logo search
Политология-учебникСазонова-хх

Этнодемографическая структура Украины

Этническая

общность

Общее

кол-во

(тыс.)

Характер

расселения (компактный,дисперсный)

Тип поселения

Религиозная

ориентация

Украинцы

37400

комп.

город, и сельск.

правосл.

Русские

11200

дисп.

88% в городах

правосл.

Евреи

846

дисп.

преимущ. город.

иуд.

Белорусы

439,9

дисп.

городской

правосл.,

католич.

Молдаване

280

комп.

сельский

правосл.

Крымские

татары

280

комп.

преимущ. сельский

ислам

Болгары

232

комп.

сельский

правосл.

Поляки

218,9

дисп.

городской

катол.

Венгры

163,3

комп.

сельский

катол.

Румыны

134,7

комп.

сельский

правосл.

Греки

98,6

комп.

сельский

правосл.

Казанские

татары

90

дисп.

городской

ислам

Армяне

60

дисп.

городской

григор.

Немцы

св.50

комп.

сельский

протестанты

Цыгане

до 50

дисп.

правосл.

Гагаузы

св.30

комп.

сельский

правосл.

Грузины

25

дисп.

городской

правосл.

Словаки

10

комп.

сельский

катол.

Чехи

9

дисп.

городской

катол.

Латыши

до 7

дисп.

городской

протестант.

Литовцы

5

дисп.

городской

катол.

Эстонцы

до 5

дисп.

городской

протестант.

Караимы

св. 1,5

комп.

городской

иуд.

(656)

По характеру расселения этносов Украина сочетает дисперсность одних и компактность других, высокую урбанизацию с доминированием аграрного населения, близость располо-жения к своим этническим родинам с их отдаленностью. Компактность и урбанизация больше содействуют политизации этносов, нежели дисперсность и аграрный тип посе-ления. Разные религиозные ориентации граждан, центры которых находятся вне пределов Украины, осложняют межнациональные проблемы. Возрастает роль геополитического фактора в определении этнополитики.

Задачи этнополитики заключаются в выборе оптимальной тактики решения вопросов, возникающих вследствие взаимодействия и столкновения интересов этногрупп государства. Для Украины эта проблема выражается в балансировании власти между интересами титульного этноса, российской этнической общности, остальных этнических групп и одного из коренных народов - крымских татар. От того, каким способом - мирным

или конфликтным - будут решаться эти вопросы, можно говорить о потенциальных возможностях и вариантах той или иной модели государственности в Украине.

Дискутируется несколько вариантов развития государственности с учетом фактора этничности. Первая модель оперирует идеей "полиэтнизма", которая базируется на представлении о многонациональной структуре населения страны. Отсюда стремление сторонников этой концепции экстраполировать на украинскую почву политику федерали-зации Украины или ее регионализации. Последователями "полиэтнизма" выступают, как правило, региональные этноэлиты, партии либерального и левого толка.

Вторая модель базируется на идеях и представлениях об Украине, как о государстве, в котором соревнуются за политическое, интеллектуальное, духовное и идеологическое лидерство два этноса - украинский и российский. Эта идеологема и связанная с ней этнополитическая конструкция государственности базируется преимущественно на доми-нировании двух этносов - украинцев и русских. В сущности, эта концепция, в отличие от идеи "полиэтнизма", пропагандирует идею "двуэтничности". Ее популяризируют пред-ставители русскоязычных группировок. Она имеет преимущественно региональное оформление во властных структурах, а также на общественно-политическом и парламентском уровнях. (657)

Третья этноидеологема связана с идеей "моноэтничности" Украины. В своем крайне упрощенном варианте она может быть интерпретирована с помощью лозунга "Украина для украинцев". Эта идея, у истоков которой был Н. Михновский, ныне находит своих сторонников среди представителей украинского национал-шовинизма и близких к нему публицистов. Однако современный национализм, как правило, далек от идей этнорасизма,

поскольку в нации он видит не биологическое, внеисторическое образование, а общест-венно-политическое явление, где нация - категория, существующая на почве нацио-нальной идеи как идеи этнополитической.

Наконец, четвертая этнополитическая конструкция государства исходит из представ-ления о разделе украинского общества на титульный этнос и этнические меньшинства. Права первого, как и других, определены Конституцией. Эта идея имеет своим прототи-пом деятельность УНР - государства, которое утвердило закон о национально-персона-льной автономии. Согласно с этим актом украинская держава предоставляла этногруппам Украины права национально-культурной автономии и право территориального (админи-стративного) самоуправления. Сторонниками такой модели развития украинской государ-ственности выступают некоторые национально-демократические силы правого и правоцентристского толка.

Какие же возможны сценарии развития событий в том случае, если за основу будет взята та или иная модель. Осуществление модели "полиэтнизма" ведет к закреплению этнополитической дифференциации регионов Украины, которые возникли исторически вследствие геополитических влияний и сформировали определенную ментальность. Не исключено, что в отдельных регионах данная модель может обусловить обострение этнической обстановки и появление "горячих" этноконфликтов.

Реализация модели "двуэтничности" также ведет к упрочению статус-кво, вследствие чего украинцы, как титульный этнос, теряют контроль за ходом событий на собственной исторической родине. Эта модель закрепляет двуязычие и двукулътурность в интересах русской этногруппы, так как, по сути, защищает себя от необходимости "деруссификации" В данной ситуации не останется безразличной Российская Федерация, которая стремится выступать защитницей русской этничности (658) за пределами своей территории. Такой сценарий для Украины не является конструктивным и приемлемым.

Модели "титульного этноса" и "этнических меньшинств" - оптимальный вариант государственного строительства. Они, во-первых, опираются на историческую традицию развития национальной государственности, во-вторых, выражая интересы титульного этноса, вместе с тем защищают права и свободы всех национальных групп.