logo search
Политология-учебникСазонова-хх

2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики

Национальный вопрос непосредственно связан с требованием права наций, народов, этногрупп на самоопределение в разных формах, о чем шла речь выше. Ныне после распада многонациональных государств - СССР, СФРЮ, ЧССР и роста центробежных сил в Российской Федерации у определенной части молодых независимых государств можно наблюдать некоторую настороженность по отношению к вопросу о самоопределении. Часто выдвигают концепции, которые сводят этот принцип исключительно к праву на отделение, к сепаратизму, или, наоборот, его целиком отрицают, поскольку он таит в себе якобы угрозу территориальной целостности государства (Чечня, Карабах, Косово).

В современных условиях проблемы национального самоопределения актуальны, по крайней мере, в трех аспектах. Во-первых, самоопределение действительно может приве-сти к государственному отделению и созданию национального государства. Для многона-циональных обществ и государств это означает распад, как это происходит с империями. Во-вторых, национальное самоопределение может означать на практике добровольное, на основе демократического волеизъявления народа вхождение его в унитарное или союзное государство или создание федеративных государств на действительно равноправной основе. В-третьих, сейчас происходит интеграция издавна независимых национальных государств в крупные образования типа Европейского Экономического Сообщества, в которых согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интеграции. Такие образования лучше отвечают интересам национального прогресса, не ущемляя государственный суверенитет наций. Сложные процессы интеграции происходят и в СНГ. Причины (650) трудностей здесь и в памяти наций о недавнем негативном опыте неравноправного положения республик в бывшем СССР, и в нынешнем стремлении некоторых кругов ускорить процесс интеграции и образовать надгосударственные структуры, что грозит потерей независимости каждому из участников содружества. Европейские страны пришли к необходимости интеграции, пройдя длительный путь национального развития, и, достигнув колоссального прогресса на этом пути, теперь постепенно интегрируются, чтобы стать еще богаче. Этого нельзя сказать о СНГ.

Итак право национального самоопределения – это право каждого этноса самому определять формы национально-государственного существования, устанавливать связи с соседями в интересах собственного процветания. Быть за национальное самоопределение – значит быть против насильственного удерживания любого этноса в границах многона-ционального государства, против попыток силой определить судьбу другой нации. Процветание многонационального государства, например, Российской Федерации, невоз-можно без подлинной реализации права каждого народа на самоопределение. Молодые государства (такие, как страны Балтии, Босния, Грузия, Молдова, Казахстан, Югославия, Таджикистан и др.) не могут рассчитывать на общественный прогресс, если будут ущемляться права других, живущих на территории этих стран этносов. В этнополитике право на самоопределение признается всеми. Но есть силы, всемерно препятствующие его реализации. В. И. Ленин, например, активно пропагандировал идеи самоопределения, но на практике сам был организатором оккупации и насильственного присоединения независимых республик к РСФСР.

История показывает, что чем более демократичным будет многонациональное государство, чем больше реальных прав и полномочий получают этносы, тем активнее будет их стремление к единению и интеграции. И наоборот, как только в обществе берут верх имперские настроения, так возникает подозрительность в отношении национального самоопределения, желание, с одной стороны, превратить его в "пустой лозунг”, с другой -

вообще отбросить.

В реализации права на самоопределение представляет сложность проблема национа-льных меньшинств. В усло(651)виях растущей миграции каждая страна становится все более многонациональной. В странах Запада увеличивается численность политэмигран-тов, эмигрантов-интеллектуалов, иностранных рабочих, в том числе из стран СНГ. Процесс миграции населения происходил и в бывшем СССР, в котором люди разных национальностей смешивались в связи с хозяйственной деятельностью или принудите-льно. В настоящее время идет обратный процесс. С образованием независимых государств многие мигранты возвращаются на свою этническую родину, увеличивается численность беженцев из "горячих точек", где полыхают межэтнические конфликты и войны.

