3. Общественные движения и их роль в современном обществе
Понятие "общественные движения", причины их возникновения и основные этапы развития. Политическая жизнь складывается из собственных действий людей на глазах самих участников событии в результате борьбы и взаимодействия разнонаправленных групп интересов.
Группы интересов и общественные движения тесно взаимосвязаны. В сущности, общественное движение - это почти всегда временный союз, коалиция или блок различных групп интересов. Как правило, такой союз обладает малой прочностью: после достижения цели общественные движения обычно вновь распадаются на группы интересов, которые могут резко конфликтовать со своими прежними партнерами. Иными словами, группы интересов являются основой, на которой складываются общественные движения, имеющие свою собственную специфику. В отличие от партий или государственных организаций, они не встроены во властные структуры, менее организованы, а также весьма разнообразны по своим социальным, идеологическим и по-
литическим позициям. Общественные движения представляют собой организованные коллективные усилия людей, стремящихся задержать или поспособствовать каким-либо изменениям в обществе, например, политическим, экономическим, социальным и др. Итак, общественное движение - это одна из форм проявления политической или гражданской активности людей, которые обеспокоены тем, что официальные государственные или партийные структуры не могут или не желают осуществить в своей политике позитивные ценности личности, социальной группы, нации, страны или человечества в целом. Причин появления общественных движений очень много, но чаще .всего ими бывают:
- ухудшение материального положения людей; (582)
- неудовлетворенность целями общественного развития и политическим строем;
- деградация природы и условий труда;
- распад старого мировоззрения и становление новых идеалов общества, коренные изменения в духовной сфере.
Общественные движения, как и любое явление, имеют свой жизненный цикл: они зарождаются, развиваются, функционируют и затем исчезают. Польский политолог Е. Вятр сформулировал пять стадий, или этапов в их развитии.
1. Создание предпосылок движения. Если движение создается самопроизвольно, снизу, то наиболее активные личности самостоятельно устанавливают между собой контакты, кристаллизуют свои общие взгляды о необходимости формирования политического движения. Если же движение создается сверху, то есть властью, то в этом случае предпосылки будущего движения создаются путем пропаганды и рекрутирования сторонников.
2. Стадия артикуляции стремлений, то есть выработка идейных и организационных основ движения. На этой стадии индивидуальные стремления приобретают форму первичного объединения, когда будущие руководители движения способны внятно сформулировать свои цели.
3. Стадия агитации. С помощью агитации начинается привлечение возможных сторонников и участников.
4. Стадия развитой политической деятельности. На этой стадии движения концентрируют усилия на проведении своей программы в жизнь
5. Стадия затухания политического движения. Политические движения, цели которых достигнуты, или, напротив, оказались неосуществимыми, входят в стадию затухания и исчезают. Они могут превратиться (организоваться) в партию или в какую-либо государственную структуру, но как движение они исчезают.
Типология, функции и роль общественных движений. В политической литературе существует несколько точек зрения на проблему критерия, по которому можно определить тип движения. Рассмотрим некоторые из них.
В истории любого общества имело или еще будет иметь место классовое протииво-стояние. Эта объективная реальность породила стремление политологов, осо(583) бенно в среде марксистов, применять для типологизации общественно-политических движений классовый подход, согласно которому они делятся на пролетарские (рабочие), мелкобуржуазные и буржуазные. Такая типологизация правомерна, она имеет вполне определенные границы своего применения.
В западной политологии, отрицающей познавательные возможности классового анализа общественно-политических движений, последние делятся на традиционные, к которым относятся профсоюзы, кооперативы, предпринимательские объединения, молодежные, женские и новые социальные движения, зародившиеся после Второй мировой войны и отстаивающие общечеловеческие инициативы и ценности.
Наиболее плодотворным подходом к типологизации движений является, на наш взгляд, их классификация по отношению к политическому и экономическому строю об-щества. С этих позиций польский политолог Е. Вятр выделяет следующие типы движе-ния: консервативные, реформаторские, революционные и контрреволюционные. Право-мерен и такой подход к типологизации общественных движений, который позволяет выяс-нить характер движения: политические, экономические, национальные, экологические, религиозные, пацифистские, феминистские, альтернативные (поиск альтернативных социализму и капитализму социальных систем), молодежные и т.п. Наконец, обществен-ные движения можно различать по масштабам их деятельности: международные, республиканские, региональные, местные.
Для познания сущности общественно-политических движений большое значение имеет не только выяснение их типа или характера, но также изучение их функций и роли в общеполитическом процессе мира или страны.
Для чего создаются те или иные общественные объединения? Если изучить причины и цели движений, то можно выяснить их функции. К ним можно отнести следующие:
- представительная, когда движение представляет свои интересы во властных структурах общества;
- социального контроля, когда доверие к власти падает, то возникает потребность в контроле за власть имущими; (584)
- функция оппонирования официальным органам и учреждениям;
- социокультурная функция, когда участники движения приобщаются к политической культуре, к политической жизни развитого гражданина страны.
