3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
Это содержание изменяется вместе с развитием экономики. Так, в послеоктябрьский (1917 г.) период в условиях гражданский войны проводилась политика военного коммунизма, основанная на жесткой централизации всей хозяйственной жизни. Важнейшим элементом этой политики была продразверстка, предполагавшая изъятие государством у крестьян в целях снабжения армии и го(603)родов всей производимой продукции за исключением самой необходимой части для питания, посева и фуража. За изъятую продукцию государство расплачивалось обесценившимися денежными знаками. Продовольствие распределялось по карточкам, частная торговля запрещалась.
В промышленности были национализированы крупные и средние предприятия, на них введена военная дисциплина. Управление сосредоточивалось в Высшем совете народного хозяйства, при котором были созданы главки с диктаторскими функциями. Избыточный выпуск в обращение бумажных денег, начатый еще при царском режиме и усиленный Временным правительством после Февральской революции приобрел огром-ные темпы и породил гиперинфляцию. Цены с 1913 по 1921 г. увеличились в 16 800 раз. Коробка спичек, например, оценивалась миллионами советских рублей. В этих условиях, естественно, происходила натурализация обмена. Предприятия отпускали и получали продукцию бесплатно по ордерам, были отменены долги и налоги, а все денеж-ные доходы предприятий передавались государству. Заработная плата на 70-90% выдавалась в натуре по карточкам, плата за жилье и многие другие виды услуг отменялась.
Банковская и кредитная системы практически перестали существовать, так как Народный банк был передан ВСНХ и стал, по существу, центральной расчетной кассой, а кредитование заменено централизованным финансированием и материально-техническим снабжением.
Как всегда в подобных ситуациях, получил развитие "черный рынок". Несмотря на строжайшие запрете "мешочники" доставляли в город такое количество хлеба, которое сравнимо с заготовками по продразверстке. При этом на роль всеобщего эквивалента обмена выдвигались соль, зерно, мука. Например, на Сухаревской "толкучке" в Москве за печеный хлеб или соль можно было выменять любой другой товар.
Такая экономическая политика дала возможность государственной власти выстоять в гражданской войне, но она была разрушительна для народного хозяйства и вела к острым политическим кризисам. Поэтому после окончания гражданской войны в марте 1921 г. была введена новая экономическая политика (нэп). (604)
Центральным пунктом нэпа стала замена продразверстки продналогом. Последний устанавливался на уровне 20% от чистого продукта. Это значит, что крестьяне могли сдавать государству почти в два раза менше хлеба, чем по продразверстке. Позже налог был снижен. После сдачи продналога крестьянин сам мог распоряжаться своей про-дукцией. Ему разрешалось продавать ее государству либо выносить на свободный рынок.
В промышленности упразднялись главки, вместо них создавались тресты, объединившие предприятия, которые стали хозяйственно и финансово независимыми. Высший совет народного хозяйства из экономического диктатора превратился в координационный центр. Получил развитие хозрасчет (сам термин появился в это время), использовался принцип материальной заинтересованности. Рабочим выплачивались премии из прибыли, руководство трестов также премировалось в зависимости от эффек-тивности работы. Некоторые предприятия были переданы в аренду или денационализи-рованы. Возник частный сектор. В 1921 г. начал функционировать Госбанк, осуществля-вший кредитование на коммерческой основе. Появился ряд специализированных банков.
Вместо обесценившихся совзнаков в 1922 г. была выпущена новая денежная единица - червонец, который был обеспечен золотом и свободно обменивался на золото и основные иностранные валюты на валютних рынках страны и за рубежом.
В результате проведения нэпа с 1921 по 1926 год промышленное производство увеличилось более чем в три раза, сельскохозяйственное производство - в два раза. Экономика развивалась очень динамично. Однако постепенно тресты и синдикаты, созданные в промышленности, превратились в монополистов и начали диктовать монопольно высокие цены, что осенью 1923 г. привело к затовариванию и прекращению роста производства. В этих условиях государство провело широкую кампанию по снижению цен. Такие кампании периодически повторялись.
В дальнейшем в связи с необходимостью индустриализации возник вопрос о ее источниках. Так как страна была аграрной, то основная часть прибавочного продукта, который мог быть использован для индустриализации, создавалась в сельском хозяйстве. Изъять его у (605) многомиллионного крестьянства было чрезвычайно трудно. Это подтолкнуло Сталина к ускоренной коллективизации, которая давала возможность посредством хлебозаготовок изымать у колхозов намеченный объем продукции. Принудительная коллективизация нанесла серьезный ущерб сельскому хозяйству. Но заготовки зерна в 1929 г. по сравнению с 1928 г. выросли болем чем в полтора раза, а в 1930 г. - более чем в два раза, что дало возможность за счет экспорта хлеба обеспечить 40% валютной выручки, которая была использована для импорта машин и оборудования.
