logo search
Политология-учебникСазонова-хх

2.2. Проблемы становления нового миропорядка

Благодаря окончанию "холодной войны" для всех стран и народов открылись новые воз-можности в решении многих назревших проблем внутригосударственного, регионального и глобального характера. Однако события последних лет показали, что переход от "холодной войны" к новому мироустройству будет нелегким. Первоначальная эйфория в связи с окончанием "холодной войны" сменилась во всем мире более осторожным отношением и даже спорами относительно того, стал ли мир более безопасным. На смену опасности ядерного уничтожения в условиях "холодной войны" пришла новая не меньшая опасность, обострившаяся в постконфронтационную эпоху и заключающаяся в широком

распространении региональных и локальных конфликтов, которые имеют либо межгосударственный, либо чаще внутригосударственный характер. Это и длительный во-

енный конфликт на территории бывшей Югославии, и острые кровопролитные конфликты в Грузии, Таджикистане, Молдавии, Чечне, Нагорном Карабахе и др. Дилемма, перед которой стоит международное сообщество, заключается в следующем. Либо возьмет верх узконационалистический, эгоистический подход, и тогда мир будет отброшен на много десятилетий назад и будет представлять собой стихию конкурирующих национальных интересов. Либо стабилизирующим началом международной жизни станут партнерство и взаимодействие демократических стран, объединенных общими ценностями.

В новой ситуации возможности утверждения мирного периода в истории человечес-тва, достижения консенсуса по спорным международным вопросам, безусловно, увели-чились. Но их реализация зависит от того, придут ли окончательно на смену силовому противоборству, идеологической непримиримости отношения партнерства, солидарности, взаимного доверия, станет ли уважение принципов суверенного равенства, независимости, территориальной целостности неукоснительной нормой поведения государств на между-народной арене, удастся ли мировому сообществу создать действенные механизмы политического урегулирования региональных конфликтов. Безусловно, демонтаж кон-фронтационных структур еще далеко не закончен ни в одной из областей межгосударст-венных отношений,(680)хотя нельзя не отметить произошедшие огромные сдвиги. И все же главную трудность, по-видимому, составит не прощание с прошлым, а создание международного порядка, отвечающего новым реальностям.

"Новый мировой порядок" как система международных отношений находится еще в стадии становления, формируются его структуры, делаются первые шаги. Разворачивают-ся обновленческие процессы в ООН, совершенствуется тактика действий. Однако в последнее время деятельность ООН была серьезно осложнена акцией НАТО в Югославии, предпринятой без согласия ООН.

Все активнее реализуется тенденция к региональной интеграции. Динамично развиваются интеграционные процессы в Европе. Об этом свидетельствует опыт Евро-пейского Союза, Совета Европы и других региональных международных организаций. Укрепление Европейского сообщества на основе Маастрихтского договора (1991 г.) создает на континенте мощное объединение развитых стран, передающих все большие государственные полномочия общим органам. В последние годы произошла институцио-нализация ОБСЕ, и она по своему значению стала сопоставима с ОАГ в Америке и ОАЕ в Африке. Функции ОБСЕ расширены вплоть до возможности проведения операций по поддержанию мира в межгосударственных конфликтах. Активизировались интеграцион-ные процессы в регионе Канада - США - Мексика, перспективно Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющее 21 страну.

Наметился сдвиг в вопросах разоружения - на первое место вышли задачи нераспространения оружия массового уничтожения. Режим нераспространения, первоначально преследовавший цель не допустить к ядерному оружию Германию, Италию и Японию, в последнее время во многом был переориентирован в направлении "третьего мира". На всемирной конференции в Нью-Йорке в мае 1995 г. было принято решение о бессрочном продлении действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако опасность распространения ядерного оружия остается, о чем свидетель-ствуют подземные ядерные испытания, проведенные Индией и Пакистаном в 1998 г. В последнее время обострение глобальных проблем заставило участников международной жизни уделять все больше внимания прекращению испытаний ядерного оружия и его нераспространению, организации (681) превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации, предотвращению техногенных катастроф и сотрудничеству в целях скорейшей ликвидации их последствий, борьбе с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий ее загрязнения и т. д. В этом плане большое значение для нынешнего и грядущих поколений имеет конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В ней приняли участие политические руководители и ученые почти 170 стран, были приняты важные документы, в том числе "Декларация относительно окружающей среды и развития", в которой сформулированы обязанности государств, основные принципы их действий для достижения нашей цивилизацией стабильного развития, защиты и восстановления биосферы.

