logo search
Политология-учебникСазонова-хх

1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности

Внешнеполитическая деятельность разворачивается в особой сфере общественных отношений - в сфере международных отношений. В чем же специфика этой сферы? Международные отношения - это система межгосударственных и негосударственных взаимодействий, субъектами которых являются государства и межгосударственные орга-низации, партии, частные лица. В сферу международных отношений включаются военно-политические, экономические, экологические, гуманитарные и другие проблемы мирового сообщества. Международные отношения могут рассматриваться на глобальном, регио-нальном и локаль(668) ном уровнях развития. В зависимости от политических целей и интересов, характера внешней политики субъектов международной жизни международ-ные отношения могут быть стабильными и нестабильными, отношениями соперничества и вражды или, напротив, основанными на доверии и сотрудничестве.

При всем разнообразии участников внешнеполитической деятельности основным субъектом международных отношений выступает государство, неотъемлемой чертой которого является его суверенитет. Это означает, что данный социальный субъект не признает в отношении самого себя никакой высшей власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. Государство выступает представителем всего общества и народа в межгосударственных переговорах, во всей международной политике. Оно, в зависимости от своих национальных интересов и опираясь на свой суверенитет, решает, как действовать на международной арене, какую проводить внешнеполитическую стратегию и тактику, вступать в те или иные международные объединения или ограничиться двусторонними отношениями.

В последние десятилетия в науке и политической практике постепенно преодолеваю-тся представления о международных отношениях как о простой совокупнос-ти внешних политик отдельных стран и формируется понимание их как целостной системы междуна-родных взаимодействий, которая образуется в результате деятельности основных субъек-тов международных отношений, опирающихся на определенные международно-правовые и морально-политические принципы. Регулирование международных отношений – основ-ное содержание мировой политики, складывающейся из внешнеполитической деятельно-сти государств и других субъектов международных отношений. В работе "Социология международных отношений" французский социолог Марсель Мерль приходит к положи-тельному выводу относительно существования международной системы с тенденцией к универсализации. Для нее характерна растущая взаимозависимость ее субъектов, наличие неравных и нестойких объединительных факторов (развитие средств связи, взаимопроник-новение в сфере экономики, распространение международных организаций) (669) и элементов дифференциации - стойкость проявления национального эгоизма, неравномер-ность распределения природных богатств, идеологические расхождения.

Что же представляет собой система международных отношений, каково ее влияние на внешнюю политику государств? Система международных отношений – это уникальная, исторически обусловленная, развивающаяся, относительно самостоятельная социальная система с присущими ей видами отношений, особыми чертами, главными элементами (государствами, межгосударственными объединениями, межправительствен-ными организациями). Эта система, безусловно, оказывает воздействие на государство. Такое воздействие может иметь негативные формы, когда оно проявляется, например, в навязываемой через систему международных отношений гонке вооружений, экономичес-ком господстве, политическом или культурном гегемонизме и т. д. В то же время воздействие системы может служить и ускоренному социально-экономическому прогрессу общества, если основывается на равноправных, справедливых формах между-народных отношений.

На различных исторических этапах практическое влияние системы международных отношений на отдельно взятое государство и общество прослеживается в двух, основных направлениях. Во-первых, система межгосударственных отношений на глобальном и региональном уровнях ее структуры задает каждому государству комплекс объективных материальных и политических внешних условий жизнедеятельности. Вступая в межгосу-дарственные отношения, любое государство сталкивается там с уже сложившейся практикой осуществления различных конкретных видов отношений: определенные миро-вые рынки товаров; мировые, региональные, экономические, военные, военно-политичес-кие и иные союзы, группировки и т. д. Преследуя на мировой арене собственные цели, государство не может не считаться с этой объективной действительностью, А это ведет к тому, что внутренние процессы в этом государстве также испытывают прямое или косвенное воздействие международной объективной реальности. Это наглядно видно на примере Украины и других стран СНГ, которые в своем стремлении войти в европейские международные структуры сталкиваются с довольно жесткими требованиями, такими, как необходимость утверждения рыночных отношений, демократичне(670) ских принципов в политической жизни, соблюдения свобод и прав личности. А это, в свою очередь, побуждает к проведению внутренних реформ в этих странах. Во-вторых, внешние воздействия на государство и общество проявляются на таком важном направлении, как усиливающийся напор мировых информационных потоков. Из международной сферы к государству приходит значительный объем важной для него информации, необходимой для нормального функционирования национальной экономики, а также общественно-политической информации, существенной для каждой страны.

Итак, система международных отношений оказывает влияние на политику каждого государства, но оно (государство) действует самостоятельно, поддерживая одни воздействия со стороны системы, приглушая другие, активно противодействуя, третьим, руководствуясь, прежде всего, своїми национальными интересами. С другой стороны, государства и их внешняя политика постоянно и весьма активно воздействуют на систему международных отношений и это существенно для ее функционирования и развития. Осо-

бенно велико влияние великих держав. Они в ряде случав могут оказывать формирующее воздействие на систему.

Важным элементом системы международных отношений наряду с государствами выступают межгосударственные организации. И хотя они создаются государствами и зависят от их воли, эти организации играют относительно самостоятельную роль, определяя в ряде случаев направление и развитие той или иной области международных отношений. Известные на Западе исследователи международных организаций Д. Джекоб,

А Агертон и А. Уоленстайн справедливо отмечают, что стимулом для развития всех видов международных организаций является признание того факта, что государства не могут сами решить ряд кардинальных вопросов и что традиционные формы дипломатии не в состоянии выработать эффективные приемы совместных действий нескольких или многих государств. Поэтому, с их точки зрения, международные организации - наиболее действенные орудия достижения всеобщего мира и прогресса. Межгосударственные организации подразделяются на организации всемирного характера (Лига Наций, ООН) и на организации континентального и регионального характера (Организация по безопас-ности и сотрудничеству в Европе, Организация американських (671) государств, Организация африканского единства, Европейский союз, Лига арабских стран, Ассоциа-ция стран Юго-Восточной Азии и др.). В современных условиях, когда перед человечест-вом возникли и требуют свого безотлагательного решения острые глобальные проблемы, когда сохраняется угроза термоядерной катастрофы, когда возникла острая необходимость в согласованных и быстрых действиях для урегулирования многочисленных региональных конфликтов, роль международных организаций объективно возрастает.