2. Особенности современной демократии
Современная демократия, хотя и выросла из классической либеральной политической системы и имеет с ней общие фундаментальные черты, все же существенно от нее отли-чается. Главные особенности либеральной демократии определяются тем, что в основе ее лежит синтез различных идей, концепций и форм (699) организации. В ней сочетаются традиционные либеральные ценности с идеями и ценностями, заимствован-ными у других духовных и социально-политических тенденций и движений – христианства, коммунизма, социализма, постиндустриального информационного общест-ва (равенство, справедли-вость, новое, адекватное современным условиям, взаимодействие социума с окружающей средой и т. п.).
Конкретная специфика современной демократии заключается в более широкой трак-товке народа как важнейшего концепта демократии. Общим здесь является то, что либе-ральная демократия, как и классическая, интерпретирует народ как главный источник политической власти. Вместе с тем здесь начинаются и различия: в классической либе-ральной концепции народ как субъект власти отождествляется с собственниками мужчи-нами, из него исключались целые социальные и демографические группы. Вплоть до XIX в. во многих западных демократиях сохранялись имущественные и другие цензы, то есть обязательные условия, без которых человек не имел права участвовать в голосовании. Либеральная демократия, исходя из тезиса "народ - субъект власти", преодолевает эти ограничения, раздвигает узкие рамки понятия "народ", и тем самым поднимает демократию на более высокий уровень. Одновременно она исходит из того, что не личность и не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве. Заинтересованная группа - это центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Личность же при этом как бы оттесняется на второй план.
Логика данной позиции заключается в том, что индивид без группы - словно безжиз-ненная абстракция. Только в группе и межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации, мотивы поведения и политической деятельности. В составе групп личность обретает возможность выражения и защиты своих интересов. Точно так же и народ, представляя собой сложное, внутренне противоречивое образование, не может выступать непосредственным субъектом политики. Образующие народ группы конкурируют между собой в борьбе за власть. В таких условиях роль демократии заключается в том, чтобы (700) учитывать и стимулировать многообразие, предоставлять возможность гражданам объединяться, открыто выражать свои мнения, а главное - обеспечивать решения, которые учитывали бы баланс интересов различных групп. Здесь политический порядок, следовательно, не в наличии неких беспроблемности и бесконфликтности (такой порядок можно было бы назвать кладбищенским, ибо в нем отсутствует сама жизнь), а в соединении противоположных, диссонирующих частей. Подобный, кажущийся беспорядок, в действительности способен обеспечить стабиль-ность общества. Р. Арон, оценивая идеи Ш. Л. Монтескье, в том числе идею равновесия политических сил, как главного условия политической свободы, отметил: "Концепция социального консенсуса представляется как равновесие сил или как мир, установившийся в результате действий и противодействий одних социальных групп по отношению к другим" [Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. - С. 49].
Особенностью либеральной демократии является присущий ей принцип согласия и консенсуса. Он объективно обусловлен самой сущностью этой демократии. Ее социальной основой, как сказано выше, является взаимодействие групповых интересов, достижение их баланса. Даже пересмотренные теории демократии, акцентирующие в большей степени внимание на политических партиях, чем на группах, подчеркивали активную роль последних в политике. В 1951 г. Г. Трумэн – первый послевоенный президент США – зая-вил: "Открытое плюралистическое соревнование различных заинтересованных групп гарантирует, что в американском обществе не будет доминировать только одна правящая элита".
Понятно, что влияние на власть различных общественных групп неодинаково, наиболее приоритетно оно со стороны групп бизнеса, бюрократии, военно-промышленного комплекса, профсоюзов. Именно эти группы располагают большими ресурсами власти: в их руках финансы, материальные блага, СМИ, управленческий аппарат, силовые структуры. Эти группы располагают высоким уровнем знаний. Они активны политически, хорошо организованы. Фактическое неравенство общественных групп (несмотря на то, что к концу XX в. западные государства значительно продвинулись вперед по пути уравнивания жизненных шансов), а также весьма сложный процесс принятия консенсусных (701) решений, заметно снижают эффективность либеральной демократии. Некоторые даже заявляют о ее консервативном характере. Политические элиты в этой интерпретации уже не являются лучшими, чем народные массы, стражами демократических идеалов. Политическое недоверие и разочарование в США, например, в
70-е годы овладели даже самыми образованными слоями населения страны. Этому, в частности, способствовало Уотергейтское дело, бросившее тень на демократические основы американского общества.