Однако это лишь первые шаги на нелегком и длительном пути к утверждению нового миропорядка. Человечеству предстоит еще по-новому осмыслить реальности современного мира, в первую очередь, в сфере межэтнических отношений, в том, что касается современного понимания суверенитета и иерархии суверенитетов, а также, разумеется, идей, относящихся к основаниям мирового порядка "постбиполярной" эпохи. Качественно новые условия диктуют необходимость по-новому подойти к целому ряду ключевых проблем международной жизни. Ситуация властно требует нового подхода к вопросам безопасности, нового мышления в политике, которое на первый план в международной политике ставило бы необходимость сохранения человеческой цивили-зации, реализацию общечеловеческих интересов. Идея приоритета общечеловеческих ценностей не должна восприниматься как пренебрежение интересами социально-классо-выми или национальными, как отказ от борьбы за их реализацию. Но борьбу нужно вести в цивилизованных формах, без резкой конфронтации, особенно если речь идет об отношениях между государствами. Признание приоритета общечеловеческих ценностей представляет собой глобальный идеологический и политический компромисс, но этот компромисс необходим, он касается будущего человечества, сохранения цивилизации и ее достижений, без чего невозможна реализация ни социальных, ни национальных интересов. (682)

Другими словами, для утверждения нового миропорядка необходим новый подход к проблемам международной жизни, своего рода новый культурный синтез, то есть осознание населением Земли необходимости более глубокого объединения ради продления существования рода 'человеческого. Если в обозримом будущем не возникнет такой культурной и в связи с нею политической основы нового мирового порядка, то непрекращающиеся межэтнические кбнфликты и обостряющиеся глобальные проблемы дискредитируют и подорвут то положительное, что остается от прежних времен. Без такой культурной предпосылки, без такого глобального переосмысления реальностей современного мира едва ли удастся реализовать какую бы то ни было организационную модель нового миролордцка.

Серьезным предупреждением о грозящей опасности стал конфликт вокруг Косово. Стремясь заставить руководство Югославии прекратить там. этнические чистки, НАТО обрушило бомбовые удары на страну, причем сделано это было в нарушение Устава ООН и Североатлантического договора о создании НАТО. Военную акцию США и их союзники предприняли в обход Совета Безопасности ООН на территории суверенного государства, не являющегося членом НАТО. Своими действиями НАТО практически перечеркивает всю послевоенную структуру миропорядка, позволявшую даже в годы "холодной войны" избежгаъ военного столкновения противостоящих блоков. Действия НАТО в Югославии затруднили деятельность ООН, положили начало новому беспорядку. Ухудшились отношения США с Россией и Китаем.

Таким образом, утверждение нового мирового порядка представляет собой сложный, многомерный процесс, который разворачивается на трех основных уровнях - глобальном, региональном я национальном. Причем, на этих уровнях наблюдаются разные темпы и ритмы, что обусловливает опасность рецидивов конфронтационного мышления, рождает* острые противоречия между субъектами международных отношений. В этих условиях особенно большое значение приобретает совершенствование механизма воплощения в практику международных отношений тех принципов, которые будут содействовать формированию широкого межгосударственного взаимодействия в интересах упрочения мира, безопасности и международною сотрудничества. (683)

И в этом аспекте в современных условиях объективно закономерным является возрастание роли международных политических организаций, совокупность которых ныне прочно вошла в систему международных отношений как важный элемент, без которого функционирование системы практически невозможно. Они обладают значительным потенциалом для достижения глобальной безопасности и стабильности. Речь идет прежде всего об усилении авторитета и политического влияния такого универсального по своей компетенции и по составу участников форума мирового сообщества как Организация Объединенных Наций, членами которой являются 185 государств. Чтобы она оказалась достойной своего призвания, необходима эволюция ООН – ее адаптация к новому повороту в развитии истории, ее глубокое реформирование, утверждение в ее действиях новых подходов к проблемам мира, безопасности, международного сотрудничества. Наряду с ООН очень важную роль играют международные организации континентального и регионального уровней. Они имеют большие потенциальные возможности для усиления влияния на все стороны международного политического процесса. Немалую роль в становлении нового миропорядка призваны сыграть массовые демократические движения - экологические, антивоенные, молодежные, женские и т. п.