Все эти функции исторически изменчивы, то есть они могут в ходе истории общества видоизменяться, трансформироваться, отмирать.
Для политологии очень важна прогностическая ветвь исследования общественных движений. Поэтому она всегда обращается к изучению роли и влияния того или иного общественного движения. Среди факторов, с помощью которых можно определить силу и влияние движения, политолога называют следующие.
1. Место в общественной структуре того специального слоя или группы, представители которых составляют социальную базу движения. Если это представители классов, составляющих основу социальной структуры, то и вес данного политического движения будет велик. Если же это представители неосновного, уходящего с исторической арены слоя, то и роль данного движения в политической жизни будет иной.
2. Важным фактором, усиливающим воздействие движения на политическую жизнь общества, является его единство. Отсутствие единства движения является показателем его слабости.
3. Тактическая гибкость, умение быстро менять способы и методы борьбы за стратегические цели, правильно выбирать себе союзников - все это повышает
шансы на достижение целей движения.
4. Степень сознательности и организованности движения заставляет противников учитывать его или же не обращать на него внимания.
5. Не последнюю роль при оценке влияния движения на политику властей и партий играет такой фактор, как его численность, массовость.
Не надо сбрасывать со счетов, определяя роль и значение общественных движений в решении назревших проблем, и эмоциональный фактор: мужество, решительность, стойкость его участников, когда они вступают в борьбу за свои интересы.
Итак, мы рассмотрели основные методологические предпосылки для научного познания общественно-политических движений: определили понятие, выяснили критерии, по которым можно провести их типологизацию, и указали на роль и функции общественных объединений.
Международные общественные движения. Наиболее известными и влиятельными общественными движениями на мировой арене являются те, которые ставят своей задачей сохранение и развитие общечеловеческих ценностей, - мира, прав человека, нравствен-ного и физического здоровья людей, охрану природы. На эти ценности ориентированы люди различных стран и континентов; их поддерживают представители различных мировоззренческих и политических взглядов.
Назовем несколько общедемократических движений Запада, большое влияние которых на ход, содержание и результат многих прогрессивных процессов в мировой политике не вызывает сомнений. Так, среди влиятельных движений за мир, оформленных организационно в 1950 г., - Всемирное движение сторонников мира, руководящим органом которого стал Всемирный совет мира (ВСМ). Он объединяет 200 национальных организаций сторонников мира из 140 стран. Секретариат ВСМ находится в Хельсинки.
Велико значение в мире профсоюзного движения, в рядах которого - сотни миллионов членов.
Хорошо известны во многих странах экологическая организация "Гринпис", правозащитные объединения "Хельсинский союз" и "Международная амнистия", а также молодежные - "Международный союз студентов" и "Всемирная федерация демократической молодежи".
Общественные организации и движения в Украине. В ходе строительства демокра-тического общества в нашей республике возникло множество общественных объедине-ний. Этот процесс проходит спонтанно и бессистемно, что характерно для переходного периода. По подсчетам специалистов, сейчас в Украине создано примерно 5 тыс. ассоциа-ций, союзов, фондов и т. д. Почти 700 общественных организаций заявляют, что они являются общеукраинскими. 126 из них зарегистрировали свои уставы в Минюсте Украины.
В Украине из всей совокупности общественных объединений 21% представлены благотворительными фондами; 7,2% - культурологические; 2% - молодежные. (586)
Около 100 объединений и товариществ образованы на этнической основе. Например, в Харькове в январе 1996 г. зарегистрированы дагестанское и цыганское объединения, а всего их в городе 20.
Можно предположить, что количество и качество общественных движений в Украине будет постоянно изменяться. Очевидно, в будущем существенно активизируются правозащитные организации, так как Украина вошла в Совет Европы и подписала важные международные документы, защищающие права человека. С развитием частного предпринимательства и появлением безработицы начали расти и крепнуть рабочее и профсоюзное движения.
В настоящее время еще очень низка эффективность деятельности многих объедине-ний в связи с отсутствием четкой правовой базы их деятельности, слабой разработан-ностью легитимных механизмов влияния на процесс принятия политических решений. Важно то, что гражданское общество (в отличие от тоталитарного, стремящегося все явления и интересы интерпретировать в политическом ключе), старается оградить себя от
тотального вмешательства политиков в свои дела. Группы интересов и общественные движения в гражданском обществе смягчают его заполитизированность, ограничивают доминирующую роль политики и надежно препятствуют малообоснованным претензиям некоторых политиков на ведущую, всеохватывающую их роль в жизни общества. 587
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791