередь, является важнейшей доминантой ее оптимальности.
Сказанное о власти свидетельствует, что ее эффективность - величина не постоянная. Она зависит как от общих социокультурных условий развития общества и его государства, так и от вполне конкретных факторов, действующих в каждом данном обществе. К числу их относятся: 1) наличие (или отсутствие) материальных и моральных ресурсов власти; 2) степень демократичности политической власти; 3) границы применения власти, К этим факторам, хотя и с определенными оговорками, можно также отнести и те, которые обусловливают в целом эффективность политики, а именно: информированность, своевременность, слаженность и отзывчивость.
О первом из названных факторов - ресурсах власти (их конституирующей сути и типологии) мы уже говорили. Теперь осветим иной аспект проблемы - социальный срез зависимостн власти от ресурсов. Власть нуждается в ресурсах. Как метка заметил один из лидеров СДПГ Оскар Лафонтен, сама свобода "нуждается в материальной основе" [Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире.- М., 1990,- С. 74]. Роль материальных ресурсов многогранна. С одной стороны, она заключается в том, что власть встречает подчинение граждан в обмен на материальное вознаграждение (реализуется практически), с другой – в том, что бедные люди неспособны с необходимымпониманием относиться к власти, а бедное общество неспособно эффективно ею распоряжаться. Для этого нужен тот самый "средний класс", который, не будучи обременен постоянными думами о хлебе насущном, в состоянии обеспечить оптимальное политическое устройство общества. О другой стороне ресурсного фактора власти - моральной - речь пойдет дальше.
Такой фактор оптимальности власти как демократия не только важен в ряду других, но и чрезвычайно многосторонен. В интересах глубокого и системного из(259)ложения материала он будет освещен отдельно. Здесь же укажем только на некоторые грани демократии, которыми она непосредственно обусловливает оптимальную реализацию властных отношений. В самом общем виде демократия - такой политический порядок, при котором управляющее меньшинство действует от имени всего или большинства народа и им же контролируется. Демократия - не цель, а средство, утилитарное приспособление для защиты социального мира и свободы личности. Справедливости ради отметим: как феномен социального управления она довольно сложна, противоречива и дорогостояща. Порой даже высказывают мысль, что авторитарное управление более эффективно. Однако весь ход истории показывает обратное, демократическое правление оказывается более оптимальным по сравнению с авторитарным, в том числе и его крайними проявлениями - абсолютизмом и тоталитаризмом.
Существуют главные рычаги, делающие демократическую власть эффективной. Первый - это разделенность демократической власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Монополизация власти - как в смысле концентрации в одном центре этих трех функциональных видов, так и сосредоточения в одних руках политической, экономической, социальной, духовно-информативной и принудительной власти - хотя и может на определенное время обеспечить ее эффективность, но в истории-ческом плане делает ее нежизнеспособной. Деление власти на три ветви гарантирует ее от узурпации и обеспечивает эффективную реализацию. Второй рычаг - властное гос-подство в обществе не отдельной личности, а закона, а также равенство граждан перед законом. Власть закона защищает общество от возможной субъективистско-волюнтарис-тской деятельности правителей, способной нанести ему большой ущерб. Формальное равенство (равенство перед законом), характеризуемое в марксизме не иначе как "узкий горизонт буржуазного права" и содержащее заведомо негативное отношение к нему, в действительности обеспечивает гражданам равные стартовые условия жизнедеятельности, чем делает ее весьма эффективной. Третий рычаг - сочетание демократической власти
принуждения как силового господства и принуждения как осознанного подчинения граждан закону. Здоровое (260) общество - об этом свидетельствует многовековой опыт - невозможно построить только на одном насилии или на одних позитивных стимулах. Демократическая власть тем и отличается от авторитарной, что соблюдает меру в соотношении позитивных стимулов и силового принуждения. В этом, собственно, и состоит смысл политики.
Проблема границ власти - в том, что в процессе реализации отчетливо выявляется тенденция к ее накоплению. Одни властные субъекты стремятся к расширению своих функций, удовлетворяя честолюбивые замыслы, наслаждаясь возможностью повелевать, контролировать поведение сограждан. Другие - видят в этом средство к обогащению, ибо власть как ничто другое легко переплавляется в собственность. Доступ к власти для многих равнозначен доступу к богатству. Отсюда один из главнейших тезисов европейского политического дискурса: политическая власть не должна быть беспредельной, должна иметь границы. К другим тезисам следует отнести, во-первых, "частные", межличностные отношения, в которых, собственно, и заключается суть подлинных гражданских свобод, как, например, свобода личности от политического надзора и контроля, а во-вторых, пределы компетенции носителей власти.
Частная жизнь и межличностные отношения в демократических обществах, если и подлежат определенному воздействию, то оказывает его не политическая власть, а гражданское общество, в котором формируются нормы и требования к этой сфере жизни. Степень компетентности властных субъектов стала резко возрастать в странах Европы примерно с середины прошлого столетия вместе с превращением политической деятельности в своеобразное предпринимательство, когда политика становится платным видом профессиональной деятельности, предполагающей определенные знания и умения. Превращение политики в предпринимательство (М. Вебер) обусловило разделение общественных функционеров на две категории: "чиновников-специалистов" и "полити-ческих чиновников". Первые играют подчиненную роль, реализуя в профессиональной деятельности замыслы и планы вторых. Зато если эти последние при изменении политической ситуации могут быть про (261) нзвольно перемещены, уволены или "направлены в распоряжение", то первые стабильно находятся на своих местах. К тому же роль чиновников-специалистов постепенно возрастает, обнаруживая тенденцию формирования сознания самодостаточности этого слоя. Они с неизбежностью обретают худшие черты бюрократии, свои личные интересы рассматривают как общегосударствен-ные, направляя на удовлетворение собственных амбиций чуть ли не все свои усилия. Феномен бюрократизации политической власти, имеющий в принципе объективный характер, в условиях демократического правления существенно ограничивается специаль-ными механизмами как в политической системе, так и в гражданском обществе, но прямо-таки расцветает в тоталитарных обществах, где для него почти нет никаких преград. Не случайно поэтому отдельные исследователи, например, К. Поппер, в контроле над правителями видят сердцевину демократии, полагая при этом, что извечный вопрос "кто правит* должен быть заменен другим: "кто контролирует правителей".
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791