Однако реальная жизнь Запада в конечном счете свидетельствует в пользу либеральной, а не коллективистской демократии. Если первая, преодолевая внутренние недостатки и противоречия, все же функционирует и обеспечивает определенный уровень интеграции и стабильности общества, то вторая показала свою полную несостоятельность. Наиболее красноречиво об этом свидетельствует современная Восточная Европа, многие
государства которой просто физически исчезли, распавшись на мелкие фрагменты.
При всем своем разнообразии западные политические системы демонстрируют довольно высокую стабильность. Присущее им разнообразие обусловлено своеобразием их социально-культурного развития, специфичностью конфликтов и разногласий, с которыми столкнулись все эти страны: субъект против доминирующих культур, церковь против светских властей, деревня против города, рабочие против работодателей и др. И все же вопреки расхождению интересов, порождаемому индустриализацией, была создана жизнеспособная система принятия политических решений, обеспечена стабильность политических систем. Обусловлено это было прежде всего верой в эффективность и леги-
тимность существующих режимов.
В целом, видимо, следует согласиться с идеей Липсета ("Политический человек" - 1961) о причинно-следственной зависимости демократии от уровня экономического развития. Это подтверждается, в частности, такими данными. Все 19 стран, которые мировое сообщество считает последовательно демократическими, принадлежат к числу экономически развитых. В свою очередь, в наиболее демократических странах особенную
приверженность к демократии проявляют слои населения с высшими и средними доходами. По результатам (702) национального опроса, проведенного в США в середине
80-х годов, число сторонников демократии в зависимости от получаемых ими доходов выглядит (в проц.) так [См.: Janda Kenneth, Berry Jeffrey, Goldman Jerry. The Challenge of Democracy. Government in America. Second Edition. - New Jersi. - P. 56]:
больше $ 40.000 80
$30.000 -$39.999 64
$20.000 -$29.999 63
$10.000 -$19.999 59
меньше $ 10.000 43
Теоретическое обоснование корреляции уровней развития демократии и экономики таково. Более развитая экономическая система обеспечивает увеличение доходов, лучшее образование и формирование многочисленного среднего класса. В свою очередь растущие доходы и образование ведут к уменьшению радикализма среди низших классов и возрастанию эволюционной перспективы. Средний же класс действует как буфер между высшими и низшими классами. А все это вместе снимает остроту классовых конфликтов, порождает ряд посреднических институтов между правительством и гражданами.
Либеральному демократизму свойственна иная роль государства. В классических либеральных политических системах компетенция и сфера его деятельности ограничены преимущественно охраной общественного порядка, безопасности, прав граждан и социального мира. Важнейший из принципов его деятельности - невмешательство в дела гражданского общества, в экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.
Принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости приводило к усилению социальной дифференциации, обострению социальных конфликтов и в конечном счете к известной дезинтеграции социума. Либерально-демократическое государство - это не "ночной сторож", а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общества и поддерживающий в нем социальную справедливость. Государство здесь также и арбитр, гарантирующий соблюдение законов, правил игры в соревновании общественных групп и не допускающий монополизации власти. Такое государство - гарант динамичности и стабильности общества. (703)
Сказанное, тем не менее, не следует представлять как некое прямолинейное возрастание роли государства в условиях либеральной демократии. Это - процесс более многомерный, чем кажется на первый взгляд. Определенному расширению функций государства сопутствуют адекватные механизмы сдержек и противовесов. Если в условиях классического либерализма сдержки и противовесы распространялись главным образом на институциональную систему (разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную), то теперь они охватывают и социальную сферу. В последней
функцию сдержек и противовесов выполняют группы - соперники. К тому же и само разделение власти в современных условиях более глубоко и разносторонне. В США существующая ныне политическая система даже получила новое название - "разделенная демократия". Здесь не ограничились разделением власти на три ветви, но и конституционно предусмотрели разделение функций между Конгрессом и Президентом, Федеральным центром и штатами, а также различное влияние партий на палаты Конгресса и исполнительную власть.
Либерально-демократические системы, кроме того, характеризуются:
- диффузией, распылением власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными структурами, группами влияния, политическими партиями;
- наличием в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего строя;
- демократической организацией самих базисных групп как условием адекватного представительства интересов составляющих их граждан.
О конкретном функционировании либеральных демократий речь пойдет далее.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791