После 1929 г. в экономике стали преобладать административные методы. Свертыва-лись товарно-денежные отношения. В 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа. Для государственных предприятий вместо долгосрочного кредита вводилось безвозврат-ное финансирование. Коммерческий кредит одних предприятий другим запрещался. Был приостановлен свободный обмен червонцев на золото, ликвидирован частный валютный рынок. Началось всеобщее огосударствление экономики, которое просуществовало в различных формах до конца 80-х годов.
Конкретное содержание экономической политики в годы Великой Отечественной войны, в восстановительный период, в 50-е, 60-е и 70-е годы имеет свои особенности, но ее основные методологические принципы остаются неизменными и характеризуются административно-командным подходом к экономике. С первых дней существования советского режима произошло, по существу, слияние экономической политики КПСС и экономической политики государства.
Командно-административные методы могут бать эффективными в различных кризисных ситуациях в раннеиндустриальном обществе, основанном на экстенсивном росте производства с относительно стабильной и немногочисленной номенклатурой продукции. Однако в условиях НТР, быстрых изменений потрібностей производителей и потребителей, смены производимой продукции, необходимости учета в организации производства личностных качеств человека эти методы не могут обеспечить решения стоящих перед обществом задач. Поэтому замена административно-командной экономики и присущего ей типа экономической поли(606)тики неизбежна. Вместо тотального планово-директивного централизованного планирования необходимо гибкое макроэконо-мическое регулирование, дающее экономическую свободу хозяйствующим субъектам, но препятствующее развитию неблагоприятных тенденций (монополизма, чрезмерной дифференциации населения по уровню жизни и др.).
Такая экономическая политика связана с переходом к рыночной экономике. После распада СССР образовавшиеся независимые государства проводят собственную экономическую политику.
Экономическая политика Украины на современном этапе имеет целью переход к социально ориентированной рыночной экономике. Разработанная концепция предпола-гает прежде всего,реформирование отношений собственности и развитие предпринимате-льства. Уже принят ряд соответствующих законов и осуществляются практические меры по разгосударствлению и приватизации, .развитию многообразия форм собственности. В наследство от административно-командной системы республике достались монополизи-рованные производственно-хозяйственные структуры, поэтому необходима демонополи-зация экономики, что создаст конкурентную среду для предпринимателей.
Правительство Украины принимает меры по укреплению собственной денежно-финансовой системы, оздоровлению бюджета, реформе банковского дела, нормализации денежного обращения и переходу к свободному ценообразованию. Начинает формироваться рыночная инфраструктура. Возникли товарные и фондове биржи, складывается рынок труда.
В этих процессах, особенно на первых этапах, активная роль принадлежит государству, которое призвано путем регулирования обеспечить управляемый ход экономических реформ. Важное значение здесь имеет индикативное и бюджетное планирование, налоговое и ценовое регулирование.
Различные политические силы Украины выдвигают в своих программах несовпадающие, а иногда и противоположные направления экономической политики. Так,
некоторые выступают за выход Украины из СНГ, ее формальное экономическое обособление. Другие настаивают на необходимости сохранения сложившихся (607) экономических связей и их постепенную перестройку на новых принципах.
К положительным явлениям середины 90-х годов необходимо отнести постепенную смену модели экономического развития Украины, устранение старой системы централизованного распределения ресурсов и директивного контроля со стороны государства, трансформацию, несмотря на многие издержки, отношений собственности, ликвидацию тотального дефицита товаров, переход части населения в сферу частного предпринимательства.
Дальнейшее реформирование экономики требует чрезвычайно взвешенной и ответственной экономической политики. Пройденный путь реально, практически показывает, что жизненно и должно развиваться, а что не оправдало себя и должно быть отброшено.
Стратегией социально-экономического развития на 2000-2004 годы, изложенной в президентском послании Верховной Раде (январь 2000 г.) "Украина: поступь в XXI век" определяются пути вывода украинской экономики на траекторию устоявшегося развития, сочетания политики структурных изменений и экономического роста с активной и сильной социальной политикой государства. Ее основные приоритеты в следующем: достижение ежегодных темпов роста ВВП на уровне 6-7 %; структурная перестройка промышленности и развитие инневационной модели экономического роста; осуществле-ние активной аграрной политики, направленной на создание современной базы материаль-но-технического обеспечения сельскохозяйственного производства и приоритетное развитие перерабатывающей и пищевой промышленности;' перестройка социальной сферы путем осуществления политики доходов и реформирования системы оплаты труда, преодоление искусственного занижения стоимости рабочей силы и низкого уровня социальных расходов.
В конечном счете содержание экономической политики можно проверять, изменять и корректировать только на основе обобщения практического опыта.
Знание общих закономерностей экономического развития, особенностей состояния хозяйства в данный момент, учет всей совокупности влияющих на него факторов, имеющегося практического опыта - необходимые условия научности и эффективности экономической политики. (608)
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791