3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
Приоритетным в этнополитике Украины является сохранение гражданского мира и межнационального согласия. Эту задачу можно сформулировать таким образом: "Украина - это общий дом, Отчизна для всех ее граждан, независимо от национальности". Политикой государства определен механизм учета интересов украинской нации, русского населения, этничных общностей, проживающих на территории государства, жителей Крымской территориальной автономии и крымско-татарского народа, представителей украинского этноса, которые проживают за пределами Украины (диаспора).
В решении задач консолидации украинского народа следует преодолеть стереотип имперского мышления о том, что украинцы якобы не нация, они - малороссы, часть нации великороссов. Размышляя о судьбах украинского этноса, писатель Б. Олейник пишет, что имперская политика царского правительства постепенно лишала самостоятельности Украину, доведя ее до состояния провинции. Весь идеологический аппарат был брошен на то, чтобы лишить украинцев своей родовой памяти, привить комплекс безисторичности и второсортности. Современников стремились уверить в том, что Украина - часть "единой и неделимой" империи, язык ее народа - это "испорченное наречие русского языка", что только превратившись в истинного россиянина малоросс сможет достичь успехов в карьере, добиться благосостояния. Великодержавная политика прошлого и сегодня не дает покоя некоторым политикам, которые хотели бы "слить" Украину с Россией по примеру присоединения ГДР к ФРГ.
Одной из задач современной этнополитики является преодоление в общественном сознании усиленно про(659) патандировавшихся в России представлений о том, что украинская нация не является единой, что якобы существует два этноса - восточный и западный, между которыми больше различий, чем общего. В таком противопоставлении одних регионов другим обнаруживаются следы имперской политики большевиков, которые называли население Востока и Юга Украины сознательно пролетарским, а Запада - бандеровско-националистическим. Цель этих заявлений одна: расшатать национальное единство украинского этноса. Сегодня Украина действительно регионализирована. Но этот раздел не имеет в своей основе этнической неидентичности украинства Востока, Запада, Юга. Региональные различия обусловлены, во-первых, отношением людей к историческому прошлому (западные территории были под гнетом Польши и Австро-Венгрии, большая часть других территорий - царской России); во-вторых, социокультур-ными особенностями. Если в западных регионах, связанных с европейской цивилизаци-ей, население имело возможность развивать национальную культуру, обучать своих детей на родном языке, то в восточных и южных регионах происходило последовательное и откровенное вытеснение украинской культуры русской. Теперь эти районы преимущест-венно русифицированы, теснд связаны с российскими предприятиями по кооперации, и значительная часть людей здесь не готова принять и воплотить в жизнь украинскую национальную идею. Украинская экономика все еще находится в зависимости от прежнего народнохозяйственного комплекса СССР. Этот фактор не содействует сплочению украинского народа. Преодоление этого положения возможно путем создания эффективной рыночной экономики, ориентированной на внутрихозяйственные связи, территориальную и духовную консолидацию украинцев.
Значительный вред делу становления украинской нации наносит насаждаемое импершовинистической пропагандой утверждение о том, что Украина никогда не была государством. Ведь трудно встать на ноги и лишиться унизительного чувства второсортного народа, который никогда не знал своей государственности, не имел государственного мышления. Эта унизительная концепция украинской неполноценности, искусственно поддерживаемая антиукраинскими силами, сегодня развенчивается благодаря доступу к исторической правде. (660)
Украинцы являются одной из крупных европейских наций. На протяжении тысяче-летий живут на своей этнической территории, имели свою государственность в различных формах свыше 850 лет, всегда боролись за ее возрождение. Киевская Русь была одной из могущественных держав мира. Потом воплощением государственности явилось Галицко-Волынское княжество, затем - Запорожская Сечь. Своим демократическим строем казац-кая держава, окончательно оформившаяся во времена Б. Хмельницкого (1648 г.), вызывала восхищение европейцев. Однако военно-политический союз с Московским государством (1654 г.) стал фактически началом потери независимости Украиной, а с ликвидацией Екатериной II Запорожской республики (1775 г.), а еще раньше, Гетманско-Казацкого государства Петром I, украинская государственность прекратила свое сущест-вование, ее территория политически и экономически была интегрирована на правах колонии и тотально русифицирована в Российской империи. С распадом Австро-Венгерс-кой и Российской империй украинский народ встал на путь возрождения и объединения своего государства. С вовлечением в Союз ССР Украина постепенно утратила самостоя-тельность. Наконец в 1991 г. Украина состоялась как государство вновь.
Следует, однако, отметить, что в советский период Украина, имея лишь атрибуты формальной государственности, подвергаемая невиданным репрессиям и "чисткам", была одним из наиболее развитых экономических и культурных регионов СССР. Эта поразительная жизнеспособность ныне вселяет надежду на возрождение украинской нации на новом историческом этапе.
Актуальной проблемой в политике является возрождение украинской духовности, дерусификация культуры. Однако этот процесс происходит медленно даже в условиях независимости. В восточных и южных регионах наблюдается закрытие украиноязычных газет, театров, других культурных учреждений, сокращается выпуск литературы на украинском языке, якобы не выдержавших конкуренции в условиях рыночных отноше-ний. Конституция Украины определяет украинский язык государственным. Естественно, что государству следует обеспечить его развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни. Наряду с этим, оно должно проявлять заботу о свободном развитии и употреблении (661) русского и всех других языков, которыми пользуется население страны. Однако Основной Закон выполняется неудовлетворительно. Языковая проблема приобрела острый политический характер. Некоторые партии и движения, отражая мне-ние части русскоязычного населения, в своих требованиях ставят вопрос о введении в стране русского языка как второго государственного, или официального. Под этим требо-ванием в некоторых регионах проходят выборы народных депутатов в рады разных уровней.
Среди аргументов о необходимости двуязычия ставят в пример Бельгию, Канаду, Швейцарию и другие страны. Но дело в том, что канадцы, кроме индейцев, не извечно проживают на своей территории, а являются потомками переселенцев из Европы. В Бельгии два государственных языка, но на фламандском разговаривают фламандцы, а на французском - валлоны, то есть там нет одной нации, имеющей два государственных языка. В Швейцарии проживают представители четырех народов-автохтонов, которые волей судьбы оказались в конфедерации. Поэтому франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и германо-швейцарцы разговаривают соответственно на своих языках. Каждый из них - государственный на соответствующей территории. Государство проявляет заботу о ретороманском языке, носителем которого является небольшой древний народ, поскольку
он, в отличие от других этносов Швейцарии, не имеет на другой территории государства-автохтона, такого, как Франция, Италия, Германия. На всей территории Украины (кроме Крыма) коренной народ - украинцы. Другие этносы поселились в Украине по разным при-
чинам значительно позже. Поэтому примером для нас должны быть не вышеназванные страны, а, скажем, Германия, Швеция, Япония и др. В этих и других странах растет численность эмигрантов. Никто их не принуждает изучать государственный язык. Однако без знания этого языка никто не может стать ни депутатом парламента, ни работником любого государственного учреждения. Никто из эмигрантов при этом не ставит вопрос о дискриминации или нарушении прав человека, ведь кроме прав, есть еще и обязанности. Одна из них - знать язык народа, на земле которого проживаешь, если хочешь, чтобы она стала тебе родным домом. (662)
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791