logo search
Политология-учебникСазонова-хх

Глава I

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Сегодня не только политика, но и политология почти у всех на слуху. Политики заигрывают с избирателями, сражаются в парламентах, якобы имея в виду их насущные интересы, а чаще - свои собственные. В политику оказались вовлеченными многомиллионные массы граждан. Ученые-политологи наблюдают, анализируют, прогнозируют, занимаются просветительской деятельностью. Студенческой молодежи предложен ранее неведомый курс политологии, логика, структура и содержание которого, увы, все еще пребывают в процессе 'осмысления, теоретико-методологической и дидактической разработки и становления. Важными в этих условиях являются обоснованные и четкие ответы на вопросы: каков характер этой науки, что является предметом ее анализа, каким научным инструментарием пользуется наука, каковы характер задач и конкретные функции этих специфических знаний? Все это и составляет содержание данной главы.

1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

1.1. Возникновение политологии

Сам термин "политология" указывает на то, что это отражение особой сферы жизни общества - политики. Все так просто... Политология - это наука о политике? Главный ответ найден? И да, и нет! Конечно же, первое политическое знание появилось как идеальное отражение новых для человеческого социума политических отношений, политики. Вместе с тем можно считать: ответ на вопрос, что это за наука, каков предмет ее изучения, еще отсутствует. Для устранения этого белого пятна в нашем знании следует прежде всего дать ответ на вопрос: что такое политика, в чем ее суть, когда она появилась, каков был ее генезис. Исчерпывающий ответ на эти вопросы будет дан в специальной главе. Здесь ограничимся указанием на самое главное. Только тогда станет ясным, можно ли политологию характеризовать как науку о политике. До этого, в известной мере условно, примем такое ее толкование.

Политика как специфический социальный феномен появилась, когда общество из своего естественного состояния - социальные связи регулировались традиционными нормами, привычками, запросами, а осуществлялись вождями и наиболее авторитетными

представителями родов и племен - превращается в упорядоченное сообщество. В нем появляется господство как средство упорядочения социальных связей, причем осуществляется оно уже определенными структурами. Это знаменует конец дополитической организации общества и появление политики. Одновременно появляется и идеальное отражение в головах мыслителей этих новых реалий.

Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологичес-кая трактовка. У всех древних народов в II-I тысячелетиях до н.э. господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка. С середины I тысячелетия до н.э. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции. Они содержатся в трудах Платона, Аристотеля и носят характер философско-этических взглядов. В Древней Греции, главным образом в Афинах, происходит нечто такое, что сегодня кажется чем-то само собой разумеющимся, но во всемирно-историческом плане выступает как экстраординарное явление: законы и сами формы государства здесь перестают приниматься на веру, их начинают анализировать, критиковать и даже отклонять. Здесь зарождается идея политической справедливости, в рамках которой законы и политические институты подвергаются нравственной критике.

Все это и означает появление первого научного знания о политике. Можно утверждать, что тут мы сталкиваемся с первыми элементами будущей научной системы - политологии. На основании этого знания через эпохи средневековья и модернизма, вплоть до Гражданской войны в США 1861 - 1865 гг., формируется и развивается философская система политического знания, представляющая собой нормативное политическое знание, концентрирующее свое внимание прежде всего на таких ценностях и идеалах как свобода, справедливость, демократия, рынок, выбор и т. д. Границами второй ступени развития политологии можно, видимо, считать, Гражданскую войну в Америке и Вторую мировую войну. Это - период преимущественно эмпирического развития науки, когда она все еще не обрела автономности и развивалась не только в рамках социологии (работы М. Дюркгейма, М. Вебера, А. де Токвиля и др.), но и в многочисленных трудах американских исследователей, переключивших внимание с ценностей и идеалов на деятельность социальных групп, политических организаций, изучение конфликтов и способов их разрешения. При этом применялись новые методики анализа, в частности, использовались возможности точных наук: математики, статистики и др.

В границах этого этапа политические знания выходят из-под опеки юридической науки. В XIX и первой половине XX в. исследования политических феноменов, в частности такого, как государство, приравнивались к изучению государственного права, а именно двух его ветвей: конституционной и административной. Здесь доминировало институциональное и функциональное видение политики; она сводилась, с одной стороны, к изучению государственных структур, уполномоченных издавать безличност-ные и общие нормы, с другой стороны, к своеобразному дополнению к административ-ному праву, направленному на лучшее понимание системы управления как инструмента политической власти. Не приходится удивляться, почему чуть ли не каждый второй юрист склонен считать себя политологом, хотя, как увидим позже, это очень далеко от истины.

После Второй мировой войны началась третья стадия развития политической науки, которая продолжается и до наших дней. Она характеризуется поистине научной рефлексией, критическим переосмыслением накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением. Теперь политология – это уже самостоятельная, автономная наука, имеющая свой предмет и инструментарий его познания и представляющая собой систему, включающую методологическое, философское, теоретическое, социологическое и эмпирически-прикладное знание.

Возникновение профессиональной политической науки было обусловлено рядом объективных факторов. Назовем основные из них. 1. Общественная потребность, прояв-ляющаяся в необходимости более рациональной организации государственной власти, ухода от интуитивного понимания проблем политики. Эта потребность усиливалась вместе с усложнением политической жизни, функций власти, с расширением масштабов политического процесса и особенно с демократическим этапом нового времени. 2. Общий процесс становления научного познания мира и общества, характеризующийся, с одной стороны, дифференциацией научного знания, выделением из натурфилософии самостоя-тельного политического знания, а с другой – интеграции последнего с другими общест-венными науками: социологией, психологией, антропологией и др. 3. Специфика развития самой политической науки, формирование которой как автономной сопровождалось разделением ее на философскую (методологическую), научную и эмпирическую. 4. Поз-нание политических событий неполитическими и ненаучными средствами - в литера-турном и художественном творчестве, усилиями эволюционирующего политического сознания и самосознания общества, постоянными поисками человеком объяснения явлений политики. Это давало искаженный ее образ и требовало научной рефлексии.