2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
Национальный вопрос непосредственно связан с требованием права наций, народов, этногрупп на самоопределение в разных формах, о чем шла речь выше. Ныне после распада многонациональных государств - СССР, СФРЮ, ЧССР и роста центробежных сил в Российской Федерации у определенной части молодых независимых государств можно наблюдать некоторую настороженность по отношению к вопросу о самоопределении. Часто выдвигают концепции, которые сводят этот принцип исключительно к праву на отделение, к сепаратизму, или, наоборот, его целиком отрицают, поскольку он таит в себе якобы угрозу территориальной целостности государства (Чечня, Карабах, Косово).
В современных условиях проблемы национального самоопределения актуальны, по крайней мере, в трех аспектах. Во-первых, самоопределение действительно может приве-сти к государственному отделению и созданию национального государства. Для многона-циональных обществ и государств это означает распад, как это происходит с империями. Во-вторых, национальное самоопределение может означать на практике добровольное, на основе демократического волеизъявления народа вхождение его в унитарное или союзное государство или создание федеративных государств на действительно равноправной основе. В-третьих, сейчас происходит интеграция издавна независимых национальных государств в крупные образования типа Европейского Экономического Сообщества, в которых согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интеграции. Такие образования лучше отвечают интересам национального прогресса, не ущемляя государственный суверенитет наций. Сложные процессы интеграции происходят и в СНГ. Причины (650) трудностей здесь и в памяти наций о недавнем негативном опыте неравноправного положения республик в бывшем СССР, и в нынешнем стремлении некоторых кругов ускорить процесс интеграции и образовать надгосударственные структуры, что грозит потерей независимости каждому из участников содружества. Европейские страны пришли к необходимости интеграции, пройдя длительный путь национального развития, и, достигнув колоссального прогресса на этом пути, теперь постепенно интегрируются, чтобы стать еще богаче. Этого нельзя сказать о СНГ.
Итак право национального самоопределения – это право каждого этноса самому определять формы национально-государственного существования, устанавливать связи с соседями в интересах собственного процветания. Быть за национальное самоопределение – значит быть против насильственного удерживания любого этноса в границах многона-ционального государства, против попыток силой определить судьбу другой нации. Процветание многонационального государства, например, Российской Федерации, невоз-можно без подлинной реализации права каждого народа на самоопределение. Молодые государства (такие, как страны Балтии, Босния, Грузия, Молдова, Казахстан, Югославия, Таджикистан и др.) не могут рассчитывать на общественный прогресс, если будут ущемляться права других, живущих на территории этих стран этносов. В этнополитике право на самоопределение признается всеми. Но есть силы, всемерно препятствующие его реализации. В. И. Ленин, например, активно пропагандировал идеи самоопределения, но на практике сам был организатором оккупации и насильственного присоединения независимых республик к РСФСР.
История показывает, что чем более демократичным будет многонациональное государство, чем больше реальных прав и полномочий получают этносы, тем активнее будет их стремление к единению и интеграции. И наоборот, как только в обществе берут верх имперские настроения, так возникает подозрительность в отношении национального самоопределения, желание, с одной стороны, превратить его в "пустой лозунг”, с другой -
вообще отбросить.
В реализации права на самоопределение представляет сложность проблема национа-льных меньшинств. В усло(651)виях растущей миграции каждая страна становится все более многонациональной. В странах Запада увеличивается численность политэмигран-тов, эмигрантов-интеллектуалов, иностранных рабочих, в том числе из стран СНГ. Процесс миграции населения происходил и в бывшем СССР, в котором люди разных национальностей смешивались в связи с хозяйственной деятельностью или принудите-льно. В настоящее время идет обратный процесс. С образованием независимых государств многие мигранты возвращаются на свою этническую родину, увеличивается численность беженцев из "горячих точек", где полыхают межэтнические конфликты и войны.
