logo search
Политология-учебникСазонова-хх

3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза

Существенно иные факторы и детерминанты определили проблемное поле развития русской политической мысли. Специфика исторического развития Северо-Восточной Руси (Московии), которая стала ядром формирующегося русского централизованного государства, определяется уникальным византийско-азиатским цивилизационным синтезом, соединившим культурно-политические традиции православного бюрократического самодержавия (византийской автократии) и татарского военно-кочевого деспотизма. На этой основе в Московском государстве произошло становление особой военно-самодержавной (византийско-ордынской) (72) модификации классической восточной модели власти-собственности, снявшей почти все традиционные ограничения верховной власти.

Отличительной чертой сложившейся модели политического развития стала кристаллизация в качестве несущей основы государственности не взаимообратимых отношений вассалитета "западного" типа, при котором все слои общества получали определенные гарантии своих прав и привилегий, а модели отношений "служило-подданнического" типа, принципиально односторонних, асимметричных и неправовых. "Сословия различались не правами, - отмечает крупнейший русский историк В. О. Ключевский, - а повинностями, между ними распределенными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто обороняет. Были командиры, солдаты, работники, не было граждан. [Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч.: В 9-ти т. - М., 1988. - Т. 2. - С.372]. Иными словами, особенностью служило-подданнической системы было то, что все сословия и классы общества обязаны были служить государству, и каждый из них имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей, или, по терминологии того времени, - "службы" либо "тягла": часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую или иную службу, другая часть, тяглые люди, несли трудовое "тягло" в пользу государства и служилых людей.

"Москрвизация" Руси задушила все иные альтернативные пути более "мягкой" политической эволюции (новгородской, тверской, вокруг Великого княжества Литовского и т.д.) и определила базовый архетип русской (и российской) государственности, действующей до сих пор: в культурно-цивилизованном отношении московское "православное ханство" оказалось наследником Византийской империи, а во властно-политическом и территориальном - Золотой орды.