1. Либерализм как идейная основа западных демократий
Либерализм - это идейно-политическое течение, которое ассоциируется с эпохой Просвещения, появлением современного светского государства и рыночной экономики. Основными исследователями либерализма (694) были Ад. Смит, Дж. Бентам, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и Дж. Ст. Милль. Одновременно либерализм являет собой и реально функционирующие политические системы. Таким образом, либерализм - это и теория, характеризующая способы формирования государства, и конкретная практика его функционирования. Иногда либерализм не разделяют с демократизмом, отождествляя "измы", как в случае с "коммунизмом" и "социализмом". Со второй половины XIX века либеральные и демократические идеалы, действительно, слились в единое целое. Однако такое слияние оказалось ошибочным, ибо эти явления базируются на различных идеях. Либерализм на идее свободы, демократия - на идее равенства. В дальнейшем либерализм и демократия "разошлись", а затем состоялось их новое воссоединение в виде либеральной демократии.
Термин "либерализм" (исп. liberates) возник сравнительно недавно в Испании (1810-1811 гг.) и начал входить в употребление в Европе с 1820 г. Возникнув в Испании, он характеризовал главным образом жизнь в Англии и употреблялся в неодобрительном, а то и в уничижительном смысле по отношению к испанским бунтовщикам. В то же время либералами называли великих мыслителей, живших два-три столетия тому назад. Но никакого противоречия здесь нет, так как явление либерализма возникло намного раньше, чем понятие (термин), отражающее его.
Родиной либеральных идей и первым местом их практического воплощения была Англия. Здесь сумели ограничить власть монарха еще в эпоху средневековья, когда в континентальной Европе господствовал абсолютизм. В Великой Хартии Вольностей (Magna Chartum Liberatum - 1215 г.) - этом прообразе современных конституций – ограни-чивались права монарха (правда, лишь в пользу аристократии). "Хартия" провозглашала право гражданина на личную свободу и безопасность, она подчеркивала, что ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственно-сти, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом, иначе, как по закону. Уже с XIV в. В Англии существовал парламент, который с принятием "Билля о правах" (1689) окончательно получил законодательные права. Стране, правда, потребова-лось более двух столетий для демократизации парламента, который (695) первоначально больше походил на средневековое собрание высших сословий, чем на современный законодательный орган. Однако именно с этого времени ведет свое начало законодательный парламентаризм.
После революций 1848 г. либерализм в Европе столкнулся с двумя соперниками - социализмом и демократией. Алексис де Токвиль в книге "Демократия в Америке" (1835) описывает либерализм и демократию как враждебные друг другу. Однако вскоре он усматривает основное противоречие не между ними, а между либерализмом и социализмом. К этому выводу его привели идеи утопического социализма, в частности, Сен-Симона. Теперь он делает акцент не на контрасте между либерализмом и демократией, а противопоставляет демократию социализму. "Демократия и социализм связаны только словом "равенство", - пишет он, - но мы должны различать разницу: демократия требует равенства в свободе, а социализм - в бедности".
Увидев после революций 1848 г. силу социализма, А. Токвиль разделил прежнюю концепцию демократии на две части. Нелиберальную часть демократии - демократический деспотизм - он отнес к социализму, а недеспотическую часть ее - к либерализму. Точнее, он ассоциировал эту часть демократии с либерализмом. Так под пером исследователя произошло слияние демократии и либерализма, хотя "компаньоны", по мнению многих ученых, были далеко не равны. (В реальной жизни это произошло позднее - в XX в.) Либерализм превалировал над демократией в том смысле, что он впитывал в себя демократию в гораздо большей степени, чем демократия - либерализм.
"Либерализм как идея характеризуется вечными и необратимыми составляющими, главные из которых: сдерживание абсолютной и деспотической власти, обеспечение конт-роля контролеров и свободы человека от страха перед правителями. В этом качестве сущ-ность либерализма едина и говорить можно только о двух его видах - о классическом либерализме, который исследовался два-три столетия тому назад названными выше мыс-лителями, и о демократическом варианте либерализма, который во второй половине XX века принял вмешательство государства в экономику во многих западных странах. (696)
Иногда высказываются мысли о многообразной сущности либерализма (например, Морис Крансман в работе "Свободе - новый анализ" и др.). Однако они неправомерны. Тезис о многообразии может быть отнесен только к либерализму как политической системе. Здесь, как и в ситуации с демократией: есть общие принципы и есть различная практика претворения их в жизнь. Говоря о .демократии в единственном числе, мы признаем, что каждая демократия меняется из поколения в поколение, а также имеются ее различия применительно к отдельным странам.
Характеризуя суть либерализма, отдельные авторы преувеличивают роль рыночной экономики, рассматривая ее как важнейший принцип либерализма. В то же время слиш-ком жесткая связь здесь отсутствует. Экономические отношения, конечно, не являются безразличными для либерализма, так как свобода, составляющая основание либерализма, предполагает определенные отношения собственности (частное присвое-ние). Некоторые даже утверждают, что свобода является функцией владения. Несомненно, что для либера-лизма приемлемой экономикой является рыночная. Тем не менее либерализм все же феномен политический, у него типично политическая природа.
Следует согласиться с мнением многих западных специалистов, считающих либерализм уникальным по своим достоинствам явлением. Современная западная политология, решительно отвергая Марксов историцизм, идею конструирования общественного устройства по заранее разработанному проекту, достаточно обоснованно характеризует либерализм как единственное инженерное искусство истории, обеспечивающее цель соответствующими средствами. Именно либерализм делает демократию работающей. Без либерализма демократия умирает превращаясь в коллективистскую, не представительную, не контролируемую, непрофессиональную, а потомки неэффективную.
Для раскрытия нашей темы большое значение имеет понимание взаимодействия либерализма и демократии. От А. Токвиля и до Р. Арона оно изображается как отношения между свободой и равенством. Проблема заключается в их оптимальном сочетании. Но для понимания и нахождения этого оптимума необходимо установить специфическую сущность одного и другого (697) явления. Оно, на наш взгляд, может быть представлено
следующим сопоставлением:
Либерализм | Демократия |
Свобода Неровности и спонтанность Самоуверенность и недисциплинирован-ность, рождаемые свободой | Равенство Социальная сплоченность Стремление к гармонии и объединению
|
Всесторонний плюрализм (качество, возникшее как результат либерализма) Индивид, находящийся в эпицентре концепции и политической системы Политика - главное занятие либерального субъекта | Слабое чувство плюрализма
Все "вращается" вокруг общества
Благосостояние – главная забота демокра-тического субъекта |
Либеральному субъекту небезразлична форма государства, он лучше разбирается в вопросах создания общественного строя | Демократический субъект заинтересован в конечных результатах; он стремится пользоваться властью. |
Продемонстрировать оптимум сочетаемости либерализма и демократии целесообразно, воспользовавшись образом мотка пряжи с двумя концами (Д. Сартори). Пока моток неподвижен, все к порядке, но как только его начинают разматывать, нити расходятся, удаляясь друг от друга. Тянуть за нить либерализма (свободы) - значит уменьшать равенство, отдаляться от него. Тянуть за нить демократии - значит добиваться равенства, но уменьшать дифференциацию и степень свободы. В этом плане, кстати, лозунг "больше демократии" не столь уж безупречен. Используя его, необходимо подчеркивать конкретное содержание, а именно, что речь идет в первую очередь о социальной демократии (стремлении к равенству, более справедливому распределению и благополучию). В противном случае составляющие - либерализм и демократия - не будут уравновешивать друг друга и система распадется. Отсюда следует, что формула либераль-ной демократии такова: равенство через свободу, а не свобода посредством равенства. Свобода - это кирпичи, из которых возводится здание цивилизо-(698) ванного демокра-тического общества. Полагаем, нет нужны говорить здесь подробно о том, что ирония марксистов по поводу формальной свободы, как якобы ненастоящей и недействительной, была полностью безосновательной, поскольку "формальная свобода" здесь понимается в ее формально-юридическом и, действительно, положительном значении.
А может ли быть оправдан лозунг "Больше либерализма"? В смысле предпочтитель-ности перед демократией? Нет! Как только что было отмечено, это обернется углубляю-щимся неравенством, растущей несправедливостью в распределении и нарушением равновесия, угрожающим самой жизни системы. Однако имеется другой аспект этой проблемы - внешний. В этом разрезе данный лозунг актуален. Сегодня все большее число,
политических сил Восточной Европы заново открывает сущность либерализма. Они осознают невыносимость и опасность необузданной власти, необходимость действитель-ной независимости судов и судей, а также конституции, не как одной из политических структур, доставшихся по наследству от прошлого, а как структуры, ограничивающей власть имущих.
В этом аспекте, видимо, правомерно говорить о неолиберализме.
Это относится и к Украине, где в последнее время получают определенное распространение либеральные идеи, функционирует соответствующая иолитическая партия. Вместе с тем нельзя не признать слабость этих идей, что в частности, нашло отражение в недавно прннятой Конституции. С этой реальностью какое-то время придется мириться, ибо доминантные условия либерализма в виде рыночной экономики, среднего класса, общественного сознания, основанного на индивидуализме, здесь почта отсутствуют.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791