Ныне в мире миллионы людей оторваны от своей этнической родины. А этнополи-тическую ситуацию в обществе во многом определяет положение национальных мень-шинств, проживающих в государстве. Большинство государств рассматривает одноимен-ные с ним национальные меньшинства, живущие в иных странах, как объект собственных легитимных интересов. Проявление дискриминации к ним на государственном уровне может стать детонатором нестабильности в обществе. Это, в свою очередь, ставит на повестку дня проблему межэтнического конфликта, пересмотра границ и т. д. Вопросы границ в посткоммунистическом мире приобрели особенно опасный характер. Главней-шее условие стабильности - признание нерушимости границ, уважение и обеспечение прав национальных меньшинств.

В Парижской хартии для новой Европы, принятой 21 ноября 1991 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству на европейском континенте, отмечается: "Этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена, а лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность".

Актуализируется в этнополитике проблема путей разрешения конфликтов. Стано-вление и развитие многонационального государства не проходит бесконфликтно. Среди прочих возможных конфликтов на этнонациональной почве можно назвать: 1) многона-циональность страны, в которой представители различных этносов неоднозначно оцени-вают перспективу государственного строительства; 2) различная оценка роли националь-ных традиций, политических символов, национальной идеи, (652) родного языка и т. п. в политической системе; 3) борьба различных этногруппировок за участие их представи-телей во властных структурах; 4) воздействие на межэтнические процессы извне, особенно государств, использующих диаспору для достижения определенных целей (так, поводом для вторжения гитлеровской Германии в Чехословакию была якобы необходи-мость защиты проживающего там немецкого меньшинства). Наиболее распространенным является конфликт идентичности, характерный для общества, где субъект отождествляет себя не с обществом (государством), а с определенной этнической группой. Такие конф-ликты возникают в условиях противопоставления рас (ЮАР), этнической противополож-ности (бывший СССР, США и др.), осуществления права на пользование родным языком (Украина, Белоруссия, страны Балтии и др.), права на этническую территорию (Армения - Азербайджан, проблема курдов) и т. д.

В межэтническом конфликте можно выделить определенные стадии его вызревания и развития. Стадия первая - латентная, когда наблюдаются взаимное отчуждение, разногласия в кругу соплеменников, оскорбительные выпады против представителей другой нации. Вторая стадия - активная, когда последовательно насаждается в средствах массовой информации негативное отношение к другим этносам. Третья стадия – полити-ко-действенная: собрания, митинги, которые нагнетают напряжение в обществе. Наконец, стадия насилия и вооруженной борьбы вплоть до этноцида, массовой депортации и межэтнической войны. Этнический конфликт - это крайняя форма обострения и столкно-вения интересов наций, этнических групп. Его причина - нерешение или несправедливое решение национального вопроса в различных сферах общественной жизни, от чего зависит сохранение идентичности этнической общности.

Любой конфликт может иметь различные последствия: тупик, когда каждый участ-ник конфликта продолжает блокировать действия другого; принуждение, которое наибо-лее распространено в действиях многих современных государств; мирное урегулирова-ние, когда обеспечивается поиск взаимоприемлемых решений. В разрешении конф-ликтов важная роль принадлежит "третьей стороне", в лице независимых арбитров, способству-ющих демократическому обеспечению национальных прав конфликтующих сторон. (653)

Исторический опыт борьбы за украинскую государственность показал, что в преодолении и разрешении внутри- и межнациональных конфликтов, объединении народа ответственная роль принадлежит этнополитической элите. Известно, что Киевское государство стало добычей врагов потому, что было ослаблено междоусобной борьбой князей; казацкая демократическая республика пришла в упадок вследствие внутренней борьбы за гетманскую булаву. Украинская Народная Республика погибла из-за неумения лидеров различных политических сил поставить национальные интересы выше личных и классовых. Следует помнить, что Украина теряла свою государственность также вследст-вие предательства политической элитой национальных интересов или разжигания антиук-раинскими силами вражды между народом и его элитой, что всегда оканчивалось трагедией для всего украинского общества.

Успешное решение проблем становления украинского народа, его государственности во многом зависит от целенаправленной и взвешенной этнонациональной политики.