Ныне в мире миллионы людей оторваны от своей этнической родины. А этнополи-тическую ситуацию в обществе во многом определяет положение национальных мень-шинств, проживающих в государстве. Большинство государств рассматривает одноимен-ные с ним национальные меньшинства, живущие в иных странах, как объект собственных легитимных интересов. Проявление дискриминации к ним на государственном уровне может стать детонатором нестабильности в обществе. Это, в свою очередь, ставит на повестку дня проблему межэтнического конфликта, пересмотра границ и т. д. Вопросы границ в посткоммунистическом мире приобрели особенно опасный характер. Главней-шее условие стабильности - признание нерушимости границ, уважение и обеспечение прав национальных меньшинств.
В Парижской хартии для новой Европы, принятой 21 ноября 1991 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству на европейском континенте, отмечается: "Этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена, а лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность".
Актуализируется в этнополитике проблема путей разрешения конфликтов. Стано-вление и развитие многонационального государства не проходит бесконфликтно. Среди прочих возможных конфликтов на этнонациональной почве можно назвать: 1) многона-циональность страны, в которой представители различных этносов неоднозначно оцени-вают перспективу государственного строительства; 2) различная оценка роли националь-ных традиций, политических символов, национальной идеи, (652) родного языка и т. п. в политической системе; 3) борьба различных этногруппировок за участие их представи-телей во властных структурах; 4) воздействие на межэтнические процессы извне, особенно государств, использующих диаспору для достижения определенных целей (так, поводом для вторжения гитлеровской Германии в Чехословакию была якобы необходи-мость защиты проживающего там немецкого меньшинства). Наиболее распространенным является конфликт идентичности, характерный для общества, где субъект отождествляет себя не с обществом (государством), а с определенной этнической группой. Такие конф-ликты возникают в условиях противопоставления рас (ЮАР), этнической противополож-ности (бывший СССР, США и др.), осуществления права на пользование родным языком (Украина, Белоруссия, страны Балтии и др.), права на этническую территорию (Армения - Азербайджан, проблема курдов) и т. д.
В межэтническом конфликте можно выделить определенные стадии его вызревания и развития. Стадия первая - латентная, когда наблюдаются взаимное отчуждение, разногласия в кругу соплеменников, оскорбительные выпады против представителей другой нации. Вторая стадия - активная, когда последовательно насаждается в средствах массовой информации негативное отношение к другим этносам. Третья стадия – полити-ко-действенная: собрания, митинги, которые нагнетают напряжение в обществе. Наконец, стадия насилия и вооруженной борьбы вплоть до этноцида, массовой депортации и межэтнической войны. Этнический конфликт - это крайняя форма обострения и столкно-вения интересов наций, этнических групп. Его причина - нерешение или несправедливое решение национального вопроса в различных сферах общественной жизни, от чего зависит сохранение идентичности этнической общности.
Любой конфликт может иметь различные последствия: тупик, когда каждый участ-ник конфликта продолжает блокировать действия другого; принуждение, которое наибо-лее распространено в действиях многих современных государств; мирное урегулирова-ние, когда обеспечивается поиск взаимоприемлемых решений. В разрешении конф-ликтов важная роль принадлежит "третьей стороне", в лице независимых арбитров, способству-ющих демократическому обеспечению национальных прав конфликтующих сторон. (653)
Исторический опыт борьбы за украинскую государственность показал, что в преодолении и разрешении внутри- и межнациональных конфликтов, объединении народа ответственная роль принадлежит этнополитической элите. Известно, что Киевское государство стало добычей врагов потому, что было ослаблено междоусобной борьбой князей; казацкая демократическая республика пришла в упадок вследствие внутренней борьбы за гетманскую булаву. Украинская Народная Республика погибла из-за неумения лидеров различных политических сил поставить национальные интересы выше личных и классовых. Следует помнить, что Украина теряла свою государственность также вследст-вие предательства политической элитой национальных интересов или разжигания антиук-раинскими силами вражды между народом и его элитой, что всегда оканчивалось трагедией для всего украинского общества.
Успешное решение проблем становления украинского народа, его государственности во многом зависит от целенаправленной и взвешенной этнонациональной